Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет удержана комиссия 3,5-5,5%
Подпишитесь на нашу рассылку
Будьте в курсе всех наших новостей и мероприятий
|
ГУМАНИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СТУДЕНТОВ
Армавир
05 февраля 2016г.
Гуманизация отношений со студентами учреждений профессионального образования красной нитью проходит через целевые установки профессиональной подготовки. Так, если в прежней системе профессионального образования человек рассматривался как производительная сила, теперь содержание профессионального образования направлено на создание условий для подготовки к жизни (в том числе профессиональной) с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей. При этом образование является, во-первых, средством самореализации, самовыражения и самоутверждения его личности; во-вторых, средством устойчивости социальной самозащиты и адаптации человека в условиях рыночной экономики, как его собственность, которой он может распоряжаться в качестве субъекта на рынке труда [2]. Гуманизация профессионального образования предполагает гуманитаризацию, фундаментализацию и деятельностный подход к образованию. Эти подходы сопряжены с определенными трудностями, которые связаны с определением соотношения между гуманитарными и негуманитарными предметами, их места в образовательном пространстве, а, следовательно, увеличением или уменьшением их доли в общем количестве учебных часов. Противопоставления гуманитарного и естественно-математического, технического образования могут привести к дисбалансу в профессиональном образовании. Нам импонирует другой подход, рассматривающий гуманитаризацию образования «как формирование у человека особой человеческой формы отношения к окружающему миру и самому себе, своей собственной деятельности в нем» [там же, c. 5]. При таком понимании гуманитаризации образования исчезает традиционное противопоставление гуманитарных и естественнонаучных, специальных, технических и технологических предметов. Такая постановка целевой установки гуманитарной составляющей профессионального образования гуманизирует дидактические отношения в образовательном процессе, обогащает его содержание, активизирует познавательную деятельность, меняет мотивацию интереса к учению. Приоритетными задачами образования становятся не подчинение человека лишь служению научно-техническому прогрессу, а формирование менталитета как хозяина своей судьбы, своей личности. Многое здесь зависит от педагогического руководства этим процессом, т.к. меняется смысл учения, достижение цели образования ставится в зависимость от построения учебно-воспитательного процесса на основе внутренних образовательных потребностей обучающегося, создания условий для самореализации его личности. Для того чтобы обеспечить будущих специалистов умениями эффективно пользоваться результатами собственной деятельности в условиях, с одной стороны, свободы выбора, а с другой - жесткой конкурентной состязательности, необходимо внести коррективы в технологии профессиональной подготовки учебного заведения.
Одним из выходов из этого положения является фундаментализация образования как усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности, системное освоение научно-теоретических знаний по всем дисциплинами учебного плана образовательной системы. Это предполагает, во-первых, углубление теоретической общенаучной, общепрофессиональной подготовки; во-вторых, отказ от раздробленных узкопрофильных профессий и специальностей. А.М. Новиков особо выделяет овладение будущими специалистами «сквозными» умениями (работа на компьютерах, пользование базами и банками данных), а также специальных знаний в области экологии, экономики, бизнеса и финансов, права и медицины [там же, c. 8]. Другими словами, необходимо готовить молодежь к универсальной деятельности, которая ее ожидает в быстро меняющемся окружении. Гуманизация профессионального образования как раз и предполагает его деятельностную направленность. Деятельностный подход вовсе не принижает значение знания в овладении профессиональной деятельностью, они останутся основным ее средством. Главный недостаток здесь в том, что знания рассматривались в отрыве от профессиональных умений. Между тем, как правильно подчеркивает Н.Ф. Талызина, знания никогда не существуют сами по себе, они всегда являются элементами какой-либо деятельности, определенных умений. Поэтому необходимо прежде всего учить пользоваться знаниями в составе умений, адекватных задачам будущей профессиональной деятельности [3, c. 6]. Как приблизить знания к деятельности? Предлагаются различные пути, наиболее популярными являются построение системы знаний, необходимой и достаточной для овладения обучаемыми основами деятельности; совершенствование взаимосвязи чувственных и рациональных, теоретических знаний, лежащих в основе овладения деятельностью; поиск возможностей повышения уровня обобщения формируемых знаний о деятельности [2, c. 8-9]. Безусловно, при подготовке будущих специалистов надо постоянно развивать их познавательные интересы, сталкивать их с необходимостью активно и самостоятельно применять знания в решении профессиональных задач, ставить их в ситуацию, требующую от них проявления личностных качеств. Разумный образовательный процесс в профессиональном учебном заведении невозможен без организации опыта продуктивной деятельности. Необходимо не только основательное вооружение будущих специалистов продуктивным исследовательским стилем деятельности, навыками эффективной организации труда, потребности к постоянному самосовершенствованию, но и организации личного опыта их в осуществлении разносторонней, интегративной деятельности: познавательной, ценностно-ориентировочной, преобразовательной, коммуникативной, эстетической. Важная роль в этом принадлежит теоретическому обучению, в ходе которого обогащение информативно-познавательного багажа сочетается с развитием у обучающихся познавательных интересов, элементов самостоятельности и творчества, поисково-исследовательской деятельности, направленной на решение производственно-проблемных ситуаций. По мнению О.Ф. Федоровой «специфика теоретического обучения заключается в том, что используемые и формируемые на теоретической подготовке умения и навыки являются умениями и навыками не только учебного труда, но и одновременно выступают как практические навыки, имеющие важное значение для профессиональной подготовки учащихся» [4, c. 35]. В процессе теоретического обучения первостепенное значение должно быть уделено субъективно-деятельностному подходу к его организации. Знания вне действий обучаемого не могут быть ни усвоены, ни сохранены. Критерием усвоенности знаний является способность выполнить какую-либо деятельность или действие, связанные с данными знаниями, качество их усвоения определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать. В практическом обучении, выполняемая обучающимися работа должна отвечать следующим требованиям: иметь собственно-полезную значимость; быть посильной для обучающихся, но отличаться высоким уровнем трудности: получаемый результат должен быть хорошего качества; стимулировать активное применение теоретических знаний, дополнительной литературы, разработки самостоятельных проектов; предусматривать коллективную производственную деятельность обучающихся, а также включение их в производственные или научные коллективы. Магистральное направление организации такой деятельности подчинено главной идее: каждый обучающийся должен самостоятельно проделать полный производственный цикл: от поиска соответствующей «ниши» в профессиональной сфере, от замысла до изготовления конечного продукта и его реализации [1, с. 9-10]. Таким образом, подводя итог данному исследованию, отметим, что:
1) гуманизация профессионального образования специфична своей профессиональной направленностью: студент высшего профессионального образовательного учреждения рассматривается не только как будущая производительная сила, но и как развивающаяся профессиональная личность. Это требует пересмотра всех компонентов содержания обучения и технологий в свете их человекообразующих функций, направленных на учет индивидуальности, своеобразие жизненных устремлений будущего специалиста; 2) гуманизация образования сделала максимально возможной индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, его дифференциацию, создание условий для самоактуализации личности. Она стала основой гуманитаризации образования, где приоритет остается не за объективным знанием, а за субъективным смыслом; 3) в вузе стала приоритетной личностно-ориентированная направленность образования, где последователь-но воплощается гуманистическая образовательная парадигма, основанная на учете интересов и запросов развивающейся личности, ее своеобразия и возможностей, максимальной реализации и самореализации, создание условий для проявления задатков, индивидуальных способностей.
Список литературы
1. Новиков А.М. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. - 1996. - № 3. - 3 с.
2. Новиков А.М. Проблемы гуманизации профессионального образования // Педагогика . – 2000. - № 9.-2 36с.
3. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во МГУ. - 1984. - 344 с.
4. Федорова Н.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе творческого и производственного обучения. - М.: Высшая школа. - 1970. - 35 с.
|
|