Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТА-РЕГИОНЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА СЕВЕРО- КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2015г.

     Особое место среди исследуемых факторов развития финансового рынка занимают мета - региональные факторы, поскольку они обеспечивают создание единого финансового рынка СКФО из локальных рынков отдельных региональных экономических систем, входящих в хозяйственное пространство округа. Уточним, что использование понятия мета- региональных факторов связано с особым характером систем, аналогичных СКФО – они представляют собой «системы систем», для которых характерна известная незавершенность, неполное формирование системного качества отношений между элементами. Об ограниченных возможностях группы мета- региональных факторов свидетельствует и то, что механизм государственного управления на мета- региональном уровне представлен лишь надстройкой из служб представителей Президента РФ в федеральных округах. В свою очередь, сами федеральные округа не прописаны в правовом поле России, то есть, не представляют собой устойчивое структурное образование в хозяйственном пространстве страны.

    Указанные обстоятельства нашли отражение в современной научной литературе. Многие авторы отмечают, что федеральные округа и их экономические системы не прописаны в правовом поле современной России, что создает существенные ограничения в формировании и реализации соответствующего уровня экономической политики. Для всех восьми федеральных округов характерны незавершенность формирования единого хозяйственного пространства, слабое взаимодействие между входящими в них региональными экономическими системами, расплывчатость институционального статуса [2].

    Следует согласиться с выводом, сформулированным О. Иншаковым: макро- регионы на старте своего формирования предстают, скорее, как конгломераты региональных экономик с общими предпосылками совершенствования условий воспроизводства на основе укрепления кооперационных связей  хозяйствующих субъектов различных отраслей, сфер, сегментов, секторов и уровней, поэтому востребован стратегический подход к процессу интеграции этих конгломератов в гармоничные территориальные системы хозяйства [1, С.4]. Добавим к приведенному выводу, что интеграция в современной экономике начинается с финансового рынка и протекает, преимущественно, через инвестиционный процесс, что дополнительно актуализирует задачу формирования единого финансового пространства и институционального упорядочивания локального финансового рынка в масштабах СКФО.

    Отталкиваясь от констатации факта, что федеральные округа и их экономические системы не прописаны в правовом поле современной России, В. Прохорова выдвигает интересное предложение разработать и принять особый Территориальный кодекс России, в котором должны найти отражение:

- способ организации и способ разделения хозяйственного пространства страны;

-   четкое определение всех уровней организации отношений в данном пространстве и соответствующих им экономических систем, в том числе, системы макро- регионального типа;

- определение прав и обязанностей соответствующих органов территориальной власти и управления;

-   разграничение основных способов взаимодействия между экономическими системами, принадлежащими к различным уровням отношений (вертикального взаимодействия) и между экономическими системами, принадлежащими к одному уровню отношений (горизонтальное взаимодействие) [3, С.197-199].

   Добавим к приведенному предложению еще одну идею, которая ориентирована на включение в Территориальный кодекс специального раздела «Территориальные финансовые рынки», в котором должны быть:

-     прописаны основные виды таких рынков (макро- региональный, региональный, субрегиональный, местный);

-   установлены способы взаимодействия между ними;

- определены нормы государственного регулирования территориальных финансовых рынков.

     Вместе с тем, незавершенность формирования федеральных округов и соответствующих им экономических систем мета - регионального уровня не может быть основанием для того, чтобы отказываться от анализа тех результатов в формировании единого финансового пространства и локального финансового рынка СКФО, которые были достигнуты за относительно небольшой промежуток времени, прошедший с 2000 г., когда был издан Указ Президента РФ о создании федеральных округов, а также после 2010 г., когда из состава ЮФО был выделен СКФО. Прежде всего, необходимо отметить, что в развитии хозяйственного пространства федеральных округов за прошедший период наметились некоторые существенные тенденции, касающиеся формирования и развития локального финансового рынка СКФО; выделим в этом отношении тенденцию к ускоренному росту трансакционного сектора, что свидетельствует о закреплении итогов рыночных преобразований (Табл. 3.3.1).

Таблица 3.3.1 Изменение соотношения между трансформационным и трансакционным секторами в СКФО, вклад в ВРП, %

 

 

Регион

2005

2010

 

Трансформаци онный сектор

 

Трансакционный сектор

 

Трансформацио нный сектор

 

Трансакционный сектор

Республика Ингушетия

63,4

36,4

39,1

60,9

Республика Дагестан

59,5

40,5

59,6

43,1

Карачаево-Черкесская Республика

66,6

33,4

60,7

39,3

Республика Северная Осетия –

Алания

66

34

56,7

43,3

Кабардино-Балкарская Республика

70

30

56,5

43,5

Чеченская Республика*

55,4

44,6

49,5

50,5

Ставропольский край

59,5

40,5

49,9

50,1

    Обобщение результатов, приведенных в Табл. 3.3.1, позволяет сформулировать следующие выводы:

–    во всех регионах-субъектах СКФО за анализируемый период существенно изменилось соотношение между трансформационным и трансакционным секторами, что соответствует тренду постиндустриальных преобразований;

–    только в ряде регионов, обладающих развитыми АПК и добывающим промышленным комплексом, сохранилось преобладание трансформационного сектора над трансакционным;

–    ускоренное развитие трансакционного сектора стало результатом рыночных преобразований, однако по его итогам  невозможно однозначно судить о  том, насколько оно обеспечивает потребности формирования единого финансового пространства и развития общего финансового рынка регионов- субъектов СКФО.

     Оценивая мета- региональные факторы, необходимо выделить основные каналы, по которым они воздействуют на формирование спроса и предложения обращающихся на данном рынке финансовых товаров:

а) определение стратегии развития федерального округа; отметим, что системный финансовый компонент до сих пор отсутствует в структуре мета- региональной экономической политики, а бюджет федерального округа не формируется даже на основе долевого участия регионов-субъектов, входящих в округ, что обрекает финансовый рынок СКФО на роль некоторой временной «надстройки» над постоянным базисом региональных финансовых рынков субъектов РФ, вовлеченных в состав СКФО. Оценим перспективы развития финансового рынка СКФО, очерченные Стратегией социально-экономического развития данного округа на период до 2025 г.

     Прежде всего, отметим, что разработчики Стратегии исходили из того, что естественные преимущества, которыми располагает хозяйственное пространство СКФО, остаются нереализованными, поскольку данный округ по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки. Поэтому в рамках Стратегии запланирован переход указанных субъектов Российской Федерации от политики стабилизации к политике форсированного роста, в рамках которой ключевыми направлениями государственной поддержки станут инвестиции в развитие экономики для постепенного обеспечения самодостаточного существования субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, а также содействие их интеграции в национальную и мировую экономику. Что дает такая установка для развития финансового рынка округа?

     Под самодостаточным существованием регионов, вероятно, следует понимать опору на собственные финансовые ресурсы и отказ от той масштабной финансовой поддержки, которую регионы-субъекты СКФО в настоящее время получают из федерального бюджета. В свою очередь, интеграция в мировую экономику предполагает формирование у регионов-субъектов РФ достаточных для глобальной экономики конкурентных преимуществ.

    Вместе с тем, разработчики Стратегии фиксируют в развитии СКФО такие барьеры, которые по своей природе не позволят достигнуть декларируемых целей. В частности, в Стратегии нет раздела «Финансовый рынок», вместо которого дается краткая характеристика банковской деятельности; такая редукция не случайна. Доля государства в структуре инвестиций в регионы СКФО составляет 40 – 50% общего объема (по Российской Федерации - около 30%). В Чеченской Республике указанный показатель превосходит 90%. При этом инвестиции направлены на реализацию социальных проектов и мероприятий. Присутствие иностранных инвесторов в СКФО остается крайне низким. Объем иностранных инвестиций в 2008 году составил меньше 1 млрд. долларов США, то есть, менее 0,5% общего объема иностранных инвестиций в Российской Федерации. При этом внимание иностранных инвесторов сосредоточено в основном на Ставропольском крае и Республике Дагестан [4].

     Весьма проблемными остаются региональные финансы СКФО. Доля безвозмездных поступлений в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, входящих в состав СКФО, превышает 50%, за исключением Ставропольского края (38%). При этом в Чеченской Республике и Республике Ингушетия указанная доля достигает 91%. В целом в СКФО доля безвозмездных поступлений в структуре доходов составляет 69% (по остальным федеральным округам наибольшую долю безвозмездных поступлений в структуре доходов консолидированных бюджетов имеет Дальневосточный федеральный округ – 45%). Такой острый дефицит собственных средств создает барьеры на пути образования финансового капитала, а, следовательно, и развития финансового рынка округа. Единственной возможностью выйти за пределы таких барьеров становится трансформация средств финансовой поддержки во вне- легальный финансовый капитал.

     Какие цели ставит Стратегия в отношении финансового рынка? Если исходить из базового сценария развития СКФО, то проблемы обеспечения безопасности могут быть решены в течение ближайших 5 - 10 лет, что будет существенно сдерживать развитие приоритетной для разработчиков Стратегии сферы экономики округа - туризма, а также ограничивать приток частных инвестиций в другие сектора. В данной ситуации приоритетное внимание будет уделено развитию агропромышленного, металлургического и топливно-энергетического комплекса, а также таким смежным отраслям экономики, как химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение. Основной акцент будет сделан на улучшение инвестиционного климата для крупных корпораций и развитие инфраструктурных проектов с преобладающей долей государственного финансирования, а также на реализацию масштабных программ по поддержке малого и среднего бизнеса. Такой подход следует признать реалистическим.

Список литературы

1.      Иншаков О.В. О стратегии развития Южного макрорегиона России. Волгоград: ВолГУ, 2003.

2.      Овчинников В.Н., Колесников Ю.С. Силуэты региональной экономической политики на Юге России. Ростов – на – Дону: ЮФУ, 2008.

3.      Прохорова В.В. Субрегиональные ресурсы и инструменты интенсивного развития территориальных экономических систем современной России. Москва: МГУ, 2010.

4.      Стратегия социально-экономического развития Северо - Кавказского федерального округа на период до 2025 г. Пятигорск, 2011.