Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОК 1 КУРСА РГУ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА

Авторы:
Город:
Рязань
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Снижение уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности школьников и студентов продолжают волновать специалистов в области педагогики и медицины. Программа по физической культуре в вузе включает в себя целенаправленный процесс по развитию двигательных возможностей, различных физических качеств, а также по приобретению студентами навыков самооценки своего физического состояния, самоконтроля, развитию стойкого интереса к регулярным занятиям физической культурой. Поступая в вуз, современные первокурсники имеют базовую физическую подготовку и отличаются различными целевыми установками к занятиям по физической культуре. На этапе обучения на 1 курсе в вузе студенты имеют мотивацию к занятиям по физической культуре, сформированную за школьный период обучения. Преподаватели по физическому воспитанию в вузах, сталкиваются с рядом проблем на занятиях с первокурсниками. Во - первых, сложности возникают с варьированием нагрузки, связанные с низким уровнем физической подготовленности студентов, во – вторых, бывшие школьники имеют недостаточные теоретические знания по предмету «физическая культура», плохо ориентируются в спортивной терминологии, не умеют верно оценить свое физическое состояние и подготовленность. Преподавателям приходится менять стереотипы поведения и отношения первокурсников к предмету « Физическая культура» , разъясняя смысл понятий « культура», «здоровье», «личностное развитие». На занятиях в вузе физическая нагрузка значительно выше, чем в школе, поэтому формирование мотивационно - ценностного отношения к физической культуре, необходимого для развития личности, выходит на первый план в учебном процессе по физическому воспитанию. Как пишет Виленский М.Я., «ценности физической культуры направляют на организацию здорового стиля жизни, приобретение такого уровня здоровья, психической и физической подготовленности, который соответствует требованиям жизнедеятельности, личностной и профессиональной самореализации» .

Для определения приоритетов к виду физической активности, и анализу ценностей физической культуры было проведено анкетирование среди студенток 1 курса РГУ имени С.А. Есенина. В анкетировании участвовали 134 студентки основной и подготовительной медицинской группы. Анкета содержала 11 вопросов, с различными вариантами ответов. Анкетирование показало, что основной мотивацией к занятиям физической культурой у студенток 1 курса служит стремление к физической привлекательности, хорошей фигуре – 81,3%, выделяется ценностное отношение к здоровью – 74,4 %, на третьем месте – утверждается влияние регулярных занятий физической культурой на развитие морально-волевых качеств личности 57,7 % , оценено развитие эмоциональной устойчивости - 46,2% Не смотря на высокий уровень заинтересованности в физической привлекательности, регулярно физическими движениями занимаются 4,3 % студенток. А из тех, кто ранее занимался в спортивных секциях, продолжают заниматься только 27,7% опрошенных. Уровень теоретических знаний по предмету нельзя назвать высоким, к сожалению, только 11% опрошенных знают свое артериальное давление и пульс. Знание этих показателей необходимо для контроля при самостоятельных занятиях физической культурой. В тоже время, 57, 4 % студенток считают, что для каждого студента необходимы знания о развитии человека, строении и функциях организма человека. Студентки 1 курса подтвердили своими ответами ценность физической культуры для укрепления здоровья, развития морально-волевых качеств, обретения психического равновесия. 24,6% студенток связывают успешность обучения с регулярными занятиями физической культурой, а всего 20,8% опрошенных считают, что занятия физической культурой не оказывают никакого влияния на учебу. Интеллектуальная ценность физической культуры выражена слабо, это связано, прежде всего, с неглубокими знаниями о строении и функциях организма, отсутствии регулярных занятий физической культурой под руководством опытного преподавателя, преобладания заинтересованности в знаниях по профилирующим предметам. В результате анкетирования мы выяснили, что к 1 курсу вуза, среди занимающихся ранее в спортивных секциях ,продолжают заниматься 27,7% , а среди всех остальных студентов регулярно занимаются в спортклубах или секциях 4,3 %, не занимаются совсем - 43,2% студенток. Остальные занимаются редко. Всего 26,8 % студенток признались в том, что получают удовольствие от движения. На вопрос, по какой причине не занимаетесь физической активностью, 22% студенток ответили - нет желания, остальные нет времени. Такое положение дел заставляет задуматься и на первый план в учебном процессе физического воспитания привлекают внимание мероприятия по агитации, пропаганде физкультуры и спорта, приобретения студентками теоретических знаний в этой области, предоставления возможности студенткам выбора вида физической активности. Мотивационно - ценностное отношение студентов к физической культуре формируется на протяжении всего времени обучения в вузе. Наряду с объективными факторами, влияющими на данный процесс, важную роль играют субъективные факторы, которые имеют прямую взаимосвязь и зависимость от степени осознанности личности, развития морально-волевых качеств, активности и стремления к самореализации. Мы посчитали необходимым узнать, какие виды физической деятельности наиболее интересны студенткам. В результате обработки анкет мы выяснили, что студентки 1 курса оказывают явное предпочтение к таким занятиям, как аэробика и фигурное катание - 45% опрошенных; спортивные игры 29 %, легкая атлетика – 19% . Проявились новые предпочтения, так 7% студенток указали нетрадиционные и экстремальные виды спорта. Выбор физической активности с учетом желания студентов имеет большое значение в привлечении к регулярным занятиям и овладению более глубокими знаниями в области физической культуры. По исследованиям Ерикова В.М. и Левина П.В. отношение к регулярным занятиям физической культурой в 95,6 % зависит от направленности и содержания физкультурно-спортивной деятельности, что не противоречит нашим выводам о важности выбора физической направленности на развитие ценностных ориентаций к регулярным занятиям физической культуры. В результате всего сказанного, можно сделать следующие выводы: 1.Студентки 1 курса ГРУ имени С.А. Есенина подтвердили ценность физической культуры для сохранения физических кондиций тела, укрепления здоровья. 2.Недостаточное понимание взаимосвязи и взаимозависимости физического, умственного, психического и духовного развития человека, отсутствие необходимого минимума теоретических знаний не позволяет студенткам выработать ценностную ориентацию на регулярные занятия физической культурой и спортом. 3.На этапе физического воспитания студенток 1 курсов РГУ имени С.А. Есенина необходимо уделять достаточное время пропаганде физической культуры и спорта, овладению студентками теоретических знаний в области физической культуры, а также способствовать выбору вида физической активности по интересам.

Список литературы
1. Интеграционные процессы и инновационные технологии в физическом воспитании и спорте. Монография. По материалам международной научно-практической конференции 24-27 октября 2012 г. Тула., издательство ТГПУ им.Л.Н. Толстого 2012,- с.19
2. Модернизация образования: Теория и практика .Материалы ХХ Рязанских педагогических чтений.22 марта 2013г.ряз.гос.ун-т им.С.А. Есенина, Рязань, 2013. –с.27-28