Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Интерес – специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Возрастающее внимание науки и практики образования к проблеме интереса обусловлено динамичностью современного мира. Происходящие изменения столь интенсивны, что для сохранения гармонии с окружающим миром и взрослому, и ребенку приходится осваивать новые знания, навыки, умения. Дошкольное детство – период, закладывающий основу будущей личности, период первоначального познания окружающей действительности. Потребность в освоении новых знаний, интерес к познанию возникают у детей в процессе деятельности, наиболее значимой для каждого возрастного периода. К этому выводу приводят исследования Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, A.M. Матюшкина, В.С. Мухиной, Г.И.Щукиной и других Большинство исследователей, говоря об интересах детей дошкольного возраста, более подробно останавливаются на познавательном интересе. Это связано с переходом от ведущей игровой к учебной деятельности. Л.И. Божович, изучая процесс формирования познавательных интересов, выявила их особенности на разных этапах возрастного развития. В начале обучения познавательные интересы детей имеют неустойчивый, ситуативный характер. Дети с интересом могут слушать рассказ взрослого, но этот интерес исчезает вместе с его окончанием. Такого рода интересы можно охарактеризовать как эпизодические. В более старшем возрасте интересы детей перестают быть эпизодическими, менее зависят от ситуации и начинают побуждать ребенка к активному поиску путей и средств его удовлетворения. Развитие познавательного интереса происходит в деятельности, отмечается определенная последовательность его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес.
Ребенка старшего дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы и способность находить ответы на них. С помощью вопросов дети стремятся познать то, что им еще неизвестно и не совсем понятно. Вопросы носят познавательный характер и свидетельствуют о развитии любознательности, стремлении познать окружающий мир. Одним из главных условий развития способности задавать вопросы является позиция взрослого. Он учит ребенка видеть и формулировать проблему – ставить вопрос и отражать результаты познания. Отсюда значимым является отношение взрослого к детским вопросам. Вопросы дошкольника свидетельствуют о его интересах. Один из самых негативных факторов, сложившихся в массовой практике дошкольного образования, - это регламентированность жизнедеятельности дошкольников, в ходе которой не всегда учитываются интересы и желания детей. Игровая деятельность часто заменяется учебной, характерной для начальной школы. В сложившихся стереотипах на занятии вопросы задает воспитатель, а ребенок лишь отвечает на них. Кроме того, в настоящее время воспитатели и родители отмечают значительные изменения интересов детей, связанные с современными технологиями, новыми средствами информации, особенностями жизни в обществе. Проблема развития интересов является актуальной в современном обществе. Но, несмотря на свою актуальность, на наш взгляд, она еще недостаточно изучена, тем более у детей с отклоняющемся развитием. Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) ограничивает круг их общения. Это способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения - неумение устанавливать контакты с собеседниками, поддерживать беседу (Ю.Ф. Гаркуша, В.В.Кожевникова, С.А. Миронова, Л.Г. Соловьева, Е.Г. Федосеева и др.). Нарушения общения проявляются в незрелости мотивационно-потребностной сферы, недостаточном развитии познавательного интереса, сниженной познавательной активности. Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей интересов старших дошкольников с ОНР и их формирование при коррекционной работе. Для сравнительного исследования изучались интересы детей, посещающих массовые группы детского сада (контрольная группа) и интересы детей с ОНР 2-3 уровня. В исследовании участвовали 56 дошкольников, средний возраст детей составлял 6 лет 8 месяцев. Для изучения интересов детей использовались следующие методики: «Выбор сюжетно-тематических картинок» (Н. В. Пророк); «Древо желаний» ( В.С. Юркевич);
«Мотивы умственной деятельности у старших дошкольников «(Е. Э. Кригер); «Беседа» (М. В. Марусинец); методика столкновения мотивов Н.И. Гуткиной ,; «Спросить и угадать» (П.Торренс). Эти методики соответствуют возрасту детей. Они являются доступными как для детей с нормой в развитии, так и для детей с ОНР. Беседа с детьми не выявила особых различий между дошкольниками двух групп. На вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное для тебя время?» все дети, как с нормой психического развития, так и дети с ОНР ответили «играть», так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Но наряду с этим ответом, у некоторых детей присутствовали и другие ответы (рисовать, помогать бабушке, телевизор смотреть, играть в компьютере, поливать цветы, за братиком следить и т.д.). Однако на вопрос «Любишь ли ты читать или рассматривать книжки выявилась разница между детьми двух групп. В двух группах есть дети, которых книги не интересуют, но количество таких детей в группе с ОНР больше. Сравнение предпочитаемых видов деятельности дома и в детском саду показало некоторые различия, связанные с организацией жизни ребенка в ДОУ. Обращает на себя внимание, что у половины детей и в группе с ОНР, и в группе с нормой речевого развития, предпочитаемым видом деятельности дома является просмотр телевизора и компьютерные игры. Желания детей в основном направлены на себя. Дети хотели приобрести новые игрушки, сладости, мороженное, мультики, компьютерные игры. Некоторые ребята желали здоровья своим родным, красивую одежду и косметику для мамы, машину для папы. Количество таких желаний было значительно больше у детей контрольной группы. Выделение желаний «для других» свидетельствуют о широте мотивации, выходящей за пределы личного опыта, наличии широких смыслообразующих мотивов и/или о формировании потребности во благе для других людей. Желания детей с ОНР были более «детскими» по сравнению с желаниями детей контрольной группы . Исследование по методике Н.И. Гуткиной показало, что у большинства детей с нормой психического развития (25 из 35, что составляет 71%) познавательные мотивы преобладают над игровыми интересами. В отличие от них многие дети с общим недоразвитием речи (9 из 21, 42%) на вопрос, что же они предпочитают - дослушать сказку или поиграть, выбирали игру. Таким образом, как в первой, так и во второй группах имеются дети, у которых игровой мотив доминирует. Но в группе детей с ОНР процент этих детей значительно выше. В группе детей нормой психического развития доминируют познавательные интересы.

Эти данные были подтверждены и выбором сюжетных картинок детьми двух группу. Дошкольники с ОНР чаще, чем дети с нормой психического развития, выбирали картинки с изображением игровой деятельности. Игра для них является эмоционально-значимой деятельностью Слабость познавательной мотивации подтверждается и методикой П.Торренса «Спросить и угадать». Дети, как с нормой развития, так и с ОНР пробовали угадать, что предшествовало ситуации и что произойдет в дальнейшем. Однако все предположения детей были краткими и однообразными. Обращает на себя внимание, что дети двух групп испытывали затруднения при формулировке вопросов, не проявляли активности при выполнении этого задания. Однако отмечалась значительная разница между детьми двух групп. Дети с ОНР в среднем меньше задавали вопросов, чем дети с нормой психического развития. Некоторые вообще отказывались от выполнения задания, молчали, говорили «не знаю». Разница между средними величинами задаваемых вопросов (0,7 и 1,7) детьми двух групп является значимой по критерию Манна- Уитни. Сравнительные данные по методике исследования мотивов умственной деятельности Е.Э. Кригер выявили значительные различия. У детей массовых групп массовых групп детского сада преобладали познавательный и позиционный мотивы, в то время как у детей с ОНР - игровой и мотив одобрения, выражающий стремление ребенка получить похвалу взрослого. Таким образом, наше исследование показало что
1 у детей с ОНР преобладает направленность на выполнение своих собственных желаний, желание обладать определенными материальными благами, игрушками, имеется потребность в собственном комфорте.
2 Дома и в детском саду предпочитаемые деятельности детей отличаются друг от друга. Предпочитаемым видом деятельности дома у детей обеих групп является игра, просмотр телевизора или компьютерные игры.
3 У преобладающего числа детей старшего дошкольного возраста с ОНР игровые интересы преобладают над познавательными интересами. У детей наблюдается слабо выраженная познавательная потребность, отмечается низкий уровень любознательности, чувствительности к новому и неизвестному, наиболее ярко проявляющаяся в неумении видеть проблему и задавать вопросы.
4. Преобладающим мотивом умственной деятельности у детей с ОНР являются игровой мотив и мотив одобрения.
Главное – в группе детей с ОНР доминируют игровой мотив, а в группе детей с нормой развития – познавательный. Как у детей с нормой психического развития, так и у детей с ОНР отмечается низкий уровень любознательности, способности к вероятностному прогнозированию, особенно ярко проявляющиеся в нежелании и неумении задавать вопросы. Однако у детей ОНР эти показатели ниже. Результаты нашего исследования и теоретические данные показали, что имеется существенная необходимость проведения целенаправленной работы по развитию познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста. Составленная нами коррекционно-развивающая программа «В мире вопросов» направлена на развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста. В программе особое внимание уделяется умению видеть проблему и задавать вопросы, необходимые для ее решения. Детские вопросы считаются важным показателем развития познавательного интереса и познавательной активности (Н.Бабич, Л.Венгер, Т.Ерофеева, М.Рубинштейн, А.Сорокина ,.Хорнеби, Г.Щукина и др.). Коррекционно-развивающая программа предназначена для реализации в подгрупповой форме. При составлении программы мы опирались на интересы детей и разработали данную программу в виде сказки и мультфильмов. Методический комплекс рассчитан на 15 занятий. В программе учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. При проведении занятий используется наглядный материал: картинки, аудиозаписи голосов птиц, видеоролики мультфильмов и т.д. Проведение коррекционно-развивающих мероприятий проводится в ведущем виде деятельности детей - игре. Учитывая специфику речевого развития, особое внимание мы уделяли расширению словаря и знаний детей. Данный методический комплекс делится на две части: первая - в виде сказки «Гуси – лебеди». Вторая часть называется «Путешествие в стране мультфильмов». Обе части направлены на развитие познавательных интересов, умения задавать вопросы и отвечать на них, развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, речи. Первая часть коррекционной программы однотипна для того, чтобы материал усваивался детьми лучше. А во второй части используется творческий потенциал ребенка. В результате проведения формирующего эксперимента отмечена положительная динамика в развитии у детей с ОНР познавательных интересов, любознательности, умении задавать вопросы, что нашло подтверждение в процессе проведения контрольного среза и статистической обработки результатов исследования.

Предлагаемая коррекционно-развивающая программа может быть использована не только при работе с детьми с ОНР, но и с детьми с нормой речевого развития. Данный методический материал может эффективно дополнять любую программу дошкольного образования, так как формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Список литературы 1. Баранова Э.А. Психологическая система изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению в дошкольном и младшем школьном возрасте. Диссертация / Э.А. Баранова. Н. Новгород, 2006
2. БожовичЛ. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович . М.: Просвещение, 2009.
3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998
4. Плашкова О.О. Проблема познавательного интереса - центральное звено в системе идей Г. Е. Щукиной / О.О. Плашкова // Педагогика Культуры. 2005. №2.
5. Соколова М. В. Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей / М. В. Соколова // Психологическая наука и образование. 2011. №2.
6. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988.