Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ФИНАНСИРОВАНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Проблема финансирования высшего профессионального образования остается неизменно актуальной уже не один десяток лет, то же можно сказать и о качестве высшего образования. Следует отметить, что в решении этих особенно важных вопросов целесообразно использовать комплексный и системный подходы. На сегодняшний день порядок финансирования вузов базируется на подушевой оплате студентов- бюджетников, количество которых определяется Минобрнауки для каждого вуза (Рисунок 1).
Последние изменения в законодательстве предполагают развитие конкурентной борьбы за бюджетные места. Однако министерство образования и науки контролирует этот процесс посредством ужесточения мер по контролю в области аккредитации образовательной деятельности вузов и установлением минимального проходного балла в соответствии с ЕГЭ на ту или иную специальность. Определена даже дифференциация суммы на обучение одного студента в зависимости от уровня образования и от необходимых материально-технических ресурсов на обучение той или иной специальности. Объем финансирования вуза определяется согласно формуле (1)
Vфин.вуза= С0* Nбюдж.мест, (1),
 где С0 – норматив финансирования, установленный в зависимости от уровня образования и специальности или направления подготовки; N – количество бюджетных мест в вузах, прошедших аккредитацию.

Такой порядок финансирования изначально предполагает качественную подготовку специалиста, так как условие аккредитации вуза предполагает наличие в вузе образовательных программ высокого качества, а установленный минимальный балл гарантирует необходимую основу у абитуриента для качественного усвоения материала. Однако такая четкая постановка и вполне логичный механизм финансирования вузов, почему то не решает проблему недостаточного уровня качества подготовки выпускников. Следовательно, можно сделать вывод о том, что начальные параметры механизма финансирования ВШ являются существенными, но недостаточными. Одной из причин такого положения на наш взгляд является отсутствие, каких- либо четких критериев качества подготовки специалистов. Анализ проблем этой области показал, что необходим принципиально новый механизм оценки уровня качества подготовки выпускников. В основу, которого должны быть заложены четкие критерии качества профессиональной подготовки, а так же должны быть разработаны четкие методика и средства измерения этих критериев, необходима группа показателей, количественно отражающая качество профессионального образования, используя числовые значения показателя качества профессиональной подготовки выпускников. Предложенный нами инновационный подход к оценке уровня качества профессиональной подготовки выпускников позволил определить критерий качества профессиональной подготовки выпускников, выраженный в виде степени профессиональной компетентности выпускника [1]. Анализ существующей модели финансирования вузов показал, что на объем финансирования не оказывает никакого влияния конечный результат образовательной деятельности вуза, т.е уровень ее качества. Предлагаемая нами модель финансирования, учитывающая качество конечного результата образовательной деятельности вуза в виде степеней профессиональной компетентности выпускников представлена формулой (2):

Таким образом, предложенная нами модель финансирования вуза основана, так же как и практикуемая на подушевом финансировании студента определенного уровня образования и определенной специальности, но с учетом оценки качества конечного результата труда образовательной деятельности вуза. Механизм заключается в том, что вузы ежегодно получают нормативное финансирование на студентов-бюджетников, а наша модель предполагает ежегодно оценивать уровень качества профессиональной подготовки выпускников, выраженный в виде степени профессиональной компетентности каждого выпускника. Оценка степени профессиональной компетентности рассчитывается исходя из уровня сформированности у студента компетенций, заявленных в образовательном стандарте[1]. Конечный результат образовательной деятельности вуза в предлагаемой модели расчета объема финансирования вуза отражен в виде корректирующего коэффициента.(Табл.1)

Таким образом, качественная оценка конечного результата образовательной деятельности непосредственно оказывает прямое влияние на объем финансирования вуза. Соответственно данная модель расчета объема финансирования вуза будет играть мощную мотивационную роль в образовательной деятельности вуза, направленную на повышение уровня качества профессиональной подготовки выпускников.

Список литературы
1. Категорская Т.П. «Инновационный подход к системе оценки качества профессионально-практической подготовки студентов вузов». Электронный научный журнал «Управление экономическими системами» №12, 2013г.[электронный ресурс]; режим доступа: http:// www.uecs.ru