03 сентября 2017г.
Сохранение благоприятной окружающей среды которое обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно- антропогенненных объектов напрямую зависит от деятельности человека – его грамотного отношения к природе, рационального использования водных ресурсов и защиты водоемов от загрязнений сточными водами.
Одним из важных направлений в комплексе мероприятий по защите водной среды является подготовка специалистов по охране окружающей среды, водоснабжению и водоотведению. В Казанском государственном архитектурно-строительном университете студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Строительство» направленность (профиль) «Водоснабжение и водоотведение» изучают законы гидравлики и гидрогеологии, особенности химического состава природных и сточных вод, физико- химические свойства процессов их обработки, общую микробиологию и санитарную биологию, процессы загрязнения и самоочищения водоемов; овладевают методами выбора систем и схем водоснабжения и водоотведения, методиками проектирования водопроводных и водоотводящих сетей и сооружений на них, водозаборных сооружений, насосных станций, регулирующих резервуаров, очистных сооружений природных и сточных вод, выпусков сточных вод в водоемы, современными технологиями очистки природных и сточных вод и обработке осадков, составления водобалансовых схем, приобретают знания по технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, интенсификацией работы сооружений, контролем за работой сооружений и оборудования систем ВиВ.
Дисциплина «Комплексное использование водных ресурсов» - одна из основных профилирующих дисциплин в процессе подготовки специалистов по профилю «Водоснабжение и водоотведение», включая специализацию «Очистка природных и сточных вод», направленная на формирование у студентов основных приемов расчета и методов проектирования водохозяйственных комплексов, рационально использующих водные ресурсы, разработке мероприятий по сокращению непроизводительного расхода воды, а также правильному претворению в жизнь водоохранных мероприятий направленных на защиту водных объектов от загрязнения, засорения и истощения.
При подготовке специалистов преподаватели кафедры «Водоснабжение и водоотведение» наряду с классическими методами обучения внедряют инновационные методы, в том числе информационно- коммуникативные технологии в сочетании с активными (развивающими) методами: презентации, деловые игры, игровые занятия с применением стенда по моделированию рельефа местности (патент № 2163397 от 20.02.2001, БИ № 5) с подвижным по вертикали рельефом местности, для решения задач по прокладке инженерных систем и сооружений ВиВ при различных вариантах застройки, реконструкции отдельных элементов систем водоснабжения и водоотведения или систем в целом, разработка концепции создания, совершенствования, перспективного развития систем ВиВ, охрана окружающей среды и комплексное использование водных ресурсов.
Основными элементами инновационной технологии активных самостоятельных методов и форм активации познавательного процесса студентов по кафедре «Водоснабжение и водоотведение» (ВиВ) являются проектирование, научно-исследовательская и опытно-конструкторская работы (НИОКР) по реальной тематике, в том числе по заявкам производства, выполняемые в процессе курсового и дипломного проектирования, а также в процессе учебно-производственной практики, практических и лабораторных занятий, самостоятельной работы студентов (СРС) [1,2].
На кафедре успешно применяется способ развивающегося обучения в формировании профессиональных качеств. При этом, прежде всего решается задача по созданию системы обучения, позволяющей личности самостоятельно развиваться творчески: прибрести навыки самостоятельной работы с книгой, литературно – патентным материалом, в т.ч. при помощи компьютера и интернета – интенсифицировать познавательную активность; умение анализировать и творчески применять полученные знания; развивать высокую технологичность решений, творческий поиск.
При работе с таким массивом информации студент одновременно получает углубленные знания по задачам затрагиваемой проблемы, опыт по профессиональному инженерному подходу к оценке различных вариантов проектных, конструктивных и т.п. решений в области ВиВ, вырабатывает творческий подход к принятию собственного решения для применения его в проекте (работе).
Темы курсовых и дипломных проектов (работ) по водоснабжению и водоотведению связаны с охранной окружающей среды и рациональному использованию водных ресурсов посвящаются решению одной из следующих задач [1,2]:
- вариантному проектированию – разрабатываются различные варианты с целью нахождения наиболее эффективного в технологическом, техническом, санитарно-гигиеническом, экологическом и экономическом отношении решения;
- оценка патентоспособности технологии, устройств систем ВиВ, проведением достаточно полного патентно- литературного поиска;
- обследование объектов и разработка проектных, конструктивных, объемно-планировочных решений и мероприятий по повышению эффективности работ систем ВиВ;
- исследованию процессов в системах ВиВ, включающему: планирование эксперимента, разработку методологии опытов и опытных лабораторных или полупромышленных установок, в том числе расчет, проектирование, конструирование; моделирование опытных процессов и опытных установок очистки вод систем ВиВ; обработку результатов экспериментов; проверку и оценку адекватности с теоретическими данными; разработку рекомендаций для расчета, конструирования, проектирования объектов систем ВиВ;
- модернизации, реконструкции существующих и созданию новых установок, стендов в лабораториях кафедры ВиВ, а также в целом специализированной учебно - исследовательской лабораторной базы, базы технического обслуживания лабораторий кафедры ВиВ;
- созданию и реализации специализированных аудиторий, кабинетов для учебного процесса;
- моделирование управления работой установок комплексной лаборатории для разработки и реализации рекомендаций в системах ВиВ.
Получаемый в результате реализации инновационных методов подготовки специалистов по водоснабжению и водоотведению позволяет глубоко и прочно усвоить объект изучения; приобрести навыки самостоятельной работы с книгой, патентным материалом, компьютером – интенсифицировать познавательную активность; привить умение анализировать и применять полученные знания; развивать конструктивные решения [3].
В 2017 г по заявке предприятий выполнено – 6,51% ВКР, с реальными элементами – 84,78 %, с элементами научных исследований – 2,17%, внедрено – 4,34%, рекомендовано к внедрению 21,73 % выпускных работ и восемь выпускных квалификационных работы на конкурс. Темы реального раздела ВКР соответствуют тематике госбюджетных НИОКР кафедры «Водоснабжение и водоотведение».
Госбюджетный НИОКР по теме: «Очистка природных и сточных вод, рациональное использование и охраны водных ресурсов» код темы 40.04-02:
- код научного направления 70.25.17, 87.19.03 – «Инженерные системы и экология в строительстве»;
- код научного направления 13. 00. 08 – «Научно-методические проблемы преподавания дисциплин в строительном вузе».
Тематика реальных элементов разделов ВКР связаны с охранной окружающей среды и рациональным использованием водных ресурсов, с применением инновационных технологии в области водоснабжения и водоотведения, санитарно-технических систем, с соблюдением санитарно-гигиенических норм и требований экологической безопасности для населения и окружающей среды, что повышает уровень подготовки и профессиональную компетентность дипломников.
Список литературы
1. Адельшин А.Б., Хисамеева Л.Р., Низамова А.Х. К вопросу подготовки специалистов в области водоснабжения и водоотведения// Сборник материалов международной научно-практической конференции «Многоуровневое профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы развития». – Казань: КГАСУ, 2014. – С.219-222.
2. Урмитова Н.С., Хисамеева Л.Р., Низамова А.Х. Реальное проектирование один из факторов формирования профессиональных компетенций будущего специалиста // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Профессиональное образование России: вызовы времени, проблемы и перспективы». – Казань: КГАСУ, 2015. – С.268-272.
3. Хисамеева Л.Р. Хисамеев А.Р. инновационные методы подготовки студентов по профилирующей специальности «Водоснабжение и водоотведение»/ сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Наука и образование: Проблемы и перспективы развития». – Часть 5. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. – С.136-137.