Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

В настоящее время достаточно актуальной является проблема формирования экономической компетентности у студентов-бакалавров педагогического направления, что обусловлено ее значимостью в реализации успешной и эффективной профессиональной педагогической деятельности в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях современного российского общества [2]. Сформированная в процессе обучения в педагогическом ВУЗе экономическая компетентность позволяет выпускнику быть конкурентоспособным, адаптированным к рыночным отношениям своего региона и страны в целом.

Анализ исследований (И.Г. Амелькова [1], Н.Г.Игнатьева [3], А.А. Кондрух [4] и др.) показывает, что экономическая компетентность важная часть профессиональной подготовки педагогов, которая во многом определяется состоянием экономического развития современного общества, предполагающим активное участие каждого специалиста в рыночных отношениях.

Любая современная образовательная организация, а также институты управления образованием остро нуждаются в специалистах, обладающих умениями проводить анализ и оценку состояния хозяйственной деятельности, а также способных к проектированию и реализации системы мер, позволяющих улучшать и совершенствовать те или иные показатели в благоприятную сторону.

Кроме того обладая достаточно высоким уровнем экономической компетентности педагог способен полноценно и эффективно реализовать социально-экономическое развитие обучающихся.

Значимость формирования экономической компетентности у будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки отмечена и в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения. В данном документе в блоке общепрофессиональных компетенций выделена экономическая компетенция, формирование которой приведет в дальнейшем к развитой компетентности в экономической сфере современного мира [6].

В своем исследовании мы полагаем, что процесс формирования экономической компетентности является составной частью общей профессионально-педагогической подготовки. Данная компетентность способствует эффективной реализации профессиональной деятельности педагога, особенно при решении организационно-экономических задач в условиях современной системы образования. Выпускник педагогического вуза, имеющий сформированные основы экономической компетентности, будет способен понимать и анализировать широкий круг экономических вопросов собственной профессиональной деятельности, объективно оценивать существование различных видов и форм собственности образовательных организаций и пр.

Значимость формирования экономической компетентности при подготовке педагогов к осуществлению профессиональной деятельности обусловлена также тесной взаимосвязью нескольких компонентов, которые обеспечивают ее целостность. К данным компонентам можно отнести [5]:

-        фундаментальные свойства личности: потребность в экономических знаниях, понимание их значимости; проявление усилий для познания в области экономики; приобретение общенаучных, общепрофессиональных и экономических знаний, проявление собственной активности при их восприятии;

-         экономические компетенции, представляющие синтез когнитивного, практического и личного опыта, способность выпускника реализовывать компетентность в конкретной профессиональной деятельности, т.е. демонстрировать компетентность в действии [7]. Среди которых:

o   ключевые экономические компетенции, включающие умения осуществлять учебно-поисковую деятельность в области экономического познания, самостоятельно анализировать информацию, проводить сравнения, определять динамику экономических данных, использовать способы взаимодействия с окружающими;

o   практические экономические компетенции, к которым относятся способности систематизации полученных экономических знаний, применения их на практике; самооценка и самоконтроль; совершенствование в профессиональной деятельности, проявление творческих начал.

Мы полагаем, что формирование экономической компетентности у будущих педагогов включает следующие компоненты:

§ мотивационно-ценностный - сформированность мотивов освоения экономических знаний и умений, осознание ценности приобретаемых знаний и умений в области экономики для осуществления собственной профессиональной деятельности и личной жизни в современном социуме, развитие устойчивого интереса к экономической составляющей профессии;

§ интеллектуально-когнитивный - сформированность системы знаний из области экономической науки, умений грамотного анализа экономических реалий профессиональной деятельности, а также представление о способах применения знаний на практике;

§ деятельностный - сформированность умений и навыков адекватного использования теоретических знаний в профессиональной и личной сферах;

§ рефлексивный - сформированность умений анализировать, корректировать, осмысливать собственную деятельность с точки зрения экономической эффективности, стремление к саморазвитию.

Именно сформированность этих компонентов позволяет педагогу в дальнейшем при осуществлении своей профессиональной деятельности, быть экономически состоятельным, конкурентоспособным, активным, а также грамотно осуществлять подготовку обучающихся к социально- экономическим отношениям.

Но стоит отметить, что несмотря на значимость формирования экономической компетентности в процессе профессиональной подготовки педагогов, этому аспекту уделено недостаточно внимания. Поэтому сегодня необходимо разрабатывать условия и технологии, способствующие формированию данной компетентности современных педагогов всех уровней образовательной системы.

 

 

Список литературы

 

 

1.     Амелькова И.Г. Организация сотрудничества как условие формирования экономической компетентности студентов // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки). –  С.166-169.

2.     Глухова Е.Н. Определение содержания экономической компетентности студентов бакалавров педагогического направления // Теория и практика общественного развития – 2015 – № 5 – С. 152-155.

3.     Игнатьева Н.Г. Формирование экономической культуры у студентов педвуза как компонента их профессиональной компетентности : Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Йошкар-Ола, 2007. – 22 с.

4.     Кондрух А.А. Формирование социально-экономической компетентности студента ВУЗа как фактор профессиональной мобильности : Автореф. дис. ... к.п.н. . – Челябинск, 2013. – 27с.

5.     Морозова      Г.М.       Проблема      формирования      экономической компетентности в процессе профессиональной подготовки бакалавров [Электронный             ресурс]             /              Режим              доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-ekonomicheskoy- kompetentnosti-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki-bakalavrov

6.     Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 № 544 н. – Режим доступа http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/ 70435556/ #ixzz3JRg8DJXe

7.     Старикова Л. Д. Формирование экономической компетентности студентов в системе профессионально-педагогического образования // Теория и практика профессионального образования: пед. поиск: сб. науч. тр. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2008. – С. 163–167.