Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАНННАЯ ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ НА ПОЛИКЛИНИЧЕСКОМ ЭТАПЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСЛЕ ИНФАРКТА МИОКАРДА

Авторы:
Город:
Смоленск
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Аннотация Одним из существенных недостатков современной системы кардиореабилитации на поликлиническом этапе, оказывающим отрицательное влияние на качество и продолжительность жизни после инфаркта миокарда, является прекращение по различным причинам «контролируемых» занятий физическими упражнениями в поликлиниках по месту жительства. В связи со сложившейся негативной ситуацией актуализируется значение регулярных самостоятельных занятий физическими упражнениями в домашних условиях на поликлиническом этапе реабилитации больных, перенесших инфаркт миокарда. В статье представлен алгоритм выполнения самостоятельных занятий физическими упражнениями на поликлиническом этапе реабилитации. Ключевые слова: инфаркт миокарда, поликлинический этап реабилитации, личностно-ориентированная технология, основный и подготовительный периоды, самостоятельные занятия, физические упражнения Abstract One of the major shortcomings of modern cardiorehabilitation system at a polyclinic stage, that has a negative impact on the quality and duration of life after myocardial infarction, is discontinuation of "controlled" exercise for various reasons in the polyclinics. Due to the current negative situation actualizes the importance of regular solo exercise at polyclinic stage of rehabilitation for patients after myocardial infarction. The paper presents an algorithm of its fulfillment at polyclinic stage of rehabilitation. Keywords: myocardial infarction, polyclinic stage of rehabilitation, personality-oriented technology, basic and preparatory periods, solo exercises, physical exercises По мнению ряда авторов [1, 2, 3, 4, 5], одним из существенных недостатков современной системы кардиореабилитации на поликлиническом этапе, оказывающим отрицательное влияние на качество и продолжительность жизни после инфаркта миокарда, является прекращение по различным причинам «контролируемых» занятий физическими упражнениями в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения. В связи с возникшей негативной ситуацией актуализируется значение регулярных самостоятельных занятий физическими упражнениями в домашних условиях как важного компонента кардиореабилитации на поликлиническом этапе на основе инновационных педагогических технологий. На основании результатов исследования, выполненного в 2011-2014г.г., разработана личностно-ориентированная технология самостоятельных занятий физическими упражнениями в домашних условиях на поликлиническом этапе реабилитации больных, перенесших инфаркт миокарда. В соответствии с этой технологией теоретически обоснована и практически апробирована методика обучения больных теоретическим знаниям об этиологии, патогенезе ишемической болезни; а также практическим навыкам правильного выполнения различных физических упражнений в рамках занятий с больными в «Школе физической реабилитации» в поликлиниках по месту жительства. Продолжительность курса занятий составляет 6 месяцев, в течение которых выделяются подготовительный и основной периоды. Подготовительный период. Продолжительность подготовительного периода 2 месяца. Задачи подготовительного периода: 1. Информирование больных об этиологии и патогенезе ишемической болезни сердца и ее осложнения – инфаркте миокарда, средствах кардиореабилитации на поликлиническом этапе; 2. Получить необходимые данные о клинико-функциональном статусе больных; 3. Обучить больных правильной технике выполнения физических упражнений; 4. Подготовить больных к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В течение подготовительного периода осуществлялась теоретическая подготовка больных в форме бесед на следующие темы: a. Ишемическая болезнь сердца и средства кардиореабилитаци на поликлиническом этапе 2. Механизмы лечебного действия физических упражнений. 3. Виды физических упражнений, применяемых в процессе физической реабилитации больных после инфаркта миокарда; 4. Дыхательные упражнения с элементами медитации. 5. Основы методики физической реабилитации больных после инфаркта миокарда. 6. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями. Планируется проведение 1 беседы в неделю в течение подготовительного периода. Подготовительный период включает 16 практических занятий, по 2 занятия в неделю. На каждом практическом занятии, больных обучают правильной технике выполнения обще развивающих и специальных физических упражнений, а также дыхательных упражнений с элементами медитации. Группы больных комплектуется с учетом возраста реабилитантов (30-40, 41-50, 51-60, 61-70 лет). Занятие состояло из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Занятие начиналось с опроса о самочувствии и подсчета пульса и измерения артериального давления у занимающихся. Занятие включает подготовительную, основную и заключительную части. Длительность занятия - 45 минут. Продолжительность подготовительной части занятия - 12 минут. Задача подготовительной части занятия - постепенное повышение нагрузки на организм занимающихся. В подготовительной части занятия применяются различные средства: ходьба с ее разновидностями, обще развивающие упражнения без предметов и с предметами. Продолжительность основной части занятия - 20 минут. В основной части занятия решаются следующие задачи: 1. Повышение эмоционального состояния занимающихся. 2. Общее укрепление и оздоровление организма. 3. Коррекция координированной деятельности всех звеньев аппарата кровообращения: кардиодинамики, микроциркуляции, кислородного режима тканей; 4. Нормализация кислородного баланса тканей и коронарного кровотока; 5. Восстановление работоспособности. 6. Формирование мотивации к физическим тренировкам. В основной части занятия целесообразно использовать методику «Круговой тренировки», основу которой составляет строго регламентированное выполнение предписанного комплекса физических упражнений при условии точного дозирования нагрузки и строго установленного порядка еѐ изменения и чередования с отдыхом. Эти упражнения были разделены по станциям и выполнялись под контролем врача ЛФК или методиста ЛФК. Предпочтительным вариантом «круговой тренировки» в занятиях с больными, перенесшими инфаркт миокарда, является метод повторной работы. Увеличение тренировочной нагрузки в занятиях осуществляется путем постепенного увеличения количества повторений упражнений при стандартном времени прохождения «кругов». Продолжительность заключительной части занятия - 13 минут. Основные задачи заключительной части урока: 1. Снижение физической нагрузки. 2. Относительное восстановление организма. Средства, применяемые в заключительной части занятия: спокойная ходьба, игры на вынимание, дыхательные упражнения с элементами медитации (приложение 2). После занятия проводится подсчет пульса, измерения артериального давления, опрос о самочувствии. Общий объем физической нагрузки выражается в
 суммарном числе повторений и времени, затрачиваемом на выполнение каждого упражнения, на «станции», «круге» и занятии в целом. В течение подготовительного периода врач ЛФК проводит консультации больных по различным аспектам самостоятельных занятий физическими упражнениями в домашних условиях. Необходимо информировать больных о видах физических упражнений, программе самостоятельных физических тренировок, методике самоконтроля, примерных комплексах физических упражнений для отдельных микроциклов, о важности коррекции объема и интенсивности нагрузки в зависимости от индивидуальных психосоматических особенностей занимающихся (возраст, пол, диагноз, клиническое состояние, адаптационный потенциал). Основной период Задачи основного периода: - стабилизация и повышение физической работоспособности больных. - формирование мотивации к здоровому образу жизни и занятиям физическими упражнениями. В основном периоде кардиореабилитации на поликлиническом этапе для стабилизации и повышения адаптационного потенциала больные должны самостоятельно выполнять физические упражнения в соответствии с индивидуальными программами. Индивидуальные программы самостоятельных занятий включают комплексы обще развивающих и специальных упражнений, дозированную ходьбу. Виды и интенсивность физических упражнений рекомендуются в зависимости от индивидуальных психосоматических особенностей состояния больного и его адаптационного потенциала. В ряде случаев, кроме приведенных выше видов физических упражнений, больные включали в тренировочный процесс плавание, занятия в тренажерном зале, передвижение на лыжах, катание на коньках, велопрогулки, элементы спортивных игр. Продолжительность основного периода самостоятельных занятий физическими упражнениями в домашних условиях составляет 4 месяца. В процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями больные должны регулярно проводить самоконтроль, ежедневно регистрируя субъективные и объективные показатели своего состояния (настроение, самочувствие, сон, аппетит, желание тренироваться, частоту сердечных сокращений, артериальное давление). Один раз в месяц больным следует посещать поликлинику по месту жительства для консультации у кардиолога. При необходимости в программу самостоятельных занятий физическими упражнениями вносятся коррективы.


Список литературы
1. Аронов Д.М. Проблемы внедрения новой системы кардиореабилитации в России/Д.М. Аронов, М.Г. Бубнов//Российский кардиологический журнал. – 2013. – № 4 (102). – с. 14-22.
2. Арутюнов Г.П. Кардиореабилитация / под ред. Г.П. Арутюнова, М.: «МЕД пресс-информ» 2013.- 336с.
3. Оганов, Р.Г. Московское областное кооперативное исследование -«Постстационарная реабилитация больных ИБС после острых коронарных инцидентов»/Р.Г. Оганов, Д.М. Аронов//Кардиология. -2004. -№11. - с. 17-23.
4. Cardiac Rehabilitation and Secondary Prevention of Coronary Heart Disease. /Leon A. S., Franklin B. A., Costa F. et.al.// Circulation. 2005.-№11.-Р. 369-376.
5. Young M. A. Phуsical medicine and rehabilitation // JAMA.- 2002.-Vol. 287, - p. 1050-1053