Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА УЧЕБНОМ ВЕБИНАРЕ В РАМКАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Вебинар (или онлайн-семинар, веб-конференция) – одна из современных форм организации дистанционного обучения, в том числе повышения квалификации преподавателей. В отличие от видеолекции, снятой заранее и просматриваемой пользователем в любое удобное для него время (см. например, лекции для преподавателей РКИ на сайте http://universarium.org/), вебинар предполагает дистанционное участие в семинаре в режиме реального времени, что определяет необходимость использования определенных способов организации интерактивной коммуникации между ведущим и участником вебинара. Главная трудность для ведущего вебинар – преодоление дистанции общения, отсутствие непосредственного визуального контакта со слушателями, отсутствие полноценной обратной связи. В реальной лекции или семинаре преподаватели привыкли использовать определенные техники взаимодействия с аудиторией: визуальный контакт, жесты, движение по классу, интонацию, и, с другой стороны - вопросы аудитории, предложение различных заданий, работу в минигруппах, работу с доской или флипчартом и т.п. Лектор может оперативно отреагировать на ситуацию: пояснить то, что осталось непонятным; привести примеры; увеличить или уменьшить темп речи; сделать паузу и т.д. При проведении вебинара преподаватель своей аудитории не видит: он садится перед экраном, надевает гарнитуру(комплект из наушников и микрофона), включает свою презентацию и начинает вести занятие. И где-то минут через 10 понимает, что говорит в пустоту. Он сбивается, по привычке пытается исправить положение с помощью скорости речи, шутки, отвлечения от темы, - но контакта с аудиторией по-прежнему не имеет. Обычно преподаватель собирается, концентрируется на материале и продолжает говорить, но состояние стресса не уходит: лектор не понимает, есть ли хоть один слушатель у другого конца бесконечных проводов. Очень сложно говорить, не оценивая уровня понимания, восприятия, включенности слушателей. Преподаватель начинает задавать вопросы - «вам понятно? Вы поняли? Надо ли повторить? Надо ли идти дальше? – и может потеряться окончательно, т.к. в чате появятся диаметрально противоположные ответы, а может не появиться вообще ничего. Как бы то ни было, преподаватель доходит до окончания своей презентации, прощается с гипотетическими слушателями, выходит из виртуальной комнаты, - и остается в терзаниях: как он провел занятие? Было ли нужно кому-то то, что он говорил? Любой урок, семинар, лекция – это энергетическое усилие преподавателя, но если традиционный урок может принести ощущение удовлетворения – это компенсация за потраченное время и усилия, то после вебинара преподаватель ощущает опустошенность, которая ничем не заполняется. Надо ли смириться с этим, ссылаясь на «неестественность» общения в вебинаре, или можно найти особые способы интерактивного взаимодействия лектора и аудитории при проведении учебного вебинара? Обратимся к методическим пособиям для ведущих вебинаров (не ограничиваясь только рамками учебных вебинаров). Мы ставим перед собой вполне конкретную цель - поиск средств фасилитации коммуникации, т.е. средств оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижения соглашения к взаимному удовлетворению участников (Устинова, 2005), поэтому не приводим здесь всех полезных советов, содержащихся на указываемых сайтах. Для того чтобы разобраться с возможными формами взаимодействия, определим цели их использования. Здесь нам поможет пособие Ю.В. Фролова (Фролов, 2011), который формулирует пять видов интерактивного взаимодействия с участниками согласно достигаемым результатам: • обучаемый оказывается перед вызовом, проблемой; • обучаемый должен принять решение; • обучаемый имеет возможность исследовать; • обучаемый имеет право совершать и исправлять ошибки; • обучаемый имеет возможность экспериментировать и играть.
Кажется, стоит согласиться с автором в том, что именно перечисленные позиции обеспечат внимание и сосредоточенность обучаемого перед экраном – ведь каждый из пяти видов требует активного действия слушателя (в нашем случае - обучаемого преподавателя), зависят от его мнения и опыта, а значит, дают возможность самореализации. Выявим конкретные формы работы, приводящие к заявленным результатам. Рассмотрим активные формы работы на примере конкретного вебинара - «Как научить писать хороший текст» (к.ф.н. Д.В. Колесова) (Колесова, 2013). Необходимо учесть, что вебинар – это креолизованный жанр, т.е. такой текст, который сочетает в себе устный и письменный текст, поэтому правильная организация презентации – важный стимул для обратной связи. Итак, какие формы обратной связи помогут организовать общение со с слушателями вебинара:
1. Ставим слушающего перед проблемой, делаем ему вызов.
 Задать вопрос об опыте и мыслях слушателей. Все люди любят поговорить о себе. Нужно сделать так, что слушатели подумали о том, как лично к ним относится тема занятия. Например, на слайде появляются вопросы - Что должно быть в хорошем тексте? Чего не должно быть в хорошем тексте? Какие качества отличают хороший текст от не очень хорошего? Каковы три главных характеристики хорошего текста? Каким должен быть текст, чтобы он показался нам хорошим? - которые помогают слушателю сразу же включиться в обсуждаемую проблему вебинара «Что такое хороший текст?».
 Пусть слушатели взаимодействуют друг с другом. Стоит заранее подумать о том, как можно разделить слушателей и попросить их высказать свои «за» и «против» о чем-то или провести коллективное блиц-обсуждение и внести свои предложения по теме (Пусть ваш вебинар не будет скучным. Эл.ресурс).
 Задать вопрос об интерпретации (фактов, графиков, наблюдений и т.п.).
2. Требуем от слушающего решения.
 Задавать закрытые вопросы, на которые можно ответить либо да, либо нет, либо вопросы, на которые можно ответить одним словом и не нужно долго думать.
 Использовать опцию «голосование» (обычно доступно во всех сервисах, обслуживающих вебинары).
Для достижения первой и второй цели можно использовать также следующую возможность. В большинстве программ для проведения вебинаров существуют кнопки индикации для пользователей («Поднять руку», «Да» и «Нет» и др.). Если слушатель нажмет эту кнопку, то лектор и все участники увидят значок напротив имени нажавшего. Ведущий вебинара может в начале занятия договориться со слушателями о значении кнопок. В этом случае участнику не нужно писать, достаточно просто нажать на кнопку – и у лектора появляется некоторая связь с аудиторией (Советы по проведению вебинара, Эл.ресурс).
3. Ожидаем от слушающего исследования, анализа.
 В качестве стимула для исследования во время вебинара хорошо зарекомендовали себя такие формы представления материала, как графики, схемы, рисунки, кластеры, диаграммы. О важности использования этих форматов сообщения идей и фактов в последние годы написано много методических работ; нам показалось очень полезным и обобщающим представление возможностей использования разных видов визуализации материала, предложенное Д. Сиббетом (Сиббет, 2014). Практически каждый ведущий вебинара предлагает своим слушателям презентацию, но, к сожалению, по-прежнему слайды во основном заполнены текстом. Это редко служит побуждающим сигналом для деятельности слушателя: материал подается таким образом, что он должен лишь принимать результат анализа, а не делать анализ сам. Графики и прочие формы позволяют дать информацию о материале, не формулируя вывода, и в то же время хорошо продуманная диаграмма подает информацию так, что не потребуется много времени на формулирование вывода. Например, можно вместе со слушателями составить кластер «Хороший текст», дав это словосочетание в виде стимула. В результате слушатели дали следующие реакции на этот стимул: хочется перечитать, грамотный, хочется познакомиться с автором, интересный, понятный, есть структура, простой, есть мысль. Далее в результате совместного обдумывания слушатели приходят к выводу, что «Хороший текст - это текст, который пробуждает мысль читателя, погружает его в переживание, побуждает к действию».
4. Признаем за слушающим право на ошибки.
 Ведущий вебинара по возможности не спорит с участниками и их мнениями, а старается показать верность своей точки зрения. В противном случае участники не будут писать в чате ничего – ни ответов на вопросы, не свои вопросы, ни свои комментарии.
5. Даем слушающему возможность экспериментировать и играть.
 Использовать вербальные игры. Это могут быть предложения подобрать ассоциацию слову (слово может быть лишь косвенно связано с темой вебинара, а может оказаться переходом к новой теме) или шутливые стихотворные строчки, которые слушатели должны закончить (неисчерпаемый кладезь – английская детская поэзия в переводе С.Маршака или творчество Хармса), или любые другие короткие задания, которые помогут слушателям переключить внимание, дадут возможность лектору сделать глоток воды и станут свидетельством о том, что ведущий не говорит сам с собою.
 Формулировать шутливые вопросы и активно реагировать на шутливые ответы, поощряя слушателей снимать усталость таким образом (Практические рекомендации, Эл. ресурс).
Кроме пяти форм интерактивного взаимодействия, отражающих собственно педагогические устремления ведущего, полезно иметь в виду дополнительные опции, которые могут создать иллюзию реального общения.
1. Попросить знакомого присутствовать в помещении, где ведется вебинар. Этот знакомый может задавать вопросы, реагировать на слова ведущего, - и таким образом подталкивать к общению виртуальных собеседников. Другой вариант этой рекомендации – попросить знакомого присутствовать на вебинаре виртуально и вести себя активно во время вопросов и обсуждений. Если один из слушателей задает вопросы, то и другие могут начать их задавать.
2. Находясь перед видеокамерой, ведущему полезно иметь в виду, что нужно(Как проводить вебинары, Эл. ресурс):
 стараться смотреть в камеру, таким образом стремясь к визуальному контакту со слушателем;
 продумать свои жесты перед камерой. Жесты не должны заслонять лицо, но в то же время не должны быть слишком мелкими;
 удерживать достаточно энергичный темп речи. В речи ведущего не должно быть больших пауз (иначе слушатели думают, что произошел обрыв связи), не должно быть скороговорки;
 читать ответы участников вслух, называя по имени автора ответа, и затем обращаться к слушателям по имени;
 подумать над своим внешним видом. При общей скудости визуальной информации о ведущем слушатели часто создают себе впечатление о говорящем по тому, как он одет и как себя держит перед камерой, причем делают это быстрее, чем лектор успевает увлечь слушателей своими словами.
Таким образом, существует довольно много разнообразных способов, которые могут обеспечить интерактивную коммуникацию между ведущим и слушателями вебинара. Обобщая формы интерактивного взаимодействия лектора и участников вебинара, можно сказать, что в их основе лежат следующие принципы контекстного обучения(от лат. contextus — тесная связь, сцепление, сплетение) — обучения, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста (Вербицкий, Эл.ресурс): Принцип проблемности. Этот принцип предполагает представление учебного материала в виде проблемных ситуаций и вовлечение слушателей в совместный анализ и поиск их решений. Принцип игровой деятельности. Для активизации работы в вебинаре целесообразно использовать игровую деятельность с помощью игровых процедур: разыгрывание ролей, мозговой атаки, блиц-игры и т. д. Принцип диалогического общения. Вебинар предполагает использование определенных методических приемов включения слушателей в диалогическое общение, протекающее в виде внешнего и внутреннего диалога. Принцип совместной коллективной деятельности. Проведение небольших дискуссий по ходу вебинара при анализе и решении проблемных ситуаций создает активную, творческую и эмоционально положительную атмосферу. Принцип двуплановости. Двуплановость проявляется при внедрении в вебинар игровых элементов. В этом случае осуществляется два плана: первый план - условный, игровой; второй план - реальный, направленный на формирование и развитие умений и навыков по специальности. Мы надеемся, что с учетом этих рекомендаций преподаватели, которые осваивают новый для себя вид передачи своих знаний и умений внимающей аудитории, смогут делать это более эффективно, и учебные вебинары будут приносить больше пользы слушателям (с одной стороны) и больше удовлетворения преподавателям (с другой стороны).

Список литературы
1. Вербицкий А.А. Контекстное обучение// Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20[Эл. ресурс]. Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/892/word/kontekstnoe-obuchenie
2. Как проводить вебинары - советы для ведущих// [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.mywebinars.ru/instrukcia-po-webinaru.html
3. Колесова Д.В. «Как научить писать хороший текст»: Вебинар издательства «Златоуст». Проходил: 13.03.2013// [Эл. ресурс]. Режим доступа: http:http://www.zlat-edu.ru/page146.html
4. Практические рекомендации ведущему семинара//[Слайд шоу] http://www.slideee.com/slide/2726736284
5. Пусть ваш вебинар не будет скучным // [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://virtualroom.ru/webinar-info/pust-vash-vebinar-ne-budet-skuchnym/
6. Сиббет Д. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы /Дэвид Сиббет; перевод с англ. – 2-е изд. – М.:Альпина Паблишер, 2014. – 280 с.
7. Советы по проведению вебинаров // [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://armikael.com/elearning/webinar_tips_for_presenters.html
8. Устинова М.. Глоссарий конфликтологических терминов. М.: Геотек, 2005 г.// [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.politike.ru/dictionary/288/word/fasilitacija
9. Фролов Ю.В. Подготовка и проведение вебинаров: Учебно-методическое пособие для преподавателей, студентов и слушателей системы повышения квалификации. – М.: МГПУ, 2011. – 30 с. – C.5.