Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Качество подготовки выпускников зависит от многих внутренних и внешних факторов. Одним из внутренних факторов является профессиональная ориентированность процесса обучения. Особенно в СПО преподаватели испытывают сильные затруднения в процессе формирования профессиональной ориентированности при подготовке по дисциплинам гуманитарного, социально-экономического и естественнонаучного циклов. Как показывает проведѐнный анализ, это обусловлено недостаточной профессиональной направленностью содержания обучения по данным дисциплинам, что негативно отражается на результативности дальнейшей профессиональной подготовки и обеспечении специалистами необходимой квалификации. Сложившаяся ситуация требует доработки профессионально ориентирующего содержания общеобразовательных дисциплин для более полного использования их дидактического потенциала в становлении конкурентоспособного и профессионально мобильного специалиста. Под профессиональной направленностью подготовки специалистов среднего звена авторы понимают соотнесение компонентов содержания дисциплин со сферой будущей профессиональной деятельности студентов. Благодаря такому подходу создаются благоприятные условия для формирования профессионально важных качеств будущего специалиста, в том числе его психологической и практической готовности к выполнению своих основных профессиональных функций. Конкурентоспособность выпускника среднего профессионального учебного заведения напрямую зависит от его способности быть профессионально мобильным, то есть динамичным, активным, инициативным, ответственным, способным к постоянному самосовершенствованию. Отсюда следует актуальность проблемы формирования элементов профессиональной мобильности у студентов средствами дисциплин общеобразовательного цикла, обусловливающаяся спецификой профессиональной деятельности каждого человека. При этом базой для успешного формирования профессиональной мобильности, главным образом, является высокий уровень обобщѐнных профессиональных знаний специалиста, владение им системой обобщѐнных профессиональных приѐмов и методов решения поставленных задач, а также умение эффективного применения при выполнении каких-либо заданий в области своей профессиональной деятельности. Потенциал общеобразовательных дисциплин заключается в эффективной реализации задач обучения и воспитания студентов, способствующих проявлению у них собственной нравственной и гражданской позиции, расширение их социального опыта. При формировании профессиональной мобильности заметное значение имеет самостоятельное осуществление в своѐ внеурочное время приобретѐнных знаний, умений и навыков в практической социальной и личностно значимой деятельности [3].Согласно Национальной доктрине образования Российской Федерации в условиях информатизации общества, раскручивания новых наукоѐмких технологий и высокой конкуренции на рынке труда от личности требуются такие личностные качества, как: ответственность, адекватная оценка себя как профессионала и способность к дальнейшему самообразованию и самореализации. В последние десятилетия в отечественной и иностранной научной литературе все чаще стало использоваться понятие «профессиональная мобильность», означающее чаще всего способность и готовность человека к смене своей профессиональной деятельности. Авторами под профессиональной мобильностью будущего специалиста среднего звена понимается способность и готовность инициативной личности успешно и наиболее эффективно адаптироваться к новым условиям труда путѐм изменения своего профессионального сознания и иметь желание постоянно повышать свою профессиональную компетентность. Профессиональную мобильность составляют четыре основных компонента: активность, адаптивность, готовность к профессиональной деятельности и креативность. Первые три компонента являются стабильными и составляют основу для профессиональной устойчивости, а креативность подразумевает творческие способности студента, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных.

Формирование элементов профессиональной мобильности – это системный процесс, результат по которому невозможно достичь в рамках изучения одной конкретной дисциплины или при проведении одного отдельного мероприятия. От того, насколько будет успешен процесс формирования элементов профессиональной мобильности, зависит социальное здоровье всего общества. Приобретение будущим специалистом такого качества как «профессиональная мобильность» носит достаточно сложный характер и зависит как от личностных особенностей человека и условий его стихийной социализации, так и от ее целенаправленного формирования, осуществляющегося путем использования различных форм педагогического и психологического воздействия. В подобной ситуации изучение и реализация формирования профессиональной мобильности у молодѐжи стали одной из важных задач современных педагогики и педагогической психологии. Современной профессиональной школе необходимо формировать это качество у своих выпускников, что сможет помочь им сделать успешную профессиональную карьеру и добиться определѐнного социального статуса. Цель образования, в данном случае, заключается в направленности на качественное усвоение обучающимися необходимого содержания с одной стороны, и, с другой - на развитие их личностных качеств, что обуславливает потребность общества в специалисте, способном преобразовывать окружающую действительность и самого себя в соответствии с запросами развивающегося социума в средне специальных учебных заведениях [2]. В новых Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения уменьшено количество аудиторных часов на повторение учебного материала за счѐт увеличения времени на более углубленное освоение сложных вопросов и уделяется максимальное внимание тем разделам учебного материала, которые необходимы пи изучении дисциплин профессионального цикла. В исследовании Колбинцевой А.С.достаточно чѐтко описан педагогический потенциал обще-математических знаний в развитии профессионального сознания студентов. Он рассматривается с позиций значимости для них в качестве важной составляющей формирования базы фундаментальных знаний, необходимой для будущей профессиональной деятельности, также способствующих развитию их профессионального самоопределения. Автор исследования определила педагогический потенциал математических знаний важным условием для самосовершенствования процесса развития профессионального самосознания студента: 1) абстрактным характером математических знаний, позволяющим экстраполировать их содержание на самую различную профессиональную реальность.(Экстраполирование – это процесс распространения выявленных закономерностей развития изучаемого предмета на будущее). 2) возможностями целенаправленного формирования обобщѐнных способов логической переработки информации и алгоритмов решения типовых профессиональных задач; 3) в формировании специальных профессиональных математико-прикладных умений [1]. Специальный учебно-методический комплекс, обеспечивающий процесс развития элементов профессиональной мобильности у студентов средствами общематематических знаний включает в себя набор учебных пособий и диагностический инструментарий. База профессионально-ориентированных задач позволяет обеспечить поэтапное включение студентов в процесс изучения математики, развивает умение решать прикладные профессионально-направленные задачи с использованием информационных технологий дающим преподавателю возможность персонально подходить к компоновке заданий. Опыт применения математических знаний позволяет студентам использовать свой личный жизненный опыт при конструировании профессиональных ситуаций в качестве математической модели и решении профессионально-ориентированных задач. Таким образом, потенциал общеобразовательных дисциплин заключается в преодолении психологического барьера при переходе после первого курса обучения к изучению дисциплин профессиональных модулей и в формировании у студентов навыков переносить свои знания и умения, полученные при изучении общеобразовательных дисциплин для более успешного усвоения содержания дисциплин профессионального цикла. Современный педагогический опыт показывает, что ситуационные задачи, встречающиеся как в профессиональной деятельности, так и в учебной практике весьма разнообразны по своему содержанию и форме. Они включают в себя: - предметную область, состоящую из совокупности фиксированных и предполагаемых объектов, о которых прямо или косвенно идѐт речь в задаче; - отношения, которыми связаны объекты предметной области; - вопрос, раскрывающий цель задачи; - совокупность всех действий, которые надо произвести над данными в задаче, чтобы выполнить еѐ требование.

При использовании проектного метода в подготовке студентов, предполагающего конструирование ими индивидуальных и групповых творческих проектов, особое внимание уделяется его защите. При выступлении перед аудиторией у студентов развивается грамотная речь, со временем проходит внутреннее напряжение, тревожность, страх. Такая практика весьма продуктивна и необходима, так как специалисты, работающие на предприятиях должны постоянно проходить курсы повышения квалификации и сдавать экзамены. Диагностический инструментарий методично отслеживает следующие изменения у обучающихся в процессе работы: профессиональных интересов и установок; отношения студента к подготовке и к будущей профессиональной деятельности; профессиональной направленности личности и еѐ профессионального типа; развития профессионально-ориентированных математических знаний; самооценки профессиональных качеств. Потенциал изучения общеобразовательных дисциплин с учѐтом профессиональной направленности учебного заведения выражается в построении образовательного процесса на основе комплекса учебных и воспитательных задач, вовлекающих студентов в активную учебную деятельность, при этом у студентов формируется готовность решать проблемы из различных сфер и создаются предпосылки для личностно-профессионального становления будущего специалиста.

Список литературы
1. Колобинцева А. С. Развитие профессионального самосознания студента в процессе освоения общематематических знаний /автореф. к.п.н., г. Оренбург, 2009, 27 стр.
2. Мищенко В. А. Региональная модель формирования профессиональной мобильности студентов / автореф. д.п.н. Москва, 2012. 47 стр.
3. Попова С. В., Овсиенко Р. Н. Знаниевая парадигма как основа компетентностного подхода/ Международная научно-практическая конференция: Актуальные научные вопросы и современные образовательные технологии. Ч. 5. Тамбов. 2013.