Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей очень актуальна в современной теории и практике дошкольного образования. Сегодня мы сталкиваемся с общим ухудшением состояния здоровья детей. Как правило, такое положение связывают с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета ребенка, генетическими нарушениями, неблагоприятной экологической обстановкой, стрессами, дефицитом двигательной активности, а также недостаточной квалификацией педагогов и массовой безграмотностью родителей в вопросах охраны здоровья ребенка. В последнее время много внимания уделяется вопросам влияния образовательного процесса на здоровье детей. Сегодня дошкольные учреждения имеют возможность выбора образовательной программы. При этом значительная часть педагогов не готова к осознанному выбору вариативной образовательной программы и ее реализации с учетом возможностей и потребностей детей. Практика показывает, что вариативность привела к неоправданному увлечению предметным обучением в дошкольных учреждениях. Однако детский сад должен обеспечивать не только интеллектуально- нравственное развитие ребенка, но и создавать максимально благоприятные условия для формирования его здоровья. В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и воспитания. Современный педагог стремится повысить качество обучения, в связи с этим звучат призывы к переходу на новые педагогические технологии. В последние годы, в педагогике активно используются понятия «здоровьесбережение», «здоровьесберегающие технологии». Трактовка этих понятий в научной литературе различна, однако сводится она к следующему: это система мер, применяемая в воспитательно-образовательном процессе, обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья детей. [1] Таким образом, создание для ребенка специально организованных условий, направленных на увеличение двигательной активности и повышение эмоционального тонуса, будет способствовать не только снятию психоэмоционального напряжения, накопленного в течение дня, но и формированию здоровья в целом и его структурных компонентов – физического, психического и социального благополучия. Создание педагогических условий – формирование предметной, коммуникативной, учебно-развивающей среды, а также включение в образовательную сферу ДОУ форм работы здоровьесберегающей направленности позволяет формировать не только ценностные ориентации и потребностно-мотивационную сферу ребенка, но и воспитывать у него культуру здоровья. Система работы по здоровьесбережению базируется на определенных принципах:
1. принцип системности – выработка определенной системы работы в подаче знаний о здоровье и здоровом образе жизни с учетом использования их в практической деятельности детей;
2. принцип индивидуализации – учет индивидуально-типологических, психо-эмоциональных и возрастных особенностей старших дошкольников;
3. принцип деятельностного подхода – организация активной деятельности дошкольника, направленной на постепенное осознание необходимости быть здоровым человеком, для того чтобы быть успешным в обучении и общении со сверстниками;
4. принцип гуманистической направленности – чуткое и внимательное отношение к личным чувствам и эмоциям каждого ребенка. Педагогическое общение должно быть направлено на эффективность обучения, на установление гуманных отношений между детьми, на создание здорового психологического микроклимата в группе;
5. принцип бинарного взаимодействия – активное взаимодействие педагога с детьми в познании сил, возможностей, желаний, определения потенциала, направленного на осознанное сохранение и укрепление здоровья. [2]
В исследованиях последних лет выделены причинно-следственные факторы, негативно влияющие на здоровье детей при обучении. Среди них выделяют: — интенсификацию учебного процесса; — стрессовую ситуацию в семье и дошкольном учреждении; — несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям детей; — несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса. К сожалению, многие авторы отмечают, что характерные для школьников учебные перегрузки имеют тенденцию к распространению в дошкольном возрасте. [2,3] В последние годы почти повсеместно по инициативе дошкольных учреждений и по желанию родителей вводится дополнительное образование: обучение иностранным языкам, математической логике, занятия по изобразительной деятельности, основам компьютерной грамотности и т.п. Помимо определенного положительного значения дополнительных занятий для разностороннего развитие ребенка, существует и противоположная отрицательная сторона. Реализуя социальный заказ родителей, дошкольные учреждения увеличивают количество занятий, зачастую перегружая ими образовательный процесс. Происходит ориентация образования преимущественно на интеллектуальное развитие. В старших группах детского сада прослеживается скрытая интенсификация учебно-воспитательного процесса. Увеличение количества занятий нередко приводит к нарушениям распорядка дня. Сокращается время прогулки, дневного сна, на основной вид деятельности дошкольника – игру почти не остается времени. [4] Даже такие позитивные для здоровья моменты как плавание, массаж, посещение сауны, зачастую осуществляются за счет сокращения или отмены прогулки. В совокупности это может способствовать появлению психоэмоциональных срывов, потери мотивации к обучению, а также ранним расстройствам здоровья у детей. Взрослые, организуя жизнь дошкольника, должны учитывать, что дополнительное образование увеличивает общую нагрузку на организм ребенка, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья и психофизическом развитии дошкольника (Т.Л. Богина, Е.А. Сагайдачная и др.). Таким образом, для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в процессе обучения необходимо создание здоровьесберегающих условий. А именно: — соблюдение максимально допустимого объема учебной нагрузки; — использование эффективных методов обучения; — доверительное и внимательное отношение к каждому ребенку; — соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса. Здоровьесбережение является составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к дошкольному образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса, все имеет отношение к проблеме здоровья детей. При организации учебно-воспитательного процесса большое значение имеет педагогическая технология, которую использует воспитатель. Соответствующее возрасту и возможностям детей содержание обучения, методы и приемы, повышающие познавательную активность дошкольника, обеспечат более легкое усвоение материала и не нанесут вреда здоровью ребенка. Насколько современные педагоги готовы к реализации здоровьесберегающего подхода в образовательном процессе? Значительная часть воспитателей слабо подготовлена по вопросам возрастных особенностей ребенка, психологии и физиологии детского организма, закономерностям развития ребенка.
Для того чтобы педагог детского сада начал реализовать в образовательном процессе здоровьесберегающий подход, его необходимо обучать психолого-педагогическим технологиям. Первым и главным признаком отрицательного влияния обучения на здоровье ребенка является потеря интереса к занятиям.

Организуя дидактический процесс в детском саду, воспитатель должен помнить, что игра делает этот процесс интересным и продуктивным, эффективность обучения возрастает. Обучая в игре, воспитатель может грамотно организовать распорядок дня и обеспечить необходимое время для пребывания детей на прогулке, для удовлетворения их потребности в движении.

Список литературы
1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. - М.: МПСИ, 2004. – 240 с.
2. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005 – 96 с.
3. Доронова Т.Н. Из ДОУ в школу: пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка-Пресс, 2007. – 227 с.
4. Модели здоровьесберегающих технологий, используемых в работе с детьми дошкольного возраста // Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / Отв. редактор Л.Е. Курнешова – М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 240 с.