Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
В меняющихся социально-экономических условиях развития общества происходят качественные изменения жизненного уровня семьи и ухудшение условий воспитания детей в семье. Кризисные явления, а именно: усиление криминальной субкультуры на общество и семью, негативное влияние средств массовой информации на формирование личности ребенка, изменение уровня социальных гарантий, разрушение традиционного понимания моральных и нравственных норм, обусловили рост отклонений в поведении среди подростков. Отклоняющееся поведение, по мнению Е.В. Змановской, поведение, несоответствующее официально установленным социальным или общепринятым нормам [3, с. 12]. Подростки осваивают новые поведенческие модели, проявляют специфические поведенческие реакции на воздействия окружающей среды. В своих исследованиях Б.Н. Алмазов приходит к выводу о том, что отклоняющееся поведение есть результат нарушения социализации несовершеннолетних, неблагоприятного психосоциального развития, выражающееся в различных формах детско-подростковой дезадаптации в сравнительно раннем возрасте [1, с. 7]. Отклоняющееся поведение подростков, как доказано в работах М.И. Рожкова, проявляется в различных формах: от грубости, сквернословия, агрессивности, до асоциальных форм поведения[2, с.120]. За последнее десятилетие в стране произошли существенные изменения в структуре контингента лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, обращающихся за медицинской помощью и состоящих на учете в наркологических диспансерах. Особую тревогу вызывает резкое «омоложение» данного контингента.
Употребление табачных изделий, алкоголя, наркотиков не может не сказываться на здоровье подрастающего поколения. Сохранение и укрепление здоровья школьников становится не только социально значимой задачей, но приводит к активизации научных поисков и практических подходов в ее решении. В связи с этим проблема профилактики отклоняющегося поведения, вредных привычек учащихся образовательных учреждений становится все более актуальной. Научно-методологическую основу исследования составили психолого-педагогические, философские, социологические концепции, раскрывающие сущность процесса дезадаптации и характерологические особенности младших подростков склонных к отклоняющемуся поведению. Психологические особенности подросткового возраста нашли отражение в трудах Л.С. Выготского, А.А. Реан, И.С. Кон, А.М. Прихожан, Л.А. Регуш Д.И. Фельдштейн и др. Различные аспекты проблемы отклоняющегося поведения подростков раскрыты в работах С.Я. Беличевой, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Е.В. Змановской, А.Е. Личко, С.В. Тачиной, В.Ф. Пирожкова и др. Агрессивное поведение, в частности, проявление вербальной агрессии изучались О.В. Глуздовой, Л.М. Семенюк, Ю.В. Щербининой. Дезадаптацию изучали такие ученые как Б.Н.Алмазов, Г.М. Андреев, АА. Бодалев, М.И. Еникеев, В.Н. Кудрявцев, И.С. Кон и др. Организация профилактической работы по проблеме отклоняющегося поведения нашла отражение в трудах Х.Д. Аликперова, В.М. Алиева, Ю.М. Антоняна, JI.H. Анисимова, Т.Н. Беркалиева, C.B. Бородина, А.Д. Висловой, А.Я. Гришко, Л.В. Готчиной, К.К. Горяинова, В.Т. Лисовского, Г.М. Миньковского, A.B. Наумова, Э.Ф. Побегайло, C.B. Полубинской, В.П. Ревина, Л.И. Романовой, В.Н. Чернышовой и др. С целью изучения склонности к отклоняющемуся поведению учащихся 5-х классов было проведено исследование на этапе адаптации в среднем звене школы. Анализируя результаты диагностики, получили, что основные трудности у детей в учебной деятельности – 14% учащихся, по параметру «школьные нормы поведения» - 12% учащихся, по параметру «успешность социальных контактов» - 16% учащихся. Причины, в результате которых дети не приспособились к новой социальной среде, являются: недостаточная сформированность познавательной сферы (произвольность психических процессов, развитие мышления, речи, тонкой моторики, сформированность важнейших учебных действий);трудности во взаимодействии со сверстниками, педагогами, соблюдении социальных и этических норм – у 89% учащихся; низкая учебная мотивация – у 31%;высокий уровень тревожности – у 16%;отношение к себе – у 6%. Результаты диагностики уровня школьной мотивации учащихся 5-х классов показывают, что у большинства детей 69% сформирована школьная мотивация 69%. Низкий уровень школьной мотивации преобладает у 31% учащихся. Основная причина – не достаточно сформированы учебные умения и навыки, вследствие чего идет снижение интереса к учебному процессу. С целью выявления у младших подростков отношения к нравственным нормам была проведена методика И.Б. Демидова «Как поступать?» 48% учащихся не имеют определенных нравственных ориентиров. Неверно объясняют поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет). Отмечается неустойчивое отношение к нравственным нормам, эмоциональные реакции неадекватные или отсутствуют. Нравственные ориентиры существуют у 29% подростков, но они не стремятся соответствовать и мили считают их недостижимыми. Оценка поступков адекватная, но отношение к нравственным нормам пассивное, неустойчивое. Эмоциональные реакции неадекватны. У18%пятиклассниковнравственные ориентиры существуют, у них адекватные эмоциональные реакции, реально оценивают поступки, однако наблюдается недостаточно устойчивое отношение к нравственным нормам.5%подростков обосновывают свой выбор нравственными установками, отношение к нравственным нормам устойчивое и активное, демонстрируют адекватные эмоциональные реакции. Проведенное исследование позволило разработать программу психологической профилактики отклоняющегося поведения подростков на этапе адаптации в среднем звене. Компонентами успешной профилактики отклоняющегося поведения подростков являются: когнитивный, эмоциональный, поведенческий, рефлексивный. Когнитивный компонент профилактики заключается в совокупности знаний, проявляющиеся в желании подростка к осмыслению своего личностного ресурса. Эмоциональная устойчивость, самоконтроль, стабильность эмоциональных реакций в трудных ситуациях определяют эмоциональный компонент профилактики отклоняющегося поведения. Поведенческий компонент включает организацию учебной, внеучебной, досуговой деятельности, занятость подростков в кружках, секциях как альтернативы отрицательным проявлениям «взрослости» подростковой среды. Осознанное понимание подростком важности здорового образа жизни, значимости своего социально-психологического здоровья составляет рефлексивный компонент. Все компоненты оцениваются через соответствующий критерий: мотивационно-ценностный, аффективный, социально-коммуникативный, рефлексивно-деятельностный. Мотивационно-ценностный критерий характеризуется сформированностью у подростков ценностного отношения к своему здоровью, позитивным настроем подростка на ведение здорового образа жизни, знаний факторов риска для здоровья, правил здорового поведения, ответственного отношения к собственному здоровью, стремлением к овладению социально-значимыми видами деятельности.

Аффективный критерий включает саморегуляцию психического и эмоционального состояния в сложных жизненных ситуациях, умение противостоять негативным, антиобщественным явлениям. Социально-коммуникативный критерий определяется в характере отношений и связей, в которых проявляется личностная позиция подростка, в становлении системы знаний у подростков о постулатах здорового образа жизни, приобщении их к здоровому образу жизни через систему социально-досуговых мероприятий. Рефлексивно-деятельностный критерий заключается в самореализации личностного потенциала подростка в социуме, вовлечении подростков в социально-полезную деятельность, сформировать у них разносторонние интересы и увлечения, реализации индивидуального стиля в социально-значимых видах жизнедеятельности.


Список литературы
1. Алмазов,Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних[Текст] /Б. Н. Алмазов.–Свердловск: Издат. Уральский университет, 1986.– 150 с.
2. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением :учеб.-метод. пособие / [М.И. Рожков и др.]; под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 239 с.
3. Змановская, Е. В.Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)[Текст] / Е. В. Змановская.–Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский Центр «Академия», 2003. — 288 с.
4. Перешеина, Н.В., Заостровцева, М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений[Текст] /Н.В Перешеина, М.НЗаостровцева.– М.: ТЦ Сфера, 2006.– 192 с.