Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ С ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ВНИМАНИЯ И УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Авторы:
Город:
Жиздра
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Значимость исследования проблемы учебной успешности старшеклассников, определяется возросшими требованиями к современным выпускникам общеобразовательной школы. Успешность обучения является ключевым вопросом образования. Она определяется соответствием между различными параметрами в оценке результата образования: качеством знаний, степенью сформированности умений и навыков, развитостью способностей, ценностных ориентаций, степенью соответствия этих параметров возможности и результату практического использования в жизни и профессиональной деятельности. Многие школьники старших классов оказываются не готовы в процессе учебы к принятию адекватного решения в ситуациях выбора, оптимальным образом соответствующего индивидуальным особенностям личности. Подобное соответствие определяет успешность школьного обучения. Изучением интеллекта занимались такие психологи как Э. Торндайк, Ч. Спирмен, В.Штерн, А. Пьерон, Р. Кэттел и др. В настоящее время многими исследователями отмечается снижение уровня успеваемости. Так, например, по данным Института возрастной физиологии РАО, свыше 70% учащихся испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы, и таким образом, попадают в разряд неуспешных в обучении.

Значимость проблемы измерения интеллекта и умственного развития в первую очередь определяется той ролью, которую они играют в разрешении комплекса социальных и индивидуально - психологических проблем человека. Интеллект опосредует успешность деятельности, выполняемой человеком, от него зависит разумность его поведения и взаимоотношений с окружающими, социальная ценность и социальный статус индивида. Интеллект играет важнейшую роль в структуре целостной индивидуальности. [23]. М.М. Безруких предостерегает: «Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире. Это серьезнейшая проблема именно потому, что она и социальная, и психологическая, и медицинская, и педагогическая...» [35]. Внимание в раннем юношеском возрасте, становится более избирательным, существенно зависящим от направленности их интересов. Поэтому подростки и юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. Д. Хэмилтон считает, что «невоспитанность» внимания, неумение сосредоточиваться, переключаться и отвлекаться от каких-то стимулов и раздражителей является одной из главных причин плохой успеваемости и некоторых других проблем ранней юности. Проблемой внимания занимались многие отечественные психологи: Л.И. Божович, М.В. Страхов, П.Я. Гальперин, особый вклад в теорию внимания внѐс Николой Фѐдорович Добрынин. Проблемой внимания в юношеском возрасте, занимались такие психологи как О.Ю. Ермолаев, Т.М. Матюрина, Т.А. Мешкова. Актуальность темы изучения интеллекта и внимания именно в раннем юношеском возрасте заключается в том, что оказывает непосредственное влияние на учебную деятельность. Проблема интеллекта и внимания до сих пор относится к разряду спорных и до конца не решаемых проблем современной науки психологии. Поэтому и нам бы хотелось внести свой вклад в решение этой проблемы, а именно в области изучение интеллекта и внимания у старшеклассников. Целью исследования было изучение взаимосвязи успешности обучения с характеристиками внимания и уровнем интеллектуального развития старшеклассников. Для исследования данной темы было выдвинуто предположение о том, что внимание и уровень интеллектуального развития взаимосвязаны с успешностью обучения. Для изучения успешности обучения старшеклассников было проведено эмпирическое исследование на базе МКОУ СОШ №2 и МБОУ СОШ № 1Калужская область, г. Жиздра, в 2014 учебном году. Выборку составили учащийся 10-х классов, в количестве 52 учеников. Эмпирическое исследование проводилось при помощи следующих методик:
1. Тест структуры интеллекта Амтхауэра;
2. Корректурная проба (Тест Бурдона);
3. Анкета для учащихся старших классов по определению уровня успешности.
Анализируя результаты анкетыпо определению уровня успешности учебной деятельности старшеклассников, можно сделать вывод о том, что успешность учебной деятельности старшеклассников во многом зависит не только от заинтересованности в изучении предмета, но и от того как преподносится информация, как оснащены помещения, где проходят занятия, насколько они соответствуют современным требованиям образовательного процесса. Также немаловажную роль играет и объективность учителей в оценках учащимся. В ходе проведения теста структуры интеллекта Амтхауэрабыло обнаружено, что большинство старшеклассников имеет средний уровень интеллекта (50) и лишь у нескольких учащихся диагностирован низкий уровень интеллекта (2). Анализ средних значений субтестов по данной методике показал, что наиболее выраженным качеством старшеклассников является пространственное обобщение. Это свидетельствует о том, что для учащихся характерно умение не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения. Наименее выраженным качеством интеллектуальной сферы старшеклассников оказались мнемические способности, память. Это свидетельствует о том, что для учеников характерна плохая сосредоточенность внимания, низкая способность к запоминанию. При проведении методики «Корректурная проба» старшеклассники показали высокий уровень точности выполнения заданий (92,88%). Показатели по выборке, отражающие оценку продуктивности внимания позволяют говорить о еѐ высоком уровне. При этом устойчивость внимания оказывается на среднем уровне. Для количественного изучения полученных результатов исследования мы воспользовались статистическим пакетом SPSS 19.0. Для установления взаимосвязи между вниманием, уровнем интеллектуального развития и успешностью обучения был использован коэффициент линейной корреляции Пирсона.


Рассматривая полученные корреляционные связи, нами обнаружена статистически значимая корреляционная связь на уровне 0,05 между пространственным обобщением старшеклассников и их текущей успеваемостью. Это свидетельствует о том, что чем выше успеваемость учащихся, отражающая их успешность в учебной деятельности, тем выше уровень развития пространственного обобщения. Таким образом, более успешные ученики вероятнее всего будут иметь развитое аналитико-синтетическое мышление, для них будет более характерна конструктивность теоретических и практических способностей. Также обнаружена значимая корреляционная связь на уровне 0,05 между общим уровнем развития интеллекта и успеваемостью старшеклассников. Это свидетельствует о том, что чем выше общий интеллектуальный уровень, тем успешнее учащийся в учебной деятельности.

Список литературы
1. Марусяк Н.Л. Школьные факторы риска. URL.:www.sinergi.ru/DswMedia/7-shkol-nyiefaktoryiriska.
2. Решетникова О. Трудности обучения в школе: комплексный подход.// Электронный ресурс. URL.: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600304