Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО КОМБИНАТА

Авторы:
Город:
Белгородская область
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
В сфере образования России в настоящее время происходят радикальные перемены. Приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самовыражения, самоутверждения и самореализации в жизни, как средства построения личной и профессиональной карьеры. Это побуждает к обновлению целей и содержания не только общего, но и дополнительного образования, способствует формированию мотивации учения учащихся, побуждает учителей к активной инновационной деятельности. Инновационная педагогическая деятельность - основана на осмыслении практического педагогического опыта целенаправленная педагогическая деятельность, ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики. Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности определяется дополнительным рядом обстоятельств: во-первых, инновационная направленность деятельности учителей выступает средством государственной образовательной политики; во-вторых, возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде; в-третьих, происходит изменение отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств; в-четвертых, вхождение учебных заведений всех уровней и типов в рыночные отношения создает реальную ситуацию их развития в целях достижения конкурентноспособности. На протяжении нескольких лет педагоги комбината работали над единой методической темой «Профессионально-личностное самоопределение сельских школьников в условиях образовательной среды межшкольного учебного комбината». Программные документы по модернизации российского образования определили новую парадигму, которая предполагает формирование у обучающихся ключевых компетенций, овладение которыми является необходимым условием социализации выпускников.
Степень профессиональной компетентности выпускников
К Коэффициент, корректирующий норматив финансирования в зависимости от уровня качества профессиональной подготовки выпускника вуза.
V – наивысшая1,5
IV – высокая1,3
III – средняя1,1
II – удовлетворительная1,0
I – низкая0,8

Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные откликаться на возникающие перед обществом проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это значит, выпускник должен уметь работать в команде, быть инициативным, способным к новациям, готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь выходить из них. Но в то же время понятно, что в старшем школьном возрасте обостряются многочисленные противоречия между потребностью молодого человека утвердить себя в окружающем мире, реализовать себя в обществе и необходимостью социальной адаптации и регуляции поведения; между потребностью быть независимым, самостоятельным и неспособностью брать на себя ответственность за значимые для них жизненные ситуации, в т.ч. профессионального содержания; между потребностью быть свободным и наличием внутренней несвободы. Неспособность самостоятельно решать возникающие внутренние конфликты неизбежно приводит к поиску помощи, содействия, т.е. педагогической поддержки самоопределению и саморазвитию личности старшего школьника на этапе профессионального выбора. Отсюда вытекает необходимость как можно более раннего психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения. Образовательная среда межшкольного учебного комбината позволяет в условиях технологического профильного обучения дать возможность школьникам получить начальную допрофессиональную подготовку по рабочим профессиям, что значительно расширяет возможности социализации и адаптации выпускника сельской общеобразовательной школы, обеспечивает преемственность общего и профессионального образования посредством реальной пробы сил в определенной сфере производства и услуг, способствует формированию жизненных установок личности, проектированию жизненных стратегий выпускников сельских школ. Обучение в комбинате ведется по пяти профессиям: водитель категории «В», делопроизводитель, каменщик, садовник, швея. Учителя и мастера производственного обучения активно внедряют в работу современные педагогические технологии (Табл.1)


Работа с обучающимися проводится в учебное и внеурочное время. Учебные занятия проводятся как в традиционной форме, так и в форме: интегрированных уроков («Сервировка стола», «Оформление заголовков и подзаголовков»); ролевой игры («Цветочный магазин»); ситуативных игр («Телефонные переговоры», «Приѐм посетителей», «Сервировка стола»); уроков с использованием информационных технологий («Защита цветочных растений от вредителей и заболеваний», «Предписывающие знаки», «Моделирование рукавов», «Сигналы регулировщика»). Во внеурочное время работает авторская мастерская «Аранжировка цветов», ведется активная подготовка обучающих к участию в олимпиадах, конкурсах. Учащиеся вместе с преподавателями работают над созданием своих портфолио. Эта технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности является для учащегося организатором его учебной деятельности, для учителя – средством обратной связи и инструментом оценочной деятельности.

В целях оказания помощи старшим школьникам в проектировании ими жизненных стратегий, в личностном и профессиональном самоопределении авторским коллективом Разуменского межшкольного учебного комбината была разработана программа элективного курса для учащихся 9,10,11 классов «Проектирование жизненных стратегий и профессиональная карьера старшеклассников», успешно прошедшая экспертизу на кафедре педагогики БелГУ и в управлении образования администрации Белгородского района. Программа прошла апробирование на базе 9-х классов Разуменской СОШ№ 2 и Разуменской СОШ № 3. Диагностика показала, что на начало проведения занятий по программе курса, наблюдался слабо выраженный интерес ко всем видам профессиональной деятельности и влияние внешних мотивов. У учащихся отсутствовала совокупность сознательных побуждений к овладению определенным видом деятельности. Диагностика профессиональной мотивации обучающихся на промежуточном этапе работы показала следующие результаты: 36% обучающихся контрольной группы находились на уровне внутренней осознанной мотивации профессионального самоопределения, в экспериментальной группе, уровень внутренней осознанной мотивации был выше (50%). Актуальность данной темы обусловлена тенденциями социально-экономического развития России и требованиями современного рынка труда. Ни для кого не секрет, что каждая сфера экономики России сегодня переживает острый дефицит компетентных работников. Совершенно иными стали функции рабочего, занятого в современном производстве; понятие «рабочий» приобретает иное качественное наполнение в условиях динамично развивающегося научно-технического прогресса. Актуальной задачей воспроизводства рабочих кадров становится осмысление новых подходов к самоопределению сельских школьников, которым по окончании школы предстоит пополнять ряды тружеников страны. Программа предполагает побудить старшеклассников к активному самоанализу, самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей. Содержание курса включает применение средств развивающей комплексной диагностики; освоение технологий осознанного проектирования и рефлексии в процессе профориентационной работы педагогов со старшеклассниками; специальные задания-упражнения, ориентированные на уточнение сделанного выбора и приобретение дополнительного практического опыта в разных сферах профессиональной деятельности, позволяющих оценить себя, проверить готовность к труду. Программа элективного курса реализуется через:
— ориентацию в социально-экономической ситуации и развитие профессионального самосознания старшеклассников;
— информированность о профессиях и специальностях, соответствующих учебных заведениях профессионального образования и местах трудоустройства;
— определение жизненных стратегий как механизма определения профессиональной карьеры;
— формирование профессионально важных качеств личности школьника, позволяющих определить жизненные стратегии;
— обеспечение возможности школьников соотносить свои склонности и возможности с требованиями будущей профессиональной деятельности.
Методы работы на учебных занятиях выбраны, исходя из их профессионально-ориентированной направленности: информирование, применение диагностических методик, групповые дискуссии, ролевое проигрывание, беседы, психотехнические приемы. На занятиях педагог занимает позицию консультанта. При этом главным в оказании педагогической помощи старшеклассникам является формирование интереса к будущей профессиональной деятельности, стойких мотивов личностного и профессионального самоопределения в соответствии с интересами, желаниями, способностями, умениями приложения творческих сил школьника, содействие выбору индивидуального жизненного пути, обеспечение «ситуации успеха». Членами педагогического коллектива опубликованно учебно-методическое пособие «Жизненные стратегии старшеклассников». В учебно-методическом пособии рассматриваются теория и практика проектирования жизненных стратегий старшеклассников в условиях межшкольного учебного комбината. Раскрыто профессионально-личностное самоопределение как социокультурный феномен, разработана модель процесса формирования жизненных стратегий школьниками в контексте становления профессиональной карьеры выпускников сельских школ. Разработанная, теоретически обоснованная технология позволяет нашим выпускникам сделать выбор профессии более осмысленным, мотивированным, соответствующим их интересам, желаниям и возможностям.

Список литературы
1. Бондарева К. I., Козлова О. Г. Педагогический анализ инновационной деятельности учителя: Научно-методическое пособие. - Суммы, 2001.
2. Козловский О. В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. - Донецк: БАО, 2006. - 798 с.