Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АЛГОРИТМ РАЗВИТИЯ СЕРВИСНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФРАНЧАЙЗИНГА

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2015г.

   Франчайзинг в настоящее время получил широкое распространение как эффективный инструмент, позволяющий владельцу успешного бренда строить сеть без необходимости инвестировать в ее развитие собственные средства, а обладателю управленческих способностей, являющемуся одновременно собственником капитала – создавать свой собственный бизнес с минимальными рисками. Однако, наряду с преимуществами, франчайзинг таит в себе и значительные риски для обоих участников, и его применение требует тщательной подготовки как со стороны франчайера, так и со стороны франчайзи.

   По этой причине большое значение имеет разработка формальных алгоритмов организации взаимодействия между франчайзи и франчайзером.

   Анализ литературы по франчайзингу позволил составить перечень этапов внедрения франчайинга, приведенный в Рисунок 1 ниже.

   Рассмотрим эти этапы подробнее.

   На первом этапе от предприятия-владельца торговой марки требуется оценить целесообразность выстраивания сети под своим брендом.

   Далее, необходимо адекватно оценить свои ресурсы. Если существует острая потребность в развитии сети, а собственные ресурсы для этого недостаточны, франчайзинг является оптимальным выбором.

   Наконец, нужно оценить силу бренда фирмы. Если она недостаточна для развития за пределы существующего рынка, то использование франчайзинга невозможно.

   На втором этапе происходит подготовка к запуску франчайзинговой сети (в том случае, если на первом этапе было принято соответствующее решение). Ключевая задача фирмы состоит в подготовке и регистрации того пакета интеллектуальной собственности, который будет предоставляться франчайзи. Без стандартизации этого пакета развитие франчайзинговой сети невозможно.

Рис.1. Этапы внедрения и реализации франчайзинга (часть 1)


Рис.1. Этапы внедрения и реализации франчайзинга (часть 2)

Рис.1. Этапы внедрения и реализации франчайзинга (часть 3)

 

   Франчайзи не будут знать, по каким правилам строить бизнес, а у клиентов будет отсутствовать единое восприятие сети.

   Франчайзеру необходимо определиться с форматом своей будущей сети и с моделью привлечения франчайзи. Во многом это определяется силой его бренда и спецификой рынка, на котором работает франчайзер, и его модели ведения бизнеса. Ему необходимо ясно понимать, каким способом он будет развивать сеть, чтобы избежать смешения форматов.

   Большое значение имеет разработка стратегии обучения франчайзи, цель которого состоит не только в передаче франчайзи навыков использования предоставляемой им интеллектуальной собственности, но и в усвоении ими ценностей франчайзинговой сети и встраивания их в институциональную среду франчайзера. Без механизма передачи ценностей франчайзинговая сеть не будет функционировать как единое целое, а будет представлять собой совокупность разрозненных точек, формально объединенных общей торговой маркой, но не общим брендом (который фактически будет отсутствовать). Разумеется, на стадии подготовки к запуску франчайзинговой сети сложно сформировать стратегию обучения в окончательном виде, она будет подвергаться регулярному пересмотру в течение всего срока работы франчайзинговой сети, однако предварительный вариант такой стратегии иметь необходимо.

   Кроме того, на этом этапе франчайзер должен сформулировать свои требования к потенциальным франчайзи. Это нужно для отбора тех франчайзи, которые будут способны наилучшим образом усвоить ценности франчайзинговой сети и в максимально полной степени реализовать потенциал бренда в общих интересах (т. е. к своей собственной выгоде и к выгоде франчайзера и всей сети в целом). Даже на первых порах, когда спрос на франшизу будет невысок из-за ее малоизвестности, следует очень тщательно подходить к отбору франчайзи и не соглашаться на все предложения о покупке франшизы.

Далее,франчайзер должен            разработать предварительный вариант франчайзингового договора. Этот договор должен четко и внутренне непротиворечиво регламентировать права и обязанности участников и защищать интересы франчайзера (в первую очередь – сохранение за ним исключительных прав на предоставляемую франчайзи интеллектуальную собственность).

Наконец, разрабатывается процедура мониторинга франчайзи, т. е. совокупность мер, при помощи которых франчайзи будет контролировать добросовестность исполнения франчайзи своих обязательств (например, введение отчетов). Право франчайзера на применение этих мер должно быть закреплено в договоре.

На третьем этапе происходит  собственно выведение франшизы на рынок франчайзинга. Задача франчайзера состоит в определении размера франчайзинговой сети и в выборе оптимальных точек для открытия представительств. После размещения предложения о  поиске франчайзи франчайзеру необходимо тщательно оценить поступившие заявки и отобрать те из них, которые наилучшим образом соответствуют как общим требованиям к франчайзи, так и требованиям к развитию франчайзинговой сети в данном регионе. На этом этапе может происходить частичная корректировка методики оценки потенциальных франчайзи.

   рамках четвертого этапа происходит внедрение франчайзи в институциональную среду франчайзера. Также осуществляется первичный отсев франчайзи – с теми из них, кто показал себя неспособным усвоить ценности компании, франчайзинговый договор не заключается.

   Пятый этап состоит в полноценном функционировании франчайзи в рамках франчайзинговой сети. Деятельность франчайзи подвергается регулярному мониторингу со стороны франчайзера, по итогам которого принимается решение о продолжении сотрудничества.

   Шестой этап имеет ключевое значение для франчайзи, поскольку, по сути дела, от него зависит, сохранит ли франчайзи свой бизнес или нет. Франчайзер проводит окончательную  оценку его работы с учетом как внутренних (зависящих от франчайзи) и внешних (не зависящих от него) факторов. Под внутренними факторами понимается эффективность организации работы самого франчайзи, под внешними – влияние факторов, находящихся вне сферы контроля франчайзи (например, восприятие бренда франчайзера местным населением). Для принятия решения о продолжении сотрудничества можно рекомендовать матрицу, представленную в Табл.2.

 

 

Таблица 2Матрица принятия решения о продолжении сотрудничества с франчайзи

Эффективность организации работы франчайзи

 

 

 

 

 

 

 

Качество внешних факторов

 

Высокая

Низкая

 

 

 

Высокое

 

 

 

Продление договора с франчайзи

-   Переподготовка франчайзи (если причины неэффективности могут быть устранены);

- Смена франчайзи;

- Выкуп франчайзером торговой точки и самостоятельное ведение бизнеса

 

 

 

 

Низкое

-   Продление договора с франчайзи, но с переносом торговой точки в более благоприятное место;

-   Непродление договора с франчайзи (если устранить негативное влияние внешней среды невозможно)

 

 

 

Непродление договора с франчайзи, смена местонахождения торговой точки или уход с рынка

Важно помнить, что франчайзер должен непрерывно корректировать и пересматривать все элементы, связанные с развитием франчайзинговой сети. Те факторы, которые ранее способствовали ее расширению и привлекательности в глазах потребителей, могут привести к ухудшению ее имиджа в будущем из-за изменения предпочтений клиентов