Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Авторы:
Город:
Белгородская область
ВУЗ:
Дата:
19 октября 2019г.

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. В современной системе образования технологии работы с текстом становятся одними из самых актуальных. Неслучайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах.

Без овладения технологией смыслового чтения невозможно полноценно подготовить учащихся к итоговой аттестации, так как и в ОГЭ, и в итоговом сочинении по литературе, и в ЕГЭ исходным для создания собственного текста является осмысление и понимание чужого текста художественной и научной направленности.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Это чтение, которое подразумевает вникание в смысл текста, извлечение главных мыслей и максимально рациональное и эффективное использование информации.

Существуют различные способы смыслового чтения. Во-первых, аналитический (структурный) способ. В этом случае читатель идет от целого к частному. Цель такого чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Во-вторых, синтетический (интерпретационный) способ. Здесь читатель движется от частного к целому. Цель этого способа – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их. В-третьих, критический (оценочный) способ. Цель его – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним; определить собственное отношение к тексту, сформулировать его.

Ознакомившись с сутью и структурой произведения, читателю следует выяснить, какие проблемы затрагивает автор. Проблема – это вопрос. Текст содержит один (в научном тексте) или несколько (в художественном тексте) ответов. В научной книге и вопросы, и ответы озвучены автором, в художественной их нужно найти, выделить среди них главные и второстепенные. Для выявления проблем, затронутых автором, можно задавать следующие вопросы: существует ли описанное явление, что это такое, почему оно возникло, при каких условиях может существовать, почему существует, каковы последствия его существования, каковы характерные свойства и отличительные черты, как оно связано с другими.

Уметь работать с текстом учащиеся учатся в течение всей школьной жизни. Переходя из класса в класс, будущий выпускник овладевает приемами работы с информацией: бегло читать текст, делить его на смысловые отрывки, составлять к нему вопросы, видеть ключевые слова. Все эти усвоенные операции позволяют успешно сдать экзамены. Поэтому основная идея данной образовательной практики – демонстрация поэтапного формирования умений.

В 5 классе продолжается начатая на начальном уровне образования деятельность по работе с текстом. В учебниках русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской упражнения для развития письменной и устной речи учащихся составлены с таким учетом, что используемые приемы работы поэтапно подводят к умению определять тему, основную мысль, подбирать заглавие текста, составлять план, видеть ключевые слова и понимать их смысл, понимать строение текста и его структуру, уметь его пересказывать. Включены и такие задания, которые готовят к умению высказывать собственную позицию.

Данные умения развиваются и в 6-7 классах. Так большая часть заданий направлена на формирование умения выражать собственную мысль, учитывая заданные ключевые понятия. В этот период школьники приучаются видеть последовательность изложения идей текста, работать по заданному плану, соблюдая орфографическую и пунктуационную зоркость.

В 8 классе детально прорабатываются умения преобразовывать информацию в текст, интерпретировать её, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера. Поэтому вводятся такие виды работ как аннотация, сочинения по личным впечатлениям, сочинения-рассуждения.

К 9 классу учащиеся умеют составлять аннотацию, давать краткий и полный пересказ текста. А это является одним из наиболее востребованных умений и навыков работы с информацией. Освоив эти операционные шаги, школьники готовы к стратегии компрессии текста. Данная стратегия может быть использована на тексте любого типа. Она носит пошаговый характер, интегрирует умения чтения и ведения записей, учит всем трем видам пересказа текста одновременно, демонстрируя разницу между ними.

Её освоение требует совместной работы учащихся и учителя с текстами различного характера. Ученики начинают применять стратегию самостоятельно после одного учебного года. Цель стратегии – научить свертывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости.

Для начала нужно бегло прочитать текст (или прослушать) и разделить его на смысловые части. Как правило, смысловая часть будет совпадать с абзацами текста. Затем, при необходимости, обсудить незнакомые слова. Далее предлагаем учащимся составить по 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому абзацу. После этого представляем учащимся заранее заготовленную таблицу из трех колонок (табл.1).

Таблица 1. Компрессия текста

 

План в вопросах

Ключевые слова (основные мысли)

Индивидуальные слова (детали)

 

1.

2.

3.

 

 

 

В первую колонку надо записывать обобщающие вопросы, во вторую – ключевые слова из текста, а в третью – индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки. Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос. К первому абзацу, содержащему, как правило, много информации, ставятся два вопроса, к другим – по одному. Но бывают исключения. Полный пересказ текста получается, если используются основные мысли и детали текста, обозначенные словами из колонки №2. Обобщенные вопросы к тексту нужны для его аннотирования (колонка№1). Ключевое слово – это слово из текста, необходимое для ответа на поставленный вопрос. Таких слов бывает немного - 3- 5. Ключевыми обычно являются существительные и глаголы.

Колонка индивидуальных слов, определяющих детали содержания текста, заполняется каждым учеником индивидуально. Каждый учащийся знает то, что ему трудно запомнить – имена, цифры, прилагательные. Именно их он и записывает в третью колонку. Если соединить слова из второй и третьей колонки, получится словарик основных мыслей и деталей, составляющих содержание полного пересказа текста. Ключевых слов только из второй колонки достаточно для составления краткого пересказа, который отвечает на   вопрос   «Что   случилось   с   персонажами   текста   в   описываемой   ситуации?». В случае если слова выписаны правильно, сделать краткий пересказ легко – все слова используются, лишних не остается. Критерий лёгкости составления краткого пересказа является основным для определения верности выбранных ключевых слов.

Запись таблицы обязательна. Без подобной письменной опоры, «нот текста» невозможно сделать ни краткий, ни полный пересказ. Данную работу лучше начинать с более легкого вида задания – полного пересказа. Продемонстрировав классу один пример, далее можно предложить сделать эту работу в парах. Но краткий пересказ обязателен для каждого ученика. Отработку стратегии на уроках русского языка необходимо проводить через обязательную совместную деятельность. Даже для взрослых она представляет некоторую трудность при первом использовании. А самостоятельное использование стратегии возможно после неоднократного совместного применения.

Результативностью такой работы по формированию стратегий смыслового чтения является активизация пассивного словаря учащегося, правильное и логичное представление обучающимися своих мыслей, языковое оформление текста. Для учителя результат тоже очевиден: системная подготовка к ГИА; составление банка приёмов по целенаправленной подготовке учащихся к итоговому собеседованию, написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения в рамках государственной итоговой аттестации.

 

Список литературы

 

 

1.        Заир-Бек     С.И.      Развитие     критического     мышления     на     уроке:     пособие     для     учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.

2.        Карманова И.С. Методы и приёмы смыслового чтения.

3.        Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М.: Баласс, 2013. –126с.