Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Согласно ФГОС ВПО [4], реализация основных образовательных программ бакалавриата подразумевает «широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий» (пункт 7.3). Действительно, интерактивным формам, технологиям и методам обучения придается сегодня огромное значение. В этой связи возникает ряд вопросов: чем это обусловлено? Какова сущность и разновидности интерактивных форм обучения? Каковы пути их реализации в учебном процессе? Попытка ответить на эти вопросы составляет содержание дальнейшего изложения.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий способствовало тому, что интерактивность стала неотъемлемой характеристикой современной жизни. Сегодняшние студенты принадлежат к поколению «digital natives» - интерактивная среда и активное общение (в том числе, с использованием информационно-коммуникационных технических средств) являются для них естественной составляющей жизни. Для успешного осуществления обучения важно говорить со студентами «на одном языке», следовательно, применение интерактивных форм обучения с использованием технических средств целесообразно. Кроме того, очевидно, что технические возможности позволяют использовать совершенно новые пути для повышения качества обучения, в том числе в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося. Так, например, создание информационных образовательных ресурсов поможет студенту освоить пропущенный материал или изучить предмет более углубленно; разработка обучающих тестов позволит осуществлять самооценку уровня развития компетенций и овладения знаниями, умениями и навыками в удобные для него время и место. В чем же состоит сущность интерактивных форм обучения? Интерактивность означает «способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого» [5]. Однако обучение, осуществляемое преподавателем, всегда происходит на основе педагогического взаимодействия со студентам. Возникает вопрос: каково сущностное отличие интерактивных форм обучения от прочих, также реализуемых в условиях педагогического взаимодействия? Анализ литературы позволяет предположить, что основным отличием является степень интенсивности и характер взаимодействия субъектов педагогического процесса. Подтверждение сказанному находим в статье О.Г. Лоретц [3] – в зависимости от степени участия субъектов в образовательном процессе автор выделяет три метода: -академический, при котором преподаватель воздействует на студентов с целью передачи им готового знания; степень активности студентов при этом ограничивается усвоением материала, представленного преподавателем; -активный, при котором студенты являются активными участниками педагогического процесса и усваивают учебный материал в ходе общения с преподавателем и/или самостоятельной работы. Студенты, таким образом, ориентированы на активное взаимодействие с преподавателем; -интерактивный, при котором студенты генерируют знание во взаимодействии – во время совместной работы не только с преподавателем, но и друг с другом. Активность студентов при этом является доминирующей по отношению к активности преподавателя. В ряде источников встречается формулировка: «сущностная особенность интерактивных форм – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников». Сказанное позволяет увидеть одно из преимуществ интерактивных форм обучения: как известно, эмоционально окрашенная, личностно значимая информация лучше усваивается. Так, например, вопросы типа: "как Вы считаете/оцениваете..." предполагают формирование у студента его собственного отношения к предмету обсуждения. Но для того, чтобы студент пожелал высказать свое мнение, отношения в группе (в том числе отношения "студент-преподаватель") должны быть доверительные и демократичные, равноправные. В рамках этих требований меняется роль преподавателя: вместо традиционной функции контролера, "судьи" он "выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации" [1]. Меняется и роль студента: он становится не просто "потребителем" знаний, предлагаемых преподавателем, но и источником информации для других субъектов обучения, одним из создателей субъективно или объективно нового информационного продукта. Следовательно, можно заключить, что суть интерактивных форм обучения состоит в организации взаимодействия субъектов обучения (студентов с преподавателем, студентов друг с другом и с техническими средствами обучения) в условиях высокой степени активности каждого субъекта, демократического стиля общения и наличия благоприятной эмоциональной среды. Детальное изучение интерактивности в педагогическом процессе началось относительно недавно. Следствием этого является отсутствие единого терминологического аппарата применительно к данной области исследования. Так, термины «интерактивные формы», «интерактивные технологии» и «интерактивные методы» зачастую используются применительно к одному и тому же содержанию (например, ролевая игра в различных источниках рассматривается как форма, технология или метод). В рамках данной работы остановимся на термине «интерактивные формы», поскольку он используется в ФГОС ВПО.
В образовательном стандарте (пункт 7.3) под интерактивными формами проведения занятия понимаются компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги [4]. В литературе помимо обозначенных форм названы обучение в сотрудничестве (взаимообучение), творческие задания (метод проектов, драматизация), мозговой штурм, групповая дискуссия, «жужжащие» группы и др. Различными учеными разработаны классификации интерактивных форм (методов обучения). Так, Т.С. Панина и Л.Н. Вавилова выделяют три группы интерактивных методов: дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики); игровые (дидактические и творческие игры, в том числе деловые и ролевые); тренинговые (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности) (цит. по [2]). И.В. Курышева предлагает в качестве основания классификации рассматривать «особенности сред взаимодействия» [2, с. 162]: автор выделяет интерактивные методы обучения в среде «ученик-ученик-учитель»; в среде «ученик-компьютер-учитель», в среде «ученик-учебник-учебное пособие». Идея И.В. Курышевой представляется интересной, однако вызывает вопросы целесообразность включения методов группы «ученик-учебник-учебное пособие» в состав интерактивных. Деятельностный характер данных форм обуславливает их главные достоинства и доказывает необходимость их использования в современном компетентностно-ориентированном образовательном процессе. Однако реализация интерактивных форм сопряжена с рядом трудностей: так, для них требуется много времени, при этом конечный результат не всегда предсказуем (например, в дискуссии, взаимообучении). Выбор конкретной формы зависит от многих факторов, в частности от дидактической задачи и от этапа работы над учебным материалом. Проиллюстрируем сказанное на примере использования интерактивных форм при подготовке бакалавров – будущих учителей иностранного языка в ходе изучения ими дисциплины «Лингвострановедение и страноведение». С нашей точки зрения, на практических занятиях по указанной дисциплине наиболее целесообразно использовать методы «ученик-ученик-учитель». Методы «ученик-компьютер-учитель» также могут применяться, однако, на наш взгляд, они обладают большим потенциалом для внеаудиторной работы студентов. Для удобства выбора и применения различных интерактивных форм сопоставим их с уровнями мышления, обозначенными в таксономии Б. Блума.


Как видно из таблицы, большинство интерактивных форм (методов) соответствуют более высоким уровням, характеризующимся высокой степенью умственной нагрузки («применение» и выше). Приведем примеры использования некоторых из названных интерактивных форм на практических занятиях по дисциплине «Лингвострановедение и страноведение» (в разделе «История Британии и США»).
В самом начале курса важно научить студентов работать в мини-группе. С этой целью на первых порах можно использовать задания с низким уровнем умственной нагрузки («знание»). Например, на первом занятии по теме «Британия» студентам предлагается разбиться на мини-группы (по 3-4 человека), собрать «паззл» - карту Соединенного королевства – и подготовиться к ответу на вопросы политического и географического плана (например: назовите столицу Шотландии; покажите Уэльс на карте; какая из двух стран является частью Соединенного королевства: Северная Ирландия или Республика Ирландия?; покажите Британские острова и т.д.). Студентам, работая в мини-группе, необходимо собрать паззл (что позволит наладить взаимодействие между ними) и подготовиться к ответу на вопросы (что подразумевает наличие элементов группового обсуждения и взаимообучения). При обсуждении конкретного исторического периода или истории страны в целом студентам может быть предложено принять участие в дискуссии, направленной на оценку исторических событий. При этом преподавателю необходимо заранее подготовить вопросы проблемного характера и ознакомить с ними студентов. Более прочному усвоению материала способствует использование ролевой игры. Например, на занятии, посвященном периоду Позднего Средневековья в Англии, студентам предлагается выбрать себе роль («крестьянин», «рыцарь», «король» и т.д.) и взглянуть на события эпохи глазами своего героя. Студенту необходимо рассказать о «своей» жизни, при этом остальные должны угадать кто перед ними. Приведем другой пример, в котором студентам предлагается почувствовать себя участниками Конституционного конвента США 1787 г. и самим разработать систему правления в США (данное задание сочетает в себе элементы метода дискуссии, ролевой игры и анализа конкретной ситуации). Преподаватель распределяет роли таким образом, чтобы среди участников были представители различных точек зрения: сторонники сильной централизованной власти и сторонники широких полномочий властей штатов; делегаты от малонаселенных штатов, предлагающих ввести равное количество представителей от каждого штата и делегаты от крупных штатов, настаивающих на определении числа представителей исходя из населенности штата. Студентам вместе предлагается найти компромисс и разработать систему правления. Далее организуется знакомство студентов с федеральной системой правления, предлагается сравнить и оценить оба варианта (студенческий и реальный). Повысить мотивацию к изучению истории Британии может использование интерактивных компьютерных игр, позволяющих в увлекательной форме получить более глубокое знание об истории и культуре стран изучаемого языка (например, игры, размещенные на сайте BBC (www.bbc.co.uk). Взаимообучение и обучение в сотрудничестве целесообразно применять при работе над темами, вынесенными на самостоятельное изучение, а также на этапе применения (по Б. Блуму). Так, каждый студент может изучить отдельную тему (или один из аспектов общей темы занятия) и затем представить результаты всей группе в форме доклада или каждому студенту в индивидуальной беседе. Режим работы «студент-студент» оптимален для уровня «понимание» (по Б. Блуму). Например, каждый студент разрабатывает тестовые задания для другого студента. Производится обмен заданиями с последующей проверкой результатов автором теста. Вопросы, в которых были допущены ошибки, целесообразно обсудить со всей группой в конце занятия. Как уже было сказано, интерактивные формы «ученик-компьютер-учитель» могут быть использованы во внеаудиторной работе студентов. Так, нами разработаны конспекты лекций о истории Британии и США, которые размещены в хранилище электронных ресурсов МГПУ и доступны студентам. Кроме того, разработаны тестовые задания, позволяющие студентам проверить свои знания. Таким образом, использование интерактивных форм проведения занятий сегодня обосновано и необходимо. Существуют различные интерактивные формы (методы обучения), позволяющие осуществлять обучение на деятельностной основе в соответствии с дидактической задачей, стоящей перед занятием или его этапом. В рамках данной статьи представлены возможности применения интерактивных методов на практических занятиях по дисциплине «Лингвострановедение и страноведение».

Список литературы
1. Информационно-аналитический обзор «Интерактивные методы обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования» // Академия ФСИН России: Отдел организации межвузовской учебно-методической работы // URL: http://apu-fsin.ru/service/omumr/material_int_form.html
2. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. - № 112. – С. 160-163.
3. Лоретц О.Г. Использование активных и интерактивных методов обучения в учебном процессе // Аграрное образование и наука. – 2012. - № 1. С. 7.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»), 2011.
5. Щербакова Е. В. Технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов современного педагогического вуза [Текст] / Е. В. Щербакова // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 434-436 http://www.moluch.ru/archive/38/4362/