Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ СОВРЕМЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Начало профессиональной подготовки офицеров в России в специальных учебных заведениях было положено на рубеже 17-18 веков Петром Великим. Данный период характеризовался также процессом создания регулярной армии и военно-морского флота. К преподаванию в военно-учебных заведениях привлекались ученые с мировыми именами, среди них: Дмитрий Менделеев, Иван Павлов и многие другие. Офицерами были русские писатели и поэты Афанасий Фет, Гавриил Державин, Дмитрий Григорович, Михаил Лермонтов, Федор Достоевский, Лев Толстой, художники Василий Верещагин, Павел Федотов, композитор Цезарь Кюи, скульптор Михаил Клодт и др. [3].

Отметим, что в послевоенные годы активно развивались наука, образование, а также процесс подготовки военных кадров, и военная наука. Заметим, что к началу 90-х годов прошлого века в нашей стране только в Министерстве обороны функционировало более 100 высших учебных заведений, десятки военных и гражданских НИИ, обеспечивших военную безопасность государства.

В настоящее время в соответствии с федеральной программой «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года» в качестве приоритетной определена задача приведения уровня профессиональной подготовленности офицеров в соответствие с нормативно-правовыми документами и требованиями военно-профессиональной деятельности.

Специфика военного дела требует подготовки офицеров, способных качественно работать в условиях непрерывных стрессов, неопределенности, опасности для самой жизни и жесткой личной ответственности за качество и последствия принимаемых решений.

Так в работах Д.А. Гриднев, В.Ф. Лазукин, А.К. Ботнев, отмечают, что выпускник, будущий командир, а не только специалист-профессионал, должен обладать навыками воспитательной и организаторской работы в совершенно специфической обстановке жизни и деятельности войск.

Авторы также подчеркивают, что таких специалистов гражданское образование готовить не в состоянии, так как для получения такого штучного продукта, каким по определению является военный профессионал, нужна другая система подготовки, обучения и воспитания.

Анализ работ затрагивающих ведущие вопросы подготовки военнослужащих позволяет выделить еще один важный аспект подготовки военных кадров. Он состоит в том, что в области воспитания личного состава российской армии и флота главная задача состоит в разработке и введении в практику обучения и воспитания войск государственной идеологии воинской службы и корпоративной профессиональной военной этики.

В настоящее время система военного образования все больше нуждается в гуманитарно-образованных и воспитанных офицерах, обладающих высоким уровнем социальной ответственности, способных видеть в подчиненном, прежде всего, человека, признавать ценность личности, ее достоинство, владеть культурой общения, иметь высокий уровень психолого-педагогической подготовки.

Психолого-педагогическая подготовка курсантов военных вузов – это процесс формирования профессионально компетентной личности офицера, обладающего гуманитарной, педагогической культурой, социальной компетентностью, знаниями, навыками и умениями педагогического взаимодействия, организации, управления и осуществления процессов обучения, воспитания, развития и психологической подготовки военнослужащих.

Организация психолого-педагогической подготовки в военных вузах должна включать: систему воспитательной деятельности; наличие требований к психолого-педагогической подготовке офицеров; систему мер по стимулированию офицеров к повышению уровня психолого-педагогической компетентности; создание условий для активизации творческой активности офицеров в разработке и использовании новых педагогических технологий, овладении методиками психолого-педагогической диагностики.

Психолого-педагогическая подготовка организуется и проводится с целью достижения военнослужащим, воинским коллективом способности выдержать высокие нервно-психические, психологические и физические нагрузки, формирования стойких психологических качеств, необходимых для выполнения любых поставленных задач в различных условиях служебно-боевой деятельности, а также способности противостоять психотравмирующим факторам.

Важными задачами психолого-педагогической подготовки в военно-учебных заведениях являются: формирование военно-профессиональной направленности личности будущего офицера; мотивирование курсантов к активным действиям в служебной деятельности; ознакомление с характерными трудностями служебной деятельности и спецификой их влияния на психику; обеспечение устойчивости навыков владения боевой техникой, системами связи; физическая подготовка, формирование силовой и скоростной выносливости, способности переносить длительные физические нагрузки; формирование навыков взаимодействия и коммуникации в условиях групповой деятельности; обучение приемам управления своим психическим состоянием и способами влияния на состояние в трудных служебных ситуациях, способам мобилизации дополнительных психологических возможностей для преодоления этих трудностей.

Так, рассматривая военный вуз как педагогическую систему, имеющую свои задачи, содержание, структуру, контингент учащихся, организацию, своеобразный арсенал средств, форм и методов учебно- воспитательной работы, необходимо учитывать психолого-педагогические факторы, влияющие на каждый из элементов данной системы.

Заметим, что применение диагностических методик поможет увидеть и помочь преодолеть трудности, испытываемые курсантами в процессе учебной деятельности.

В процессе психолого-педагогической подготовки в военном вузе следует: устранить разрыв между процессом усвоения психолого-педагогических знаний и практическим их применением; поднять уровень мотивации обучаемых; обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому; обеспечить реальную обратную связь обучающего с обучаемым на всех этапах усвоения знаний.

Эффективная психолого-педагогическая подготовка курсантов в военном вузе невозможна без создания соответствующей мотивации.

Мотивацию к освоению психолого-педагогических знаний и умений следует формировать у курсантов несколькими путями. Первый (основной) – моделирование факторов профессиональной деятельности в процессе подготовки. При этом обязательным условием является успешное преодоление трудностей. Второй путь – это тренинговые технологии, формирование у обучаемых навыков и умений выполнения конкретных действий.

Социально-психологические, профессиональные, дидактические, психологические трудности, переживаемые курсантами на начальном этапе освоения учебной деятельности в новых для себя условиях в стенах военного вуза, преодолеваются ими, как правило, стихийно, методом проб и личных ошибок, не всегда приносят желаемые результаты. Причины отставания курсанта в учебе часто заключается не в отсутствии у него соответствующих способностей, а в использовании им навыков и приемов учебной работы, непродуктивных в условиях военного вуза, т.е. в неумении здесь учиться.

Таким образом, подчеркнем, что в настоящее время российские Вооруженные силы находятся в стадии глубокого реформирования. Это диктует необходимость проведения соответствующих преобразований в системе подготовки военных кадров и военного образования. Изменение системы военного образования и реформирование принципов военного обучения происходит на практике под влиянием преимущественно кризисных состояний, когда традиционные методы регулирования этих процессов оказываются неэффективными. Содержание профессионального образования, используемые формы и методы организации деятельности создают благоприятные условия для формирования установки на ответственное отношение к своим обязанностям, осознанный выбор свободы действия и решений.

 

Список литературы

1.      Саенко Л.А. К вопросу о социальной стабильности в Ставропольском крае // Время перемен: проблемы общества – ответы социологии: материалы Международной научно-практической конференции (III Северо-Кавказские социологические чтения, 14-15 ноября 2014 года, г. Ставрополь). Ставрополь: Изд-во СКФУ. 2015. С. 75-78.

2.      Саенко Л.А., Затеева Т.Г. Профессиональное образование как базовый процесс профессиональной социализации //Дискуссия. 2014. № 5 (46). С.123-127.

3.      Саенко Л.А., Пирогланов Ш.Ш. Воспитание социальной ответственности военнослужащих: постановка проблемы // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 2 (47). С. 243-247.

4.      Толстова Н.А. Влияние тенденций развития информатики как отрасли научного знания на подготовку учителей // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 4-1. С. 245-249.

5.      Толстова Н.А. Формирование организационно-педагогической компетентности будущего учителя информатики в образовательном процессе вуза // диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2013.