Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Тула
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Присоединение Российской Федерации к Болонскому процессу поставило перед российскими вузами задачу поиска оптимальных способов реорганизации образовательного процесса в соответствии с европейскими стандартами при условии сохранения лучших традиций отечественного образования. Внедрение Федеральных образовательных стандартов на основе компетентностного подхода, кредитных единиц, модульных технологий предполагает введение дополнительного звена в процесс подготовки специалиста, отвечающего требованиям времени. Европейский опыт говорит о том, что таким звеном может выступать тьютор.

Понятия «тьютор», «тьюторство», «тьюторское сопровождение» не являются в строгом смысле слова новыми для современного образования. Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т. М. Ковалева, док. пед. наук, разработчик квалификационной характеристики, президент Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская Ассоциация»). [1] Выделяют несколько различных моделей тьюторства, существование которых обусловлено сферой применения навыков тьютора. Во-первых, тьюторы могут вести свою деятельность на различных уровнях образования: дошкольное, школьное, университетское. Внутри каждого уровня также существуют градации - это может быть тьютор-куратор, академический консультант, руководитель индивидуальной образовательной траектории, тьютор, работающий с детьми, которые нуждаются в особом подходе (инвалиды, дети с задержкой развития). В соответствии с «Квалификационными характеристиками должностей работников образования» тот, кто претендует на должность тьютора, должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 2-х лет. Тьютор должен знать «приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации»; «технологии открытого образования и тьюторские технологии»; «технологии реализации компетентностного подхода»; государственные образовательные стандарты по соответствующим программам высшего образования; возрастную и специальную педагогику и психологию; основы административного и трудового законодательства. Тем не менее, информация, содержащейся в вышеуказанном квалификационном справочнике, не позволяет сформировать требования к деятельности тьютора и представить его профессиональную деятельность. Актуальным в данном случае будет разработка требований к профессионально-личностным качествам тьюторов, сформулированная на языке компетенций. [3] Таким образом, квалификационный справочник должностей закрепляет профессию тьюторалишь в среднем образовании. В то время как в системе высшего образования тьюторская функция становится неотъемлемой частью деятельности преподавателя. Все большее распространение в вузах заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий требует освоения дополнительных навыков, разработки и применения новых педагогических методик, а главное формулирования компетенций преподавателя-тьютора, осуществляющего «сопровождение» студента в процессе обучения. Анализ тенденций развития профессионального образования позволяет констатировать тот факт, что существует противоречие между потребностью общества в преподавателях, которые владеют тьюторскими технологиями, и недостаточной разработанностью методической и практической базы их реализации. На данный момент функционирует ряд вузов и других учреждений образования, реализующих подготовку тьюторов, в том числе в системе высшего профессионального образования. В основном это внутривузовские курсы повышения квалификации, ориентированные на потребности образовательного процесса самих вузов. Примером такой образовательной программы являются курсы повышения квалификации в Тульском государственном университете. Под тьюторской деятельностью понимаются управленческие технологии, которые включают в себя средства и механизмы профессиональной деятельности. Они включают в себя вхождение в деятельность, целеполагание, рефлексию, самоопределение и, наконец, конечное формирование тьюторской позиции педагога. Эффективность процесса формирования тьюторской деятельности преподавателя вуза должна обеспечиваться реализацией принципов активности, субъективности, непрерывности, адаптивности, актуализации, модульности и вариативности. Упомянутые принципы актуальны на всех уровнях национального образовательного пространства и являются отражением современной жизни. Процесс адаптации преподавателя к новым условиям длится уже порядка десятка лет, начиная с даты вступления России в Болонский процесс. Вопрос «ресоциализации» педагога, частью которого является становление тьюторской позиции преподавателя высшей школы, регулярно озвучивается на конференциях, образовательных проектах, но пока остается без ответа.

Список литературы
1. Ковалева Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 56 с.
83
2. Малета С.В. Развитие профессионально-педагогической компетентности как основа повышения квалификации преподавателя современного вуза. Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. Ч.2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 343с.
3. Нижник С.Г. Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании. Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. Ч.2. Тула: Изд-во ТулГУ. С. 221-225.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 г. Москва «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.09.2014). 5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.09.2014).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ 15 февраля 2005 г. N 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 20.09.2014).