Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2017г.

В детском возрасте закладываются основы нравственности, образования, культуры и мировоззрения человека. Важнейшей задачей школьного воспитания является формирование у ребенка твердой нравственной позиции, осмысленного отношения к явлениям окружающего мира. Результаты духовно– нравственного воспитания характеризуются следующими понятиями: мораль, нравственность, моральное сознание, нравственные убеждения, моральные чувства, моральные привычки и моральная направленность. В духовно–нравственном воспитании следует опираться на гуманистическую идею о том, что человеку от природы свойственно стремление к добру, правде и красоте [1].

Младший школьный возраст в смысле духовно–нравственного воспитания является уникальным и своеобразным. В этот период закладываются основы образного восприятия окружающей среды как мира, что наделен неожиданностями и тайнами. Это первые шаги к формированию духовного идеала и при определенных условиях они могут превратиться в любовь к правде, к красоте, к родному краю. Основной задачей педагогов является привлечение младших школьников к духовным переживаниям, что позволит сделать стремление детских душ искренними, глубокими, разносторонними. Эти навыки формируются у ребенка постепенно. Их воспитание в значительной степени зависит от настойчивости и мастерства педагога, его уважения к ребенку.

Для того чтобы воспитать ребенка по-настоящему нравственным человеком, патриотом своей страны, не нужно выдумывать ничего нового. Достаточно вспомнить традиции русской и советской педагогики, которая всегда уделяла особое внимание именно духовно–нравственному воспитанию детей.

В Концепции духовно–нравственного развития и воспитания приведена система базовых национальных ценностей. Критериями их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений [4].

Духовно–нравственное воспитание предполагает овладение культурными традициями, в том числе, в языковой среде. Ядром современного русского языка является литературный язык, нормы которого считаются общеобязательными и осознаются как правильные, образцовые. Они объективно закреплены в классических литературных текстах: говорящий и пишущий должны их соблюдать, задача педагога – организовать их сознательное усвоение детьми.

Работа над изучением лексического материала в начальной школе имеет важное общеобразовательное и практическое значение. В процессе обогащения знаний о языке, знакомства с лексическими единицами развивается внимание к значению и употребление слов в речи, формируется потребность в подборе необходимых слов для выражения мысли, развивается чувство языка [3]. Изучение лексики облегчает усвоение грамматических понятий, оказывает благотворное влияние на формирование навыков правописания, повышает интерес к урокам русского языка, способствует формированию у учащихся нравственных представлений.

Г.В. Бобровская предлагает для решения задач духовно–нравственного воспитания обогащать словарный запас младших школьников словами, отражающими человеческие отношения, которые имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения [2]. Изучение лексики человеческих отношений расширяет представления младших школьников об окружающем мире, способствует формированию навыков социально приемлемого поведения, воспитывает культуру общения.

Одной из форм работы с лексикой тематической группы «человеческие отношения» выступает чтение и анализ художественных произведений. На материале художественных произведений разных жанров можно анализировать поведение героев, давать оценку их поступкам, выделять положительные и отрицательные черты характера героев. В художественных произведениях поднимаются проблемы любви к ближнему, дружбы, справедливости, честности, достоинства, красоты и тому подобное. То есть, на примере художественных произведений можно раскрыть суть общечеловеческих ценностей, отделить положительные поступки от отрицательных и объяснить ребенку, в чем между ними разница.

Так, согласно календарно-тематическому планированию по литературному чтению УМК «Школа России», во 2 классе формирование нравственных качеств личности активно может проводиться при изучении следующих литературных произведений:

Литературные произведения

Основные нравственные ценности

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Правда всего

дороже»

Благодарность, семья, уважение

М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Добро, забота

Н.Н. Носов «Затейники», «Живая шляпа», «На горке»

Добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие

В. Бианки «Музыкант»

Добро

С. Михалков «Мой щенок»

Добро, милосердие

А.Л. Барто «Вовка – добрая душа»

Добро, забота

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

Дружба, добро, милосердие

Ю. Ермолаев «Два пирожных»

Семья

В.А. Осеева Рассказы

Добро, справедливость

В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

Честность, правда

 

Данная таблица иллюстрирует содержания предмета «Литературное чтение», материалы которого обеспечивают формирование базовых нравственных ценностей,  обеспечивают создание устойчивых образов, символов, посредством которых постигается глубокий смысл понимания ценностей и их присвоения учащимися, благодаря чему происходит формирование личностных результатов обучения:

·       на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

·       с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;

·       понимать, что отношение к Родине начинается с отношения к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

·       с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях o Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

·       самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине [5].

При изучении лексики в рамках обозначенной проблемы особое внимание отводится тематическим группам слов, имеющим нравственное значение: «правда, честность, скромность, товарищество, ответственность, дружба, долг, сознательность, дружелюбность, предательство, трудолюбие, ложь, признательность, осуждение, уважение, содействие, благодарность, подхалимство» и т.д.

Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с ребенком нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения учителем своего одобрения его нравственных поступков. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к  сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании ребенка. Использование в достижении этой цели художественной литературы дает толчок в развитии у ребенка таких нравственных ценностей как уважение к старшим, вежливость и послушание. Такая работа позволяет объединить изучение лексики с выявлением отношения школьников к тем или иным качествам личности.

Результатом работы с лексикой тематической группы «человеческие отношения» является то, что младший школьник замечает эмоциональное состояние близкого взрослого или сверстника (радость, восторг, грусть, печаль, страх, тревожность, гнев, злость), способен понять причину изменения настроения, увидеть связь между поведением взрослого или ребенка и их эмоциональным состоянием, настроением, предвидеть связь эмоционального состояния взрослого или ребенка с определенными событиями, ситуациями. Проявляется готовность посочувствовать, пожалеть, утешить, когда кто-то из ее окружения чем-то взволнован, расстроен, замечает, что ему нужна эмоциональная поддержка, помощь. Возникает стремление помочь по собственной инициативе, либо в ответ на просьбу.

Список литературы

 

1. Абдуллаева Н. А. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье: дисс... канд. пед. наук / Н.А. Абдуллаева. – Махачкала, 2011. – 182 с. [Электронный        ресурс]   http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-dukhovno- nravstvennogo-vospitaniya-mladshikh-shkolnikov-v-seme.

2. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников// Начальная школа. – 2002 г. – № 6. – С. 76-79.

3. Колесникова И.А. Воспитание к духовности в эпоху глобальных перемен / И.А. Колесникова //Педагогика – 2008. – № 9. – С. 25–33.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России// А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 23 с.

5. Формирование личностных УУД в курсе «Литературное чтение», авт. Л.Ф. Климанова и др. [Электронный ресурс] http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=27606.