Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕСТО ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И ИХ СТРУКТУРА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
В современной оздоровительной физической культуре, имеющей содержательные характеристики, терминологические обозначения определены основные направления: -оздоровительно-кондиционное (базовый вид физической культуры и близкие к нему ее разновидности); -оздоровительно - реабилитационное (лечебная физическая культура и разновидности реабилитационной физической культуры, ориентированные на обеспечение возвращение к норме здоровья, находящегося в "промежуточном состоянии" между нормой и патологией); -оздоровительно-рекреативное (компоненты физической культуры как средство оперативной оптимизации текущей работоспособности в сочетании с формами активного отдыха и полезного развлечения).

Основным средством для реализации целей и задач оздоровительной физической культуры являются физкультурно-оздоровительные технологии, которые определяет содержание и направленность занятий, спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий, и являются основой педагогических технологий гуманизации физкультурного образования как детей, так и взрослого населения. На каждом этапе современной образовательной системы присутствует учебная дисциплина «Физическая культура», которая зачастую реализуется комплексными программами с использованием средств оздоровительной направленности: -дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) (плавание, ритмическая и дыхательная гимнастика, фитбол): достижение соответствия показателей физического развития биологическим нормам, повышение двигательной активности детей и адаптации к новым условиям жизни и подготовке к школе, снижение уровня заболеваемости; -общеобразовательной школе: морфо-функционального развития и физической подготовленности учеников, оптимизация учебной деятельности школьников на основе разработки и внедрения методик физкультурно-оздоровительных форм занятий, учитывающих особенности современного развития учебно-воспитательного процесса, улучшение динамики умственной и физической работоспособности учеников, а также в группах продлѐнного дня; -в системе среднего и высшего профессионального образования: совершенствование морфо-функционального состояния студентов и физической подготовленности (работоспособности, проявления физических качеств); адаптации к условиям профессионального обучения; профилактика и коррекция избыточного веса (ритмическая и дыхательная гимнастика, аэробные упражнения и др.), зрения (оздоровительно-коррекционная гимнастика, релаксационные упражнения) и психосоматического состояния (психофизическая рекреация: хатка-йога, сахаджа йога, трансцендентальная йога, ушу, дыхательная гимнастика, цигун), а также активный отдых (стрит-бол и др.). А.А. Горелов с соавторами (2012) сформулировал понятие «физкультурно-оздоровительные технологии», которое подразумевает не только частные методики, а комплекс научно-теоретических, практических знаний в применении средств, предназначенные для реализации двигательного потенциала человека с целью поддержания здоровья, улучшения кондиционных показателей и психологического состояния. Авторы определяют, что физкультурно-оздоровительные технологии являются содержательным наполнением оздоровительной физической культуры, и являются динамической системой, которая включает концептуальный, процессуальный, управляющий и координирующий компоненты. Исходя из данного определения, следует уточнить, что физкультурно-оздоровительные технологии как подвижная и способная к содержательному изменению система имеет структурные модули, которые соответствуют «основному» и «обеспечивающему» уровню (рисунок 1). Взаимосвязь и взаимодополнение всех модулей обеспечивает функционирование физкультурно-оздоровительных технологий, как педагогического процесса. Базовым модулем основного уровня физкультурно-оздоровительных технологий является «педагогические технологии», которые включают в себя: значительное количество видов двигательных программ с использованием физических упражнений различной интенсивности и направленности воздействия; батарей тестовых двигательных заданий, характеризующие уровень развития и проявления физических качеств (уровень физической подготовленности), а также комплекс психолого-педагогических тестов, опросников, позволяющих определить личностную потребность, степень сформированности мотивации, уровень притязаний в вопросах физического здоровья и личностной комфортности и т.д. Модуль «медико-биологическое сопровождение» состоит: -обязательное врачебное освидетельствованием уровня физического здоровья (отсутствие или наличие болезней), который определяет показания или противопоказания к тем или иным видам занятий, объѐму физической нагрузки; -медико-биологическое тестирование, которое предназначено для определения уровня физического развития (весо-ростовые показатели, частота сердечных сокращений в покое, артериальной давление, жизненная ѐмкость лѐгких, окружность грудной клетки (ОГК) и экскурсия грудной клетки (ЭГК), абсолютной и относительной силы кистей рук (динамометрия) и т.д.) и функциональной подготовленности по показателям реакции на нагрузку кардиореспираторной системы (физическая работоспособность, гипоксическая устойчивость организма и т.д.).


Рис.1. Комплексная матричная модель взаимодействия структурных модулей физкультурно-оздоровительных технологий


Но следует отметить, что не всегда имеются условия полноценной реализации потенциалов модулей «обеспечивающего уровня» (условия материально-технического обеспечения и использование методов математической статистики). Успешность реализации физкультурно-оздоровительной технологий в практике с различными группами занимающихся определяется слаженностью функционирования каждого из модулей, что возможно при сборе и переработке текущей информации. Достижения научно-исследовательской работы в области теории и практики оздоровительной физической культуры определяют постоянную взаимосвязь и взаимообогащение информацией, а также являются системообразующим фактором развития физкультурно-оздоровительных технологий как инструментария для повышения двигательной активности представителей различных групп населения. Таким образом, физкультурно-оздоровительные технологии представляют собой динамично развивающуюся педагогическую научно-теоретически и методически обусловленную систему занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности, которая имеет концептуальный, процессуальный, управляющий и координирующий компоненты, состоящая из «основного и обеспечивающего уровня» структурных модулей, и предназначена для поддержания, сохранения и улучшения физического здоровья и психологического состояния, профилактику болезней и преждевременного старения, а также приобретения навыков здорового образа жизни у занимающихся.

 Список литературы
1. Горелов, А.А. Физкультурно-оздоровительные технологии как средство кинезиотерапии в образовательном пространстве вуза/ А.А. Горелов, В.Л. Кондаков, О.Г. Румба//Физическое воспитание студентов: научно-теор. журнал. - Харьков: ХГАДИ, 2012. - С. 47-51.