Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К АРХИТЕКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КРИПТОВАЛЮТЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2017г.

Казалось  бы,  даже  название  темы  в  такой  редакции  выглядит  достаточно  абсурдным  – криптовалюта изначально полагается анонимным инструментом, который создавался для того, чтобы вывести псевдоденежное обращение из-под контроля государства.

Но как учит на основательно позабытая диалектика – закон отрицания отрицания неумолимо действует, и в силу объективных (расширение номенклатуры криптовалют, рост курсов их котировок) и субъективных (популярность темы в СМИ, рост интереса к теме в общественном сознании) к криптовалютам начинает проявлять интерес государство в лице крупных корпораций и регуляторов.

В чем основной политический смысл использования криптовалюты в государственной экономике? Во-первых, самое главное, хотя и вынесенное основательно за скобки  – взять производство (майнинг) криптовалюты (КВ) под более или менее плотный контроль. Контроль заключается не только в отслеживании операций с КВ, чем пугают СМИ рядового обывателя (анонимность КВ сразу заканчивается при ее обмене на реальные деньги, поскольку процедуру идентификации личности для реального денежного оборота еще никто не отменял), но и в контроле эмиссии криптовалюты.

Во-вторых – весьма важный политический – непосредственное участие граждан в эмиссии массы КВ и разгрузка внимания граждан от потенциальных проблем с основной национальной валютой.

В третьих – участие государства выгодно и для самого института КВ, поскольку в глазах почтеннейшей публики выводит эту тему из полукриминального акцента в область более или менее прозрачного процесса.

Кроме того, и транспарентность выработки, хождения и количества КВ также важна для поддержания транспарентно-демократического экономического дискурса.

Далее, клиринговый оборот КВ позволит разгрузить платежную систему безналичных расчетов и снизить нагрузку на наличное обращение, причем весьма существенно.

Заметим также, что открытость схемы формирования КВ и ее поддержка государством в виде сертификации криптографических решений уполномоченными органами также повышает не только субъективное, но и объективное доверие к механизму эмиссии и хождения КВ.

Исходя из сформулированных принципов, можно сформулировать глобальную архитектуру национальной КВ как в системно-аналитическом, так и в техническом аспекте.

Первый принцип – это разделение области майнинга, хранения (что часто называют термином BlockChain) и операций с КВ на две условно непересекающиеся области – на схеме – область «золотых фишек» (государство, казначейство, министерство финансов, бюджетники и крупные корпорации) и область «красных фишек» - более рискованный рынок условно частных и средних (и возможно «анонимных», идентифицированных только номером или псевдонимом) майнеров КВ и участников оборота и рынка КВ.

Во главе архитектуры находятся Удостоверяющий центр (УЦ), снабжающий всех участников системы КВ сертификатами (на схеме Cert разных индексов и назначения) и Центр эмиссии (ЦЭ) который проверяет и заверяет выработанные монеты (с номером Mi) своей электронной подписью (ЭП), которая на схеме обозначена как операция Sign().

Предполагается следующая схема эмиссии КВ. Внутри доверенного аппаратного модуля (HSM – Hardware Security Module), который сертифицирован уполномоченными национальными органами вырабатывается случайное число с аппаратного датчика Ri. Далее при помощи константы H(Root), где H – хеш-функция, а Root – текстовая строка – символ КВ, например RuCoin, фиксируется часть бит Ri таким образом, чтобы длина неизвестных бит Ve была равна текущему параметру майнинга (потенциальной эмиссии КВ), обозначим это значение как [Ri]Ve. Далее, на публичный ресурс, являющийся неотъемлемой частью системы КВ помещается Н([Ri]Ve) и номер монеты Mi. Для выработки монеты в целом используется криптографический алгоритм зашифрования y=E(x, k). Необходимо заметить, что все операции выполняются внутри HSM и Ri принципиально никому не известен, что исключает риск вмешательства в работу системы со стороны ЦЭ.

Майнеры, имея Н([Ri]Ve) и номер монеты Mi перебирают значения Dj в заданном Ve диапазоне значений таким образом, чтобы получить H(Dj)= Н([Ri]Ve), после чего вырабатывается монета Mi||E(Mi,Dj), (символ || обозначает конкатенацию), которая подписывается подписью манера и передается либо непосредственно на ЦЭ для участников “золотой» области, либо через публичный ресурс на ЦЭ для участников «красной» области. Монета на ЦЭ в свою очередь проверятся на наличие и правильность подписи майнера и загружается в HSM ЦЭ и окончательно проверяется там при помощи алгоритма шифрования E или расшифрования D: x=D(y,k) и внутри же подписывается ЭП ЦЭ и публикуется на ресурсе и в блокчейнах областей. После чего случайное число Ri уничтожается.

Для игроков «золотой» области монета подписывается еще и ЭП регулятора (национального или центрального) банка. Регулятор также устанавливает скорость эмиссии Ve единолично, либо с участием голосования участников.

Таким образом, монета в цепочке блокчейна подписана либо двумя подписями – майнера и ЦЭ, либо дополнительно третьей подписью регулятора, что обозначает ее доверенность.

Операции с монетами также происходят с использованием ЭП участников, при этом владелец (на первом этапе это майнер монеты) подписывает операцию как донор, а принимающий монету участник – как акцептор, наращивая блокчейн еще двумя подписями под описанием операции с монетой. В «золотой» зоне гарантом сделки может выступать регулятор, либо уполномоченный им банк, добавляя в блокчейн третью, своего рода, нотариальную подпись.

В данном случае, в отличии от биткойна, возможность эмиссии ограничена только разрядностью числа Mi.

Регулирование массы КВ происходит либо установлением ограничений на публикуемые кандидаты Mi и Н([Ri]Ve, либо регулированием значений Ve – увеличением, если нужно ограничить рост массы КВ, либо уменьшением, если нужно ее увеличить.

Механизм, точно регулирующий скорость эмиссии в данной архитектуре весьма важен. Иначе, как и в случае с биткойном, из-за дефицита средства курс будет стремительно расти, что хорошо для спекулянтов, но совершенно не позволяет вести в криптовалюте бизнес, выдавать кредиты и т.д. Именно по этой причине физически ограниченное золото не смогло стать полноценными деньгами в растущих экономиках.

При выставлении на майнинг нескольких кандидатов для каждого должно быть выработано индивидуальное число Ri и храниться до его завершения. В систем также должно действовать единое время для установления первого манера монеты, а также должна существовать система объективных очередей намайненных и переданных в ЦЭ кандидатов в монеты, доступных для внешнего контроля.

По мнению ведущего теоретика денег к.э.н. Ю.Шушкевича, национальную криптовалюту (в первую очередь для Российской Федерации) следует проектировать с перспективой на использование субъектами сбережения по всему миру в качестве альтернативы доллару и евро. Практически 100% подконтрольность депозитов в долларах и евро их эмиссионным центрам отменяет банковскую тайну, что хорошо видно на примере Швейцарии последних 10 лет [1]. С другой стороны, контроль за криптодепозитами хотя бы террористических организаций необходимо сохранить.

Если это удастся реализовать, то курс русской криптовалюты даже при условии эмиссии будет очень выгодным для эмитента, поскольку на неё начнет формироваться очень высокий спрос (т.е. Россия начнет превращаться в аналог Швейцарии, продавая миру финансовые услуги). А когда спрос естественным порядком стабилизируется – во избежание отката курса можно начать в рамках государственных программ менять криптовалюту на рубли (доллары и проч.) с целью, скажем, инвестиционного развития Дальнего Востока, освоения космоса и других проектов.


Список литературы

 

1.        Ю. Шушкевич Вексель судьбы – М., 912 с.