Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Тула
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Качество современного образования определяется не только объѐмом получаемых знаний, но и личностными характеристиками, которые активизируют способности обучающегося к постоянному обновлению информационного диалога с социальной окружающей средой, способствуют его мобильности, позволяют быть свободным в своих поступках и ответственным за свой выбор. Признание необходимости учета потребностей и индивидуально-психологических особенностей каждого обучающегося стало одной из важнейших тенденций современного обучения и нашло отражение в актуализации метода личностно ориентированного обучения. Анализ современной методической литературы [4, 5] показывает, что личностно ориентированный подход становится одним из самый востребованных на сегодняшний день подходов, поскольку ставит личность в центр процесса обучения, предоставляет приоритет индивидуальности, самооценке, основывается на уважении к мыслям обучающегося, на поощрении его активности и творческих возможностей. Личностно ориентированный подход – это такой тип процесса образования, при котором личность педагога и личность обучающегося, выступают как его активные и основные субъекты, находящиеся в отношениях сотрудничества, сотворчества, духовно-морального единства. Основными целями такого обучения являются: создание условий для реализации личностных возможностей обучаемого в процессе обретения знаний, умений, навыков; развитие мышления, интеллекта; формирование способности к самостоятельной учебной деятельности, самоконтролю, самоуправлению. В настоящее время в российских вузах возрастает значение международной образовательной деятельности, основа которой закладывается уже на этапе довузовской подготовки. Для достижения положительных результатов в процессе обучения иностранцев необходимо использовать максимально разнообразные методы и формы преподавания, повышая мотивацию студентов к изучению русского языка и предметов на русском языке, активизировать самостоятельную работу студентов. В настоящее время основой образования становится не столько изучение учебных дисциплин, сколько способы мышления и деятельности, высокий уровень методологической культуры, творческое владение методами познания и деятельности.
Задача построения учебного процесса – обеспечить максимальную эффективность формирования знаний и умений учащихся с учѐтом особенностей образования в различных странах. Задача преподавателя на этапе довузовской подготовки состоит не только в передаче суммы знаний и контроле усвоения необходимой информации, но и в создании психологической готовности иностранного студента к успешной учебной деятельности в российском вузе, его адаптации. У иностранных студентов разный темп получения и усвоения знаний, разная социальная среда, в которой они ранее находились, различный багаж знаний и умений. Поэтому для успешности обучения каждого и группы в целом необходимо учитывать уровень развития всех студентов, причем тактика и используемые методические приемы должны основываться на индивидуальных способностях учащихся. В центре довузовской подготовки иностранных граждан Тульского государственного университета (ТулГУ) дисциплина «Физика» является обязательной в учебных планах подготовки по естественнонаучному, техническому и медико-биологическому направлениям. По данному курсу проводятся лекции, лабораторные работы, практические и индивидуальные занятия в течение двух семестров. Целью обучения физике является формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих иностранному студенту возможность дальнейшего изучения соответствующей учебной дисциплины в вузе РФ. Для повышения эффективности и качества преподавания курса физики используется личностно ориентированная многоуровневая технология обучения [1, 3]. На занятиях преподаватель создает систему психолого – педагогических условий, позволяющую в группе работать с каждым студентом в отдельности с учетом его индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Оценка знаний производится в рамках рейтинговой системы, которая дает возможность студенту уделить большее внимание (в зависимости от мотивации) предпочтительному виду учебной деятельности без потери общей интегральной (академической) оценки. Так, например, в ТулГУ максимальная семестровая оценка – 100 баллов, из которых 60 студент может получить за работу в семестре, и только 40 – за ответ на экзамене (или зачете в осеннем семестре). Причем на семестровую оценку влияет как индивидуальная работа студента, так и работа в группе, а также, в первую очередь, результаты контроля языковых навыков, умение решать задачи, работать с измерительными приборами и т.д. Оценка каждого вида деятельности ранжируется в зависимости от степени его освоения, что позволяет студенту, освоив все обязательные виды деятельности в целом, уделить большее внимание выбранному виду деятельности или разделу учебной дисциплины. Наша цель – показать, что и лабораторный практикум по физике, в свою очередь, также может быть личностно-ориентированным, что способствует повышению эффективности образовательного процесса. Лабораторный практикум по физике является одним из видов занятий, где учащийся может в полной мере реализовать свои знания и умения. Ключевой особенностью, отличающей лабораторный эксперимент от других способов получения знаний, является процесс получения и обработки экспериментальных данных - количественных характеристик реальных физических величин, определяющих поведение исследуемого объекта, процесса или явления, подтверждающих или опровергающих сформулированные целевые функции проведения эксперимента. На лабораторных занятиях преподаватель выступает в роли организатора самостоятельной активно - познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника, способного вовремя помочь устранить намечающиеся трудности в овладении и применении знаний. Студенты, как правило, делают опыты (в рамках проведения лабораторных работ) по механике, термо- и электродинамике, где учатся пользоваться измерительными приборами, обрабатывать результаты эксперимента, осваивают методику его проведения. По тем разделам физики, по которым либо постановка эксперимента, в силу различных обстоятельств, затруднена, либо вовсе невозможна, проводятся виртуальные лабораторные работы [2]. Методические указания к выполнению лабораторных работ содержат, как правило, краткую теоретическую справку по теме работы, задание по русскому языку, вопросы допуска к лабораторной работе и контрольные вопросы, порядок выполнения работы и требования к ее оформлению, варианты заданий, а также словари. В электронном виде такие указания к виртуальным лабораторным работам содержат динамические модели исследуемого процесса. Лабораторный практикум состоит из 4-х обязательных лабораторных работ и 1-2 дополнительных – для продвинутых студентов. Среди обязательных работ одна, по правилам расчета погрешности и обработки экспериментальных данных, выполняется каждым студентом. Темы остальных 3-х лабораторных работ студент может выбрать в зависимости от личных предпочтений (но внутри заданного раздела физики). Система контроля, применяемая на лабораторных работах по дисциплине «Физика» осуществляется с помощью рейтинговых оценок. В течение семестра учащийся должен выполнить 4 лабораторные работы. Каждая лабораторная работа оценивается максимум в 4 балла, причѐм: – если учащийся правильно ответил на вопросы допуска к лабораторной работе, выполнил все необходимые измерения и правильно записал их результаты, то он получает 1 балл; – если учащийся правильно оформил бланк отчѐта о лабораторной работе: правильно выполнил задании по русскому языку, правильно произвѐл все необходимые вычисления, записал результаты прямых и косвенных измерений с учѐтом погрешностей, сделал выводы по работе, то он получает дополнительно ещѐ 1 балл; – ещѐ 2 балла учащийся может получить, если защитит свою работу, правильно ответив на вопросы преподавателя по тому разделу физики, к которому относится данная лабораторная работа. Таким образом, за все обязательные лабораторные работы учащийся может получить от 4 до 16 баллов (с учетом дополнительных работ – до 24 баллов), а учитывая, что всего за работу в семестре он может получить не более 60 баллов, то роль лабораторных работ в общей оценке весьма существенна. При такой системе контроля каждый студент, исходя из своих индивидуальных способностей, возможностей и желаний может выбрать то количество баллов, которое он хочет получить за лабораторные работы. Основная задача преподавателя помочь каждому учащемуся реализовать свой выбор, учитывая индивидуальные особенности каждого. Как показывают наблюдения, не сразу все студенты проявляют заинтересованность к новому, включаются в активную познавательную работу. Некоторым из них нужна индивидуальная помощь для осмысления того, что они уже знают и что должны узнать, насколько важен и нужен предлагаемый материал. Если сразу не выявить отстающих и не прийти им на помощь, они останутся пассивными на протяжении всего обучения и, даже выполняя общие задания, не будут системно пополнять свои знания. В подобных случаях задача педагога – согласовать различный опыт обучающихся и скорректировать возникшие несовпадения, определить познавательную стратегию этой части группы в процессе познания. Система организации и контроля, применяемая при прохождении лабораторного физического практикума, побуждает каждого студента к активной учебной деятельности в течение семестра, способствует развитию навыков устной и письменной речи, практических умений. Простота, прозрачность и четкость системы накопления баллов делает ее понятной студентам и обеспечивает адекватную реакцию на оценку их знаний и действия преподавателя. Таким образом, правильная организация занятий с использованием личностно ориентированного подхода способствует повышению мотивации, улучшению качества обучения, скорейшей адаптации иностранных студентов к реалиям российской высшей школы, что особенно важно при обучении на неродном языке.

Список литературы
1. Лагун И.М., .Хвалина Е.Н., Чарина Н.С. Личностно-ориентированный подход к преподаванию физики // Матер. III Всесоюзн. научно-практич. конф. «Теоретические и прикладные аспекты личностно-профессионального развития». – Омск.: Омск-Тара, 2010.– С. 106-109.
2. Лагун И.М., Зайцева Т.В., Хвалина Е.А. Виртуальные лабораторные работы в курсе физики для иностранных студентов подготовительного отделения// В сб. матер. «Проблемы подготовки кадров для зарубежных стран в современных условиях».– Ростов-на-Дону: РостГМУ, 2006.– С. 143-144.
3. Лагун И.М., Овчинников В.В. Развитие коммуникативных навыков студентов при изучении физики// Вестник ТулГУ. Серия Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. – Вып. 12. – Матер. XII Междунар. научно-практич. конф. «Современные образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла». – Тула: Изд-во ТулГУ, 2013.– С. 24-29.
4. Сериков В.В. Личностно-ориентированное обучение // Педагогика, 1994, № 5.
5. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / Якиманская И.С. //Вопр. психологии, 1995, №2.- С.31-35.