Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» НА ФАКУЛЬТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Авторы:
Город:
Рязань
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Реформирование системы высшего образования с переходом на новые образовательные стандарты предопределило осознание значимости в педагогической среде необходимости принятия компетентностного подхода в профессиональном образовании.
В современном обществе все больше возрастает потребность в компетентных специалистах, способных продуктивно выполнять определенные трудовые функции, теоретически и практически готовых к осуществлению профессиональной деятельности и владеющих современными средствами решения профессиональных задач. Формирующаяся в последние годы Российская система высшего образования учитывает современные требования общества: высокий уровень профессионализма, академическая и социальная мобильность, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. Данные критерии способны обеспечить востребованность и конкурентоспособность выпускников высшей школы на рынке труда. Одной из основных проблем современного высшего профессионального образования является вопрос о формировании профессиональных компетенций будущих специалистов. Важное значение имеет представление преподавателей о факторах формирования компетентности будущего специалиста в процессе обучения в ВУЗе. В связи с этим, особое место в организации учебного процесса занимает профильное обучение. Под профильным обучением понимается методика обучения, позволяющая за счет изменений в структуре, содержании и организации учебного процесса более полно учитывать интересы и способности обучающихся, создавать условия в соответствии с их интересами и намерениями. Дополнительными элементами учебного плана, дополняющими содержание профиля, являются курсы или дисциплины по выбору, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы студентов. Компетенции закладываются в образовательный процесс посредством содержания образования, применения педагогических технологий, типом взаимодействия между преподавателями и студентами. В ходе реализации компетентностного подхода у студентов создаѐтся понимание того, что каждый овладевает не только конкретными предметными, но и универсальными умениями, позволяющими действовать в различных ситуациях. Понятия «компетенция», «компетентность» указывают на способности обучающегося к отвлеченным размышлениям и междисциплинарному анализу, владению необходимой информацией и выбору рациональных вариантов решения. Профессионально-ориентированные компетенции включают: владение теорией и навыками практической работы в избранной области; умение анализировать научную литературу с целью выбора направления исследования по предлагаемой научным руководителем теме, самостоятельно составлять план исследования; способность анализировать полученные результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения; умение профессионально участвовать в научных дискуссиях; представлять полученные в исследованиях результаты в виде отчетов и научных публикаций (стендовые доклады, рефераты и статьи в периодической научной печати)1. В настоящее время Российская высшая школа переживает сложный процесс, связанный с интенсивными реформами. Ведущая цель перестройки и модернизации образования – это максимальное приближение обучения и воспитания будущего бакалавра и магистра к запросам времени, создание максимальных условий для развития индивидуальных способностей, учебной и творческой активности студентов, при этом наиболее насущной проблемой является совершенствование подготовки специалистов высокого уровня. Современному специалисту, будущему педагогу недостаточно усвоить глубокие предметные знания и овладеть практическими умениями и навыками. Ему необходимо быть подготовленным и компетентным во многих вопросах профессиональной ориентации. В связи с этим, развитие творческого потенциала участников образовательного пространства, привлечение их к научно-исследовательской деятельности - является наиболее приоритетной задачей высшего образования и становится немаловажной составляющей высокого уровня образованности. В структуре подготовки будущих бакалавров в области физической культуры и спорта, научно-исследовательская деятельность занимает значительное место и является одним из основных условий развития компетентности квалифицированных специалистов. Специфическими особенностями научно-исследовательской деятельности является получение новых знаний об основных закономерностях развития природы и общества, а также их применение для достижения практических целей. Сфера физического воспитания и спорта относится к направлению педагогического образования и педагогическим наукам, поэтому ее освоение сопряжено с преподаванием таких дисциплин, как педагогика и психология, физиология и спортивная медицина, базовые виды спортивных дисциплин и т.п. Целью научно-исследовательской и методической деятельности является изучение актуальных проблем, формирование логики и методологии научных исследований в сфере физической культуры и спорта, овладение новыми знаниями, закономерностями направленного воздействия на организм человека с целью физического совершенствования, укрепления здоровья, повышения спортивных достижений, содействия гармоничному развитию личности, в ходе научного анализа результатов исследований и т.п. Существенное значение в подготовке будущих бакалавров к научно-исследовательской и методической деятельности имеет выполнение студентами разнообразных исследовательских разработок, в частности 2 курсовых работ (по теории организации адаптивной физической культуры и по частным методикам адаптивной физической культуры), а также выпускной квалификационной работы. Данные виды деятельности предусматривают выполнение научных исследований, а также участие в студенческих научных кружках, в конференциях, конкурсах научных работ и др. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы является завершающей частью итоговой государственной аттестации выпускников на предмет соответствия их подготовки государственному образовательному стандарту ФГОС ВПО. Выпускная квалификационная работа должна содержать элемент новизны и выявить специальную подготовленность студента, его исследовательские навыки, оценить способности реализовать полученные теоретические знания на практике. Кроме того, необходимо оформить работу согласно требованиям ФГОС ВПО, подготовить соответствующую презентацию и публично защитить ее. Особое место на факультете физической культуры и спорта занимает направление 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья «Адаптивная физическая культура» с выделенным профилем «Адаптивное физическое воспитание». На факультете физической культуры и спорта РГУ имени С.А.Есенина по данному направлению ведется подготовка к осуществлению профессиональной деятельности будущих бакалавров в области физического воспитания лиц, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья. В процессе обучения студенты овладевают фундаментальными знаниями в области медико-биологических, психолого-педагогических дисциплин, а также предметов профессионального цикла. Область профессиональной деятельности выпускников факультета по направлению подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья «Адаптивная физическая культура» включает образование в сфере физической культуры и спорта в качестве педагога или тренера, в качестве инструктора - методиста ЛФК или реабилитолога. Таким образом, сфера деятельности выпускников данного направления достаточно широка. Выпускник, получивший подготовку по адаптивной физической культуре, способен реализовать свои знания и умения в различных сферах деятельности, в образовательных учреждениях различных типов и видов с контингентом лиц, отнесенных к специальным медицинским группам; в специальных образовательных учреждениях для детей с дефектами развития, психоневрологических диспансерах; в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, санаториях, домах отдыха, туристических клубах, детских домах-интернатах; на государственных и негосударственных предприятиях, в учреждениях, организациях; в федерациях, клубах, сборных командах, спортивно-юношеских школах; в федеральных и региональных государственных органах управления физической культурой и спортом. В процессе обучения будущие бакалавры получают углубленные знания, умения в области адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, по организации физической реабилитации, а также необходимый уровень готовности к практической деятельности по программе будущей профессии. Программа подготовки бакалавров предусматривает реализацию, так называемого, компетентностного подхода с применением в учебном процессе активных форм проведения занятий, компьютерных технологий, ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги и т.п. Программа направлена на формирование у бакалавров умений и навыков по формированию мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни и оптимизации психофизического состояния человека, умений оценивать физические способности и функциональное состояние лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, выбирать средства и методы рекреационной двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их возраста, пола, планировать образовательный процесс по адаптивному физическому воспитанию. Соответственно, цель научно-исследовательской и методической деятельности в адаптивной физической культуре заключается в поиске возможных средств и методов для коррекции имеющихся у индивидуума нарушений и отклонений в состоянии здоровья или возможных дефектов, выработки необходимых компенсаторных реакций, профилактики сопутствующих заболеваний и различных отклонений в состоянии здоровья и т.п. Кроме этого, основной задачей научно-исследовательской и методической деятельности в адаптивной физической культуре является закрепление полученных знаний, выявление закономерностей использования факторов воздействия на организм человека с ограниченными возможностями для его комплексной реабилитации и интеграции в общество. Научно-исследовательская деятельность превращается в один из главных компонентов подготовки, обеспечивающий формирование профессиональной компетентности в области адаптивного физического воспитания. К необходимым компетенциям, формирующимся в процессе научно-исследовательской деятельности, следует отнести способность и готовность будущего бакалавра осуществлять деятельность, направленную на получение знаний, творческое овладение методами научных исследований в соответствующей области адаптивной физической культуры, применительно к особенностям контингента, а также способность к поиску, изучению и обобщению научной информации, представлению итогов исследовательской работы в виде научных публикаций и т.п. Объектом наблюдения и изучения в адаптивной физической культуре являются лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья, в том числе и инвалиды. Поэтому эффективность профессиональной деятельности в области адаптивной физической культуры в значительной мере зависит от способности педагога, инструктора АФК осуществлять мониторинг показателей состояния здоровья занимающихся, своевременно вносить научно-обоснованные коррективы во все виды занятий с лицами, имеющими различные нарушения. Таким образом, на настоящем этапе развития системы высшего образования научно-исследовательская деятельность студентов имеет все более возрастающее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки, формирующий уровень профессиональных компетенций, знаний, умений, владения методами и опытом творческой исследовательской деятельности будущего бакалавра по адаптивному физическому воспитанию. Научно-исследовательская и методическая деятельность является важнейшим направлением развития системы высшего образования и способна научить студентов получать необходимые знания, используя методы научного поиска.

Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (квалификация (степень) «бакалавр»)