Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Авторы:
Город:
Рязань
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

   В последние годы нашим государством предпринимаются серьезные меры по модернизации и совершенствованию высшего профессионального образования, повышению его качества, интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство. Прежде всего, это вхождение России в Болонский процесс, повышение гибкости образовательных программ, преодоление ранней узкой специализации, внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) профессионального образования, что подразумевает большую самостоятельность образовательных организаций и возможность построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся [1].

   В мировом сообществе существует четкое понимание того, что от системы образования зависит устойчивое развитие государства, уровень жизни населения и качество жизни граждан.

   Можно выделить ряд тенденций, которые наблюдаются в сфере высшего образования в России:

1.      Политика оптимизации сети образовательных организаций высшего образования, реализуемая Министерством образования и науки Российской Федерации.

2.   Внедрение мониторинга системы образования (в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», часть 5, ст. 97 и Правилами осуществления мониторинга системы образования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.2013 г. №662).

3.     Реализация Государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №792-р).

4.    Реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. №497).

5.    Проект «5-100», направленный на максимизацию конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

    Однако новые возможности используются не в полной мере, прежде всего, из-за недостатка стимулов к повышению качества. Часть системы профессионального образования по-прежнему остается закрытой для своих основных заказчиков и заинтересованных сторон. Улучшение качества пришло в противоречие с расширением доступности профессионального образования. При этом также очевидна тенденция усиления конкуренции как между вузами, так и между традиционными организациями профессионального образования с новыми системами подготовки кадров (корпоративные университеты, тренинговые компании, системы внутрифирменной подготовки специалистов).

   Российские образовательные организации высшего образования функционируют в условиях жесткой конкуренции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке образовательных услуг. Поэтому конкурентоспособность вуза в наибольшей степени определяется уровнем качества предоставляемых потребителям образовательных услуг.

    Термин «качество образования» в широком его понимании включает структурные компоненты всей системы образования, и оценка качества образования зависит от многих элементов этой системы:

- обучающиеся (качество их базовой подготовки и уровень самообразования);

- профессорско-преподавательский состав (уровень квалификации и качество преподавания);

- нормотворческая деятельность уполномоченных органов (качество нормативной документации на федеральном, региональном, муниципальном и вузовском уровнях);

- государственная образовательная политика;

- качество образовательных программ;

- качество инфраструктуры и условий реализации образовательного процесса;

- качество функционирования основных и вспомогательных бизнес-процессов;

- качество управления образовательной организацией (профессионализм руководителей всех уровней, качество принимаемых управленческих решений).

    Чтобы обеспечить высокий уровень качества работы вуза с учетом рассмотренных комплексных элементов, а, следовательно, и обеспечить конкурентоспособность отдельно взятой образовательной организации, необходимо рассмотреть вопрос внедрения интегрированной системы менеджмента (ИСМ) университета.

   Почему именно ИСМ?

   Развитие теории и практики менеджмента качества в настоящее время определяется рядом таких факторов, как:

- распространение стандартов, содержащих требования к системам менеджмента по качеству, социальной ответственности, охране труда и безопасности, управлению рисками, энергоменеджменту, непрерывному развитию бизнеса и др.;

- продолжающееся развитие концепции всеобщего менеджмента качества (TQM), моделей организационного совершенства, ориентация на достижение устойчивого успеха организации, в том числе на основе применения рекомендаций стандарта ISO 9004:2009 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества»;

- переход к интеграции концепций менеджмента качества и устойчивого развития, в том числе на основе разработки интегрированных систем менеджмента [2].

   Последняя из обозначенных тенденций является закономерным этапом развития систем менеджмента и создает предпосылки для устойчивого развития организаций по всему миру, в том числе и вузов.

    Современный университет представляет собой масштабный научно-образовательный комплекс, имеющий сложную организационную структуру управления, в которую входят факультеты и кафедры, лаборатории и научно-исследовательские центры, библиотеки, информационные службы, административно-хозяйственные подразделения, студенческие общежития, отдельные университетские корпуса, производственные центры. При этом внешняя и внутренняя среда, в рамках которой функционирует университет, включает большое количество составляющих, на которые руководство постоянно должно реагировать. Схематично это можно представить так, как показано на Рисунке 1.


Рис.1. Составляющие внешней и внутренней среды функционирования вуза

 

   Чтобы отслеживать изменения и успешно работать как во внешней, так и во внутренней среде, необходимо рассматривать работу вуза комплексно и системно, а не только в виде совокупности отдельных подсистем.

   ИСМ является частью системы управления университета, отвечающая требованиям как минимум трех международных стандартов и функционирующая как единое целое. Данная система представляет собой совокупность мероприятий, методов и средств, обеспечивающая устойчивое развитие и высокий уровень качества реализации всех бизнес-процессов университета для удовлетворения потребностей государства, общества, обучающихся и других заинтересованных сторон, а также для повышения социальной ответственности вуза.

   Для построения ИСМ в вузе целесообразно применять стандарты ISO 9001:2008 «Система менеджмента качества. Требования», OHSAS 18001:2007 «Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья», ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности».

   Остановимся более подробно на последних двух стандартах.

   Законодательство об образовании, а также ФГОС требуют, чтобы условия реализации образовательных программ в аудиториях, лабораториях, центрах соответствовали всем нормам охраны труда, так как их невыполнение является нарушением требований к качеству образовательных услуг согласно законам РФ. Особенностью применения стандарта OHSAS 18001 в вузе является также и то, что данный стандарт нацелен на выполнение требований не только со стороны преподавателей и сотрудников университета, но и со стороны обучающихся.

    Если говорить о социальной ответственности вуза перед обществом, то здесь наблюдается прямая взаимосвязь. Социальная среда, в которой функционирует любой университет, предъявляет к нему повышенные требования как в отношении качества подготовки выпускников, выполнения требований ФГОС, так и в плане комфортности условий труда, социальной защищенности, реализации благотворительных программ и акций, поддержки общественных движений, ветеранов и соблюдения этических моментов при осуществлении этой деятельности.

    Таким образом, можно выделить следующие конкурентные преимущества внедрения ИСМ в работу вуза:

- обеспечение согласованности и структурированности действий внутри образовательной организации;

- положительный имидж и высокий социальный статус университета со стороны общества;

- соблюдение всех законодательных норм с точки зрения охраны труда, здоровья и безопасности преподавателей, сотрудников и обучающихся;

- устойчивое развитие организации;

- высокая конкурентоспособность университета.

 

Список литературы

1.     Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] // Материалы сайта Министерства образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.минобрнауки.рф. – Загл. с экрана.

2.     Салимова Т.А. Интеграционные процессы менеджмента качества / Т.А. Салимова // Контроллинг. – 2014. – №1 (51). – С. 60-67.