07 января 2016г.
В последние годы нашим государством предпринимаются серьезные меры по модернизации и совершенствованию высшего профессионального образования, повышению его качества, интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство. Прежде всего, это вхождение России в Болонский процесс, повышение гибкости образовательных программ, преодоление ранней узкой специализации, внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) профессионального образования, что подразумевает большую самостоятельность образовательных организаций и возможность построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся [1].
В мировом сообществе существует четкое понимание того, что от системы образования зависит устойчивое развитие государства, уровень жизни населения и качество жизни граждан.
Можно выделить ряд тенденций, которые наблюдаются в сфере высшего образования в России:
1. Политика оптимизации сети образовательных организаций высшего образования, реализуемая Министерством образования и науки Российской Федерации.
2. Внедрение мониторинга системы образования (в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», часть 5, ст. 97 и Правилами осуществления мониторинга системы образования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.2013 г. №662).
3. Реализация Государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №792-р).
4. Реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. №497).
5. Проект «5-100», направленный на максимизацию конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.
Однако новые возможности используются не в полной мере, прежде всего, из-за недостатка стимулов к повышению качества. Часть системы профессионального образования по-прежнему остается закрытой для своих основных заказчиков и заинтересованных сторон. Улучшение качества пришло в противоречие с расширением доступности профессионального образования. При этом также очевидна тенденция усиления конкуренции как между вузами, так и между традиционными организациями профессионального образования с новыми системами подготовки кадров (корпоративные университеты, тренинговые компании, системы внутрифирменной подготовки специалистов).
Российские образовательные организации высшего образования функционируют в условиях жесткой конкуренции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке образовательных услуг. Поэтому конкурентоспособность вуза в наибольшей степени определяется уровнем качества предоставляемых потребителям образовательных услуг.
Термин «качество образования» в широком его понимании включает структурные компоненты всей системы образования, и оценка качества образования зависит от многих элементов этой системы:
- обучающиеся (качество их базовой подготовки и уровень самообразования);
- профессорско-преподавательский состав (уровень квалификации и качество преподавания);
- нормотворческая деятельность уполномоченных органов (качество нормативной документации на федеральном, региональном, муниципальном и вузовском уровнях);
- государственная образовательная политика;
- качество образовательных программ;
- качество инфраструктуры и условий реализации образовательного процесса;
- качество функционирования основных и вспомогательных бизнес-процессов;
- качество управления образовательной организацией (профессионализм руководителей всех уровней, качество принимаемых управленческих решений).
Чтобы обеспечить высокий уровень качества работы вуза с учетом рассмотренных комплексных элементов, а, следовательно, и обеспечить конкурентоспособность отдельно взятой образовательной организации, необходимо рассмотреть вопрос внедрения интегрированной системы менеджмента (ИСМ) университета.
Почему именно ИСМ?
Развитие теории и практики менеджмента качества в настоящее время определяется рядом таких факторов, как:
- распространение стандартов, содержащих требования к системам менеджмента по качеству, социальной ответственности, охране труда и безопасности, управлению рисками, энергоменеджменту, непрерывному развитию бизнеса и др.;
- продолжающееся развитие концепции всеобщего менеджмента качества (TQM), моделей организационного совершенства, ориентация на достижение устойчивого успеха организации, в том числе на основе применения рекомендаций стандарта ISO 9004:2009 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества»;
- переход к интеграции концепций менеджмента качества и устойчивого развития, в том числе на основе разработки интегрированных систем менеджмента [2].
Последняя из обозначенных тенденций является закономерным этапом развития систем менеджмента и создает предпосылки для устойчивого развития организаций по всему миру, в том числе и вузов.
Современный университет представляет собой масштабный научно-образовательный комплекс, имеющий сложную организационную структуру управления, в которую входят факультеты и кафедры, лаборатории и научно-исследовательские центры, библиотеки, информационные службы, административно-хозяйственные подразделения, студенческие общежития, отдельные университетские корпуса, производственные центры. При этом внешняя и внутренняя среда, в рамках которой функционирует университет, включает большое количество составляющих, на которые руководство постоянно должно реагировать. Схематично это можно представить так, как показано на Рисунке 1.
Рис.1. Составляющие внешней и внутренней среды функционирования вуза
Чтобы
отслеживать изменения и успешно
работать как во внешней, так и во внутренней среде, необходимо рассматривать работу вуза комплексно и системно, а не только
в виде совокупности отдельных
подсистем.
ИСМ является частью системы управления университета, отвечающая требованиям как минимум трех международных стандартов и функционирующая как единое целое.
Данная система представляет собой совокупность мероприятий, методов и средств,
обеспечивающая устойчивое развитие и высокий уровень качества реализации всех бизнес-процессов
университета для удовлетворения
потребностей
государства, общества, обучающихся и других заинтересованных сторон, а также для повышения социальной ответственности вуза.
Для построения ИСМ в вузе целесообразно применять стандарты ISO 9001:2008 «Система
менеджмента качества.
Требования», OHSAS 18001:2007 «Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья», ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности».
Остановимся более подробно
на последних двух стандартах.
Законодательство об образовании, а также ФГОС требуют, чтобы условия
реализации образовательных программ в аудиториях, лабораториях, центрах соответствовали всем нормам охраны труда, так как их невыполнение является нарушением
требований к качеству
образовательных услуг согласно законам
РФ. Особенностью
применения стандарта
OHSAS 18001 в вузе является также и то, что данный стандарт
нацелен на выполнение требований не только со стороны преподавателей и сотрудников университета, но и со стороны обучающихся.
Если говорить о социальной
ответственности вуза перед обществом,
то здесь наблюдается прямая взаимосвязь. Социальная среда, в которой функционирует любой университет, предъявляет к нему повышенные требования как в отношении
качества подготовки выпускников, выполнения требований ФГОС, так и в плане комфортности условий
труда, социальной защищенности, реализации благотворительных программ
и акций, поддержки
общественных движений, ветеранов
и соблюдения этических
моментов при осуществлении этой деятельности.
Таким образом, можно выделить
следующие конкурентные преимущества внедрения ИСМ в работу
вуза:
- обеспечение согласованности и структурированности действий
внутри образовательной организации;
- положительный имидж
и высокий социальный статус университета со стороны общества;
- соблюдение всех законодательных норм с точки зрения
охраны труда, здоровья
и безопасности преподавателей, сотрудников и обучающихся;
- устойчивое развитие организации;
- высокая конкурентоспособность университета.
Список литературы
1.
Государственная программа
Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] // Материалы сайта Министерства образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа:
http://www.минобрнауки.рф. – Загл. с экрана.
2.
Салимова Т.А. Интеграционные процессы
менеджмента качества / Т.А. Салимова
// Контроллинг. – 2014. – №1 (51). – С. 60-67.