Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИЧИНЫ И ХАРАКТЕР АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПОРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Естественно, что каждый подросток имеет свои личностно неповторимые характерологические особенности, проявляющиеся в манерах поведения и способах реализации конфликтных ситуаций. Очень часто агрессивность подростков связана с ограниченностью и шаткостью интересов, включая познавательных, отсутствием увлечений примитивностью и скудностью ценностных ориентаций. Эти дети, как правило, слабо интеллектуально развиты, имеют повышенную подражательность и внушаемость, у них не развиты нравственные представления. Они эмоционально грубы, озлобленны как на своих сверстников, так и на взрослых, окружающих их. Такие подростки обладают крайней самооценкой (либо максимально завышенной, либо максимально заниженной), повышенной тревожностью, чрезмерными социофобиями, эгоцентризмом, неумением выходить из сложных жизненных ситуаций. Для них защитные механизмы являются преобладающими в регулировании своего поведения [3]. При этом важно отметить, что в группе агрессивных подростков можно встретить детей достаточно хорошо социально и интеллектуально развитых. Для такой категории детей агрессивность является средством показа и проявления своей взрослости, демонстрации самостоятельности и престижа. Они, как правило, вступают в противоречие с официальным руководством школы, выступают в качестве оппозиции, конфликтуют с учителями, показывая свою независимость. Используя реальную физическую силу, они пытаются добиться неформальной, но более авторитетной власти. В руках этих неформальных лидеров, достаточно часто, концентрируется большая организующая сила, поскольку они используют достаточно популярный, среди сверстников, принцип справедливости [14]. Исходя из этого, чтобы раскрыть причины и характер агрессивного поведения подростков, необходимо провести определенную классификацию и сформулировать условную типологию. Попытки разработки подобной типологии неоднократно предпринимались в зарубежной и отечественной психологической науке. При этом мнения исследователей разделились на тех, которые базируются на психосоциальном развитии детей и тех которые в основу кладут их психофизиологические различия. Можно выделить три подростковые группы, где:
 первую группу составляют дети, имеющие психопатические черты характера;
 во вторую группу включены дети с задержками умственного развития;
 к третьей группе относятся дети без патологических отклонений, но имеющие отрицательное воспитание, лишенные должного внимания со стороны взрослых, что привело к упрямству, вседозволенности и как результат - к агрессивности и другим формам отклонений [6].
Можно сформулировать три типа нарушений поведения подростков, с позиции деструктивной направленности:


1. Тип нарушения поведения, проявляющийся в одиночной агрессивности. Кроме тех диагностических критериев, которые указаны выше, в поведенческих нарушениях, описываемых подростков, наблюдаются доминанты агрессивного поведения, проявляющиеся в вербальном или физическом плане. Чаще всего оно направлено против родственников и взрослых. Данные подростки проявляют склонность к наглости, постоянной лжи, словесной брани, враждебности, негативизму и непокорности по отношению к взрослым, вандализму и прогулам. Подростки, имеющие подобный тип нарушений поведения, даже не предпринимают попыток, чтобы скрыть свои антисоциальные действия. Они достаточно рано вовлекаются в употребление табака, алкоголя и наркотиков, а также в сексуальную жизнь. Антисоциальное агрессивное поведение может проявляться в виде хулиганских поступков, а также жестокой физической агрессии в отношении своих сверстников. В крайних случаях может наблюдаться воровство, физическое насилие и дезорганизация поведения.
Многие эти подростки имеют нарушения социальных связей, что не дает им возможность устанавливать нормальные отношения со своими сверстниками. Они как правило пытаются изолировать себя от сверстников. Отдельные из них предпочитают дружить со старшими или наоборот с младшими, либо устанавливают отношения с молодыми людьми, имеющими антисоциальное поведение. Большинству подростков, одиночной агрессивности, характерна низкая самооценка, несмотря на проецирование ими, иногда, образа жестокости. Их не интересуют чувства. желания и благополучие других людей. Достаточно редко они испытывают чувство угрызения совести или вины за свое бездушие, чаше они пытаются переложить вину на других. Для этих подростков характерны сильные проявления таких психических состояний, как: фрустрация, гипертрофированная потребность в зависимости, при этом игнорируют любую форму проявления дисциплины. Подобная форма недостаточной социабельности наблюдается не только в крайних агрессивных проявлениях, в самых разнообразных социальных явлениях, но и в отсутствии тормозов сексуальных контактов. Главная отличительная особенность подростков подобного типа агрессивного поведения заключается в том, что для них характерна одиночная, а не групповая деятельность [13].
2. Тип нарушения поведения, проявляющийся в групповой агрессивности. Для данного типа поведения доминирует агрессия, через выражение групповой активности, вне дома, как правило в окружении сверстников. Оно проявляется в деструктивных актах вандализма, серьезных физических агрессивных выпадах против других. Важная динамическая характеристика такого поведения проявляется через постоянное воздействие группы на поведение подростков и в их постоянном желании быть зависимыми от нее, что проявляется в потребности являться членом данной группы. Исходя из этого, подростки с подобными нарушениями поведения, чаше дружат с ровесниками. Часто они заинтересованы в благополучии членов своей группы, не проявляют склонность к их обвинению или доносам на них [11].
3. Тип нарушения поведения, проявляющийся в непокорности и непослушании. Особенность нарушения поведения, проявляющееся в непокорности и непослушании, заключается в том, что подростки ведут себя вызывающе, с явной враждебностью и негативизмом, которые часто направлены на учителей и родителей. Подобные действия можно встретить и при других расстройствах поведения, но они не содержат элементов насилия в отношении других людей. Критериями диагностики данного типа расстройств поведения являются: мстительность и недоброжелательность; подозрительность и обидчивость; повышенная раздражительность; чрезмерная импульсивность; скрытое или открытое неприятие требований окружающих [8].
Подростки, имеющие подобные расстройства поведения, достаточно часто: раздражаются по-пустякам; сквернословят; возмущаются; вступают в конфликты со взрослыми; сердятся. Не выполняя просьбы и требования они, тем самым, создают конфликтные ситуации с окружающими их людьми. Предпринимают попытки в перекладывании собственных ошибок и трудностей на других людей. Подобное поведение постоянно проявляется в школе и дома, со взрослыми, учителями, родителями а также со своими сверстниками. Подобный вид нарушения поведения подростка, тормозит развитие взаимоотношений как со взрослыми людьми, так и со сверстниками, мешает учебе в школе. Такие подростки часто лишены друзей, они проявляют недовольство складывающимся человеческим отношениям. Несмотря на нормальное интеллектуальное развитие, они плохо успевают в школе, числятся в разряде отстающих. Постоянно вступают в конфликт с требованиями и всячески уходят от посторонней помощи [7]. Исходя из социальной направленности, агрессивное поведение можно разделить на: несоциализированное и социализированное. Первая группа включает подростков, имеющих негативное эмоциональное состояние, которое выступает в качестве реакции подростка на психическую травму или сложную стрессовую ситуацию, либо является следствием негативного решения каких-либо трудностей или проблем.


Вторая группа включает подростков, которые не имеют ярко выраженных эмоциональных состояний, однако являются легко адаптирующимися к различным негативным ситуациям из за слабо развитого уровня морально-волевой регуляции поведения [2]. Агрессивность, таким образом, это личностная характеристика, приобретенная и зафиксированная в ходе развития индивида в процессе социального научения и заключающаяся в реакциях агрессии на различные раздражители. Агрессивность оценивается количественными показателями реакций агрессии проявляющихся либо в действительности, либо в фантазиях индивида [9]. Важно помнить, что подростковый возраст для ребенка характеризуется сложными механизмами переориентации ценностей. Подросток стремится к новой социальной позиции, которая соответствует его возможностям и потребностям. Это вызывает у него стремление к социальному признанию, одобрению и принятию его в социальный мир сверстников и взрослых. Лишь решение этих жизненно важных задач позволит подростку пережить важное для него чувство собственной ценности [4]. Можно выделить четыре группы подростков деструктивного поведения с элементами агрессивности:
1. Первая группа подростков характеризуется устойчивым комплексом аморальных, аномальных примитивных потребительских потребностей, стремлению к праздному времяпрепровождению, ценностной деформацией. Типичными характеристиками данных подростков являются: отсутствие любых авторитетов; неуживчивость; эгоизм; душевная черствость и равнодушие к чужим бедам и переживаниям. Для них характерны такие качества, как: циничность, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. Их поведению характерна физическая агрессия [12].
2. Вторая группа, это подростки с деформированными ценностями и потребностями. Имея достаточно широкий круг интересов, для них характерно обостренное чувство индивидуализма, желание быть на привилегированном положении, притесняя младших и слабых. Для них характерны: повышенная раздражительность; лживость; циклическая быстрая смена настроения; импульсивность. Эти подростки имеют извращенное представление о товариществе и мужестве. Они получают удовольствие от чужой боли. Физическую силу они применяют ситуативно, лишь против слабых [10].
3. Третья группа, это подростки с внутренним конфликтом между позитивными и деформированными ценностями, потребностями, взглядами и отношениями. Их отличает: приспособленчество; односторонность интересов; лживость; притворство. Их не интересует стремление к достижению успеха, личным достижениям, они апатичны. Их деструктивное поведение проявляется в вербальной и косвенной агрессивности.
4. Четвертую группу составляют подростки, у которых потребности слабо деформированы, но при этом отсутствуют определенные интересы и весьма ограничен круг общения. Их характеризует: безволие; мнительность; заискивание перед более авторитетными и сильными людьми. Эти подростки трусливы и мстительны. Для их поведения характерны: негативизм и вербальная агрессивность.
Одной из серьезнейших проблем настоящего времени является тенденция роста агрессивности в среде подростков и количества преступлений совершенных молодыми людьми. При этом тревожным фактом является статистика увеличения количества тяжких преступлений совершенных против личности человека. Резко возросло количество ожесточенных подростковых драк. Агрессию и агрессоров всегда оценивали и оценивают в обществе крайне негативно: как культ грубости и антигуманизм [5]. Сформулировав четыре группы подростков деструктивного поведения с элементами агрессии, психологи многие годы постоянно изучали и изучают личностные особенности и поведенческую специфику детей-подростков. В результате появились виды агрессивности, среди которых необходимо выделить:
 нормативную, необходимую и важную для развития ребенка;
 ненормативную, предрасположенность к достаточно частой агрессии;
 защитная, как результат нарушения младенческого развития, закрепленное семейными проблемами. В данном случае агрессия выполняет функцию защиты от окружающего ребенка мира, который для него представляется опасным [1].

 
Список литературы
1. Агрессия у детей и подростков / под ред. Н.П. Платоновой. СПб.: Речь, 2006. - 336 с.
2. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. №6, 2000. - С. 112-121.
3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 512 с.
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2000. - 352 с.
5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991. - 144 с.
6. Журавлев В.С. почему агрессивны подростки? // Социс: социологические исследования. №2, 2001. - С. 134-136.
7. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М.: Изд. группа Прогресс, Универс, 1994. - 272 с.
8. Можгинский Ю.Б. Агрессия у подростков: Эмоциональный кризисный механизм. СПб.: Лань, 1999. - 127 с.
9. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии; мзд. 4, 2006. - 944 с.
10. Райс ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. - 196 с.
11. Семенчук Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Москва, 2001. - 254 с.
12. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения. М.: Владос, 2010. - 351 с.
13. Чижова С.Ю. Детская агрессивность: 100 ответов на родительское почему? / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. Ярославль, 2001. - 160 с.
14. Шеффер Д. Дети и подростки. Психология развития. СПб.: Питер, 2003. - 600 с.