Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ АТТЕНЦИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Акмеологические технологии − это вид психотехнологий, направленных на развитие внутреннего потенциала, повышение профессионализма и адаптационных возможностей человека [1]. Целью применения акмеологических технологий личностно-профессионального развития будущих инженеров, объединенных нами в единую систему акмеологического сопровождения, является оптимизация этого развития по отношению к субъекту и к его учебной и будущей профессиональной деятельности. Разработка и внедрение системы акмеологического сопровождения развития аттенциональных качеств личности в процесс профессиональной подготовки будущих инженеров в вузе состояло из трех этапов:
1. Определение структуры личностно-профессиональных качеств инженера, которые необходимы ему для осуществления эффективной деятельности в системе промышленного производства.
2. Оценка уровня сформированности личностно-профессиональных качеств у конкретных инженеров, осуществляющих профессиональную деятельность на производстве.
3. Создание интерактивной автоматизированной коррекционной системы акмеологического сопровож-дения, направленной на диагностику и развитие личностно-профессиональных качеств будущих инженеров.
На первом этапе исследования [3] на основе проведенного теоретического анализа мы выделили группы личностно-профессиональных качеств инженера, получив модифицированный опросник, который был использован для их первичной экспертной оценки и дальнейшего экспериментального исследования. В качестве экспертов на первом этапе проведенного нами исследования выступали ведущие директора и топ - менеджеры промышленных предприятий Ставропольского края (90 человек). Опросник включал 129 профессионально-важных качеств (ПВК), объединенных в 16 групп. В группу «аттенциональные качества» вошли следующие ПВК:
 способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители;
 умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач;
 способность сосредоточить внимание в течение достаточно длительного периода на одном предмете;
 способность быстро переключать внимание с одного вида работы на другой;
 способность вести наблюдения за многими характеристиками наблюдаемого объекта, а также за большим количеством объектов одновременно;
 умение подмечать незначительные (малозаметные) изменения в наблюдаемом объекте.
При анализе результатов оценки профессиональных качеств инженеров на втором этапе исследования:
 произведен расчет средней оценки каждого ПВК инженеров, занимающихся профессиональной деятельностью в системе промышленного производства, по данным оценки всей группы экспертов;
 с помощью корреляционного анализа установлена иерархия ПВК по признаку их значимости для осуществления инженером деятельности на производстве и на основе проведенных расчетов уточнен профессиональный эталон инженера.
 произведена оценка соотношение уровня сформированности наиболее значимых ПВК у конкретных инженеров с уровнем эффективности их деятельности;
 с помощью t-критерия Стьюдента выявлены статистически значимые различия между ПВК, представленными в профессиональном эталоне инженера, и уровнем их сформированности у конкретных инженеров;
 на основе проведенного сопоставления реального и идеального профилей инженера определены те ПВК, которым необходима коррекция.
Сопоставление корреляционных зависимостей и групповых средних профессионально важных качеств по блоку «внимание» позволило выделить независимые характеристики профессионального внимания инженеров. Ими являются такие качества как способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители и способность вести наблюдения за многими характеристиками наблюдаемого объекта, а также за большим количеством объектов одновременно. Они не имеют значимых коэффициентов корреляции с другими качествами. Нами также были выявлены значимые корреляционные связи: между умением распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач и способностью быстро переключать внимание с одного вида работы на другой; между способностью сосредоточить внимание в течение достаточно длительного периода на одном предмете и умением подмечать незначительные (малозаметные) изменения в наблюдаемом объекте. Исходя из обнаруженных взаимосвязей и полученных групповых средних групповых значений характеристик внимания, для следующего опроса экспертов были отобраны следующие аттенциональные качества:
 способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители;
 способность быстро переключать внимание с одного вида работы на другой.
 способность вести наблюдения за многими характеристиками наблюдаемого объекта, а также за большим количеством объектов одновременно;
 умение подмечать незначительные (малозаметные) изменения в наблюдаемом объекте. Для оценки соотношения уровня сформированности ПВК у конкретных инженеров и уровня эффективности их деятельности мы использовали сопоставления уровня развития ПВК инженера с коэффициентом его трудового вклада (КТВ) в профессиональную деятельность [2].

На втором этапе исследования [4] в качестве оцениваемых принимали участие 276 инженеров. В качестве экспертов выступали их непосредственные руководители (40 человек). Результаты исследования позволяют утверждать, что показатели КТВ и группа аттенциональных качеств имеют значимую корреляционную связь. Далее нами были также выявлены групповые средние оценки профессионально значимых качеств инженеров по всем группам ПВК. Сравнительный анализ групповых средних с помощью t-критерия Стьюдента показал значимость различий в оценках идеального и реального инженера с вероятностью допустимой ошибки 0,001 для группы аттенциональных качеств. Рассмотрим более подробно изменения по составляющим блока «внимание». В групповых средних оценках между реальным и идеальным профилем инженера два из четырѐх качеств - способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители, и умение подмечать незначительные (малозаметные) изменения в наблюдаемом объекте имеют значимые различия на уровне достоверности 0,001 и 0,01 соответственно. Таким образом, эксперты оценили гораздо выше необходимость этих качеств для выполнения эффективной профессиональной деятельности, чем они развиты у конкретных инженеров. На основе полученных результатов нами была разработана интерактивная автоматизированная коррекционная система акмеологического сопровождения, направленная на диагностику и развитие профессионально-важных качеств будущих инженеров. Развитие группы аттенциональных качеств будущих инженеров включало в себя:
 тестирование, в результате, которого студент получал данные об уровне сформированности у себя тех или иных качеств личности;
 упражнения и тренинги, в результате выполнения которых происходило развитие профессионально-значимых качеств личности студента, и он мог самостоятельно прийти к значимым выводам о закономерностях развития этих качеств.
В группу «аттенциональные качества» вошли следующие тесты и упражнения: 1) Тесты и упражнения, направленные на развитие способности длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители: тест «корректурная проба»; тест «определение степени концентрации внимания»; тест «перепутанные лабиринты»; тест «особенности произвольного внимания»; упражнения «лабиринты»; упражнение по развитию концентрации внимания, применяемое для расширения поля контроля над выполняемой деятельностью; упражнение «перепутанные линии. 2) Тесты и упражнения, направленные на развитие способности быстро переключать внимание с одного вида работы на другой: тест «красные таблицы Шульте»; упражнение «совмещенные лабиринты Хекхаузена»; упражнение «совмещенная корректурная проба». 3) Тесты и упражнения, направленные на развитие способности одновременно вести наблюдения за многими характеристиками наблюдаемого объекта, а также за большим количеством объектов одновременно: тест «определение объема внимания при предъявлении числовой информации»; тест «определение объема внимания при предъявлении образной информации»; тест «исследование особенностей произвольного внимания»; упражнение «увеличение объема внимания»; упражнение «оценка характеристик предмета»; упражнение «осмысление характеристик воспринимаемого объекта»; упражнение «визуализация характеристик объекта». 4) Тесты и упражнения, направленные на развитие умения подмечать незначительные (малозаметные) изменения в наблюдаемом объекте: тест «нахождение отличий»; упражнение «отражение в зеркале»; упражнение «нахождение сходства»; упражнение «найди отличия»; упражнение «проанализируй различия»; упражнение «анализ числовой информации». Изучение уровней сформированности аттенциональных качеств в контрольной и экспериментальной группе после проведения формирующего эксперимента показало достаточно значимые изменения, произошедшие у студентов экспериментальной группы. По таким качествам как способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители, и способность быстро переключать внимание с одного вида работы на другой имеется некоторое, но незначительное улучшение. По остальным двум ПВК имеются статистически значимые различия, что говорит об эффективности проделанной коррекционной работы.

Список литературы
1. Акмеология: учебник. / Под общ. ред. А.А. Деркача. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 424 с.
2. Егоршин, А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. – 4-е изд., исп. – Н. Новгород: НИМБ, 2003. – 720 с.
3. Майборода, Т. А.Системно-исторический анализ профессионального развития инженера: акмеологический подход: монография / Т.А. Майборода; под общ. ред. Деркача А.А.; науч. ред. Е.В. Селезнева. –М.: Илекса, 2007. – 508 с.
4. Майборода, Т. А. Акмеологическое развитие инженера промышленного производства: теория и практика: монография / Т.А. Майборода; под общ. ред. Деркача А.А.. –М.: Илекса, 2010. – 363 с.