Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ. УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНКА ТРУДА И СИСТЕМЫ ПЕРЕВЕРНУТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Нальчик
ВУЗ:
Дата:
24 августа 2019г.

Инновационные изменения в области экономики требуют соответствующих изменений в системе высшего образования, а также его адаптации к общественным требованиям и запросам и, несомненно, к рынку труда, что в свою очередь, обуславливает тесное взаимодействие таких его участников, как: рынок труда, образовательная система и государство [4].

На самом деле взаимодействие образовательных учреждений и рынка труда в России несколько противоречиво, так как произошло нарушение баланса межуровневой подготовки кадров, где незначительным является вклад работодателя в повышении профессиональных характеристик специалистов. Немаловажным фактором является и коммерциализация высшего образования, снижение его качества, неразвитость инфраструктуры рынка образовательных услуг вузов, высокая безработица и др. [6,7].

Первые задатки кризиса образования были озвучены еще в 1967 г. директором Международного института планирования образования Ф. Г. Кумбсом на Уильямсбургской конференции ЮНЕСКО в докладе под названием «Всемирный кризис образования» и на основании этого выступления в 1970 г. была выпущена монография «Кризис образования в современном мире: системный анализ» [8]. Сутью, описываемой Кумбсом проблемы, является разрыв между системой образования и ускоренным развитием научно-технического прогресса. В купе с этим негативом усиливающееся отставание системы образования от научно-технической революции привели к девальвации ценности высшего образования. Сандаков Д.Б. пишет, что современный кризис образования на постсоветском пространстве был вызван тем, что объективно уменьшилась (и продолжает уменьшаться) потребность в большом количестве высококвалифицированных кадров. Кумбсовкский кризис был вызван усложнением «среды обитания» системы образования, наш же кризис был вызван её резким упрощением [10].

Изменяющаяся рыночная экономическая среда вовлекает высшую школу в новые хозяйственные отношения, но происходит недооценка ее многоаспектного характера функционирования. Образовательные организации обретают статус социально значимых структур, т.е. выступают в качестве пульсаров- инноваторов, являясь поставщиками высококвалифицированных специалистов, реализующих соответствующие навыки в рамках производственных процессов, создавая новые технологии, товары, услуги. Мы это назвали бы рождением или генерированием некоего интегрированного рынка труда под воздействием таких факторов: развитие высокотехнологичных новых отраслей производства; переход от жестко иерархических организационных структур к сетевым структурам, в центре которой модель «обучающейся организации»; цифровизация экономики [2].

28 июля 2017 г. Правительство РФ утвердило государственную программу «Цифровая экономика Российской Федерации», где определено, что «цифровая экономика повышает конкурентоспособность нашей страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и ее национальный суверенитет» [9].

Среди основных направлений Программы, в ракурсе темы нашей статьи, нами выделены к рассмотрению следующие два: первое - это рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики и второе – это совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами [9].

Системное рассмотрение этих сегментов, тенденций развития и условий взаимодействия рынка труда и системы образования, подвели нас к выработке условий и конкретных предложений по их взаимодействию (Смотри таблицу 1).

Таблица 1- Тенденции развития и условия взаимодействия рынка труда и системы образования по основным направлениям Государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [1,9].

Государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»

Основные направления программы

 

Условия взаимодействия сегментов и тенденций

 

Сегмент

программы

 

Тенденции развития

 

 

 

1

 

Рынок труда

Растущие диспропорции спроса и   предложения

рабочей силы в отраслевом и квалификационном разрезе

 

Система прогнозирования потребностей рынка в выпускниках системы образования

 

Система образования

Расширение объемов платных образовательных

услуг без анализа дальнейшего трудоустройства обучающихся

 

 

2

 

Рынок труда

Перспектива роста емкости рынка труда в условиях

экономического роста

Учет рынком потребностей и перспектив развития государственной системы образования

Система

образования

Отсутствие действенной системы трудоустройства

для студентов бюджетных отделений

 

 

3

 

Рынок труда

На местном (региональном, муниципальном) уровне

развитие инвестиционно привлекательных отраслей

Социальное        партнёрство

между участниками рынка и бизнес-структурами системы образования

Система

образования

Отставание системы образования от изменений,

происходящих на рынке труда

 

 

 

4

Рынок труда

Привлечение иностранной рабочей силы

 

Успешность               процессов реструктуризации промышленной                         и инвестиционной политики

 

Система образования

Низкий     уровень     готовности     выпускаемых

специалистов к реальной практической деятельности, что приводит к необходимости дополнительной подготовки




Решение ключевых вопросов Программы требует перестройки механизма учебных процессов и обучения специалистов в течение всей жизнедеятельности, так как ускоряющиеся технологические изменения опосредуют радикальную трансформацию содержания как самих профессий, так методологий и методов их профессиональной подготовки в вузах.

Влияние рынка труда на образовательные учреждения значимо, поэтому последние должны быстро перестраиваться, мобилизуя организационные и управленческие ресурсы в минимальные промежутки времени. В противном случае, консервативные вузы окажутся неконкурентоспособными и банкротами.

Для решения проблем не только выживания, но и дальнейшего развития, в системе высшего образования необходимо культивировать тесную взаимосвязь государственного и рыночного механизмов, чтобы регулировать оказание рыночных образовательных услуг. Государство, в лице своих вузов, разрабатывающих и внедряющих прогрессивные образовательные стандарты (как для бюджетников, так и для контрактников, ибо они получают дипломы единого образца), с одной стороны, заказчики, в лице того же государства, обучающихся и их родителей, с другой стороны, должны располагать информацией о состоянии рынка труда, своевременно предпринимать меры для решения возникших проблем [3].

В решении такой сложной задачи, важную роль могут сыграть технологические инновации по организации подготовки молодых специалистов в стенах вузов. Это касается механизмов прохождения производственных практик по росновационным технологиям, выгодным, не только с точки зрения повышения эффективности процедур подготовки, но и коммуникабельности (информационно-теле- коммуникационные имитационные, цифровые и т.п. технологии) [6].

Еще одна серьезная проблема – это неправильная ориентация абитуриентов, обусловленное недостаточностью информации и искаженным представлением о выборе профессии, когда часто в качестве ориентира служит престиж будущей профессии, размер будущих доходов и т.п. В советское время первые позиции занимали ценностный ориентир интересной работы, общественная значимость и индивидуальные предрасположенности к конкретным видам трудовой деятельности, формирующихся в процессе профориентационной работы [5].

Искаженная система ценностей, сложившаяся у абитуриентов и их родителей, вкупе с отсутствием стратегии развития адекватной системы образования, не подкрепляемые материальным участием бизнес- сообщества в образовательных программах, предопределяют дисбаланс и диспропорции на рынке труда, падение престижа и интереса к получению дипломов наших вузов.

Общий вывод: кардинальное инновационное реформирование системы образования - путь решения проблем его адаптации к потребностям рынка труда, требующий усилий государства, частного сектора и бизнес-сообщества в ракурсе фундаментальных перемен: от выработки современной парадигмы, до внедрения принципов перевернутых образовательно-производственных процессов.

 

Список литературы

 

1.      Бондаренко О.В. Рынок труда и рынок образовательных услуг: проблемы взаимодействия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 3 (часть 1) – С. 114-116.

2.      Будущее образования: глобальная повестка – М.: Skoltech, 2015 –204 с.

3.      Гуськова И.В. Трансформация рынка труда России: монография. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 288с.

4.      Канчукоев В.О. Инновационные образовательные технологии: проект «СИФО» - Концепция альтернативной организации и прохождения образовательно-производственных практик в высших учебных заведениях России / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. № 43(280). С. 50-62.

5.      Канчукоев В.О. Инновационные методологии и технологии перевернутого образовательно- производственного обучения в вузах России / Успехи современной науки и образования. - 2016. Т.1. №10. С. 45-47.

6.      Канчукоев В.О., Канчукоева Л.Б., Соблирова Л.К. Инновационно-инвестиционная деятельность в региональной хозяйственной системе: организационно-экономические проблемы управления и пути их решения / Terra Economicus. - 2009. Т. 7. № 4-2. С. 104-107.

7.      Канчукоев В.О. Теоретические аспекты формирования виртуальных бухгалтерий и специальных имитационных фирм и организаций (СИФО) для учебных целей при ИДПО в вузах России. В сборнике научных трудов по итогам МНПК памяти профессора Б.Х. Жерукова. - 2016. С. 548-553.

8.      Кумбс Ф. Г. Кризис образования в современном мире (системный анализ). М.: 1970.

9.      Распоряжение Правительства Российской Федерации 28 июля 2017 г. № 1632-Р Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

10. Сандаков Д.Б. Разрушение образования: кризис или антикризисная программа? // Центр Сулакшина: Центр научной политической мысли и идеологии. - 14 ноября 2017.