Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СРАВНЕНИЕ РЕЖИМОВ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
12 октября 2015г.

Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в школьный период. В этом возрасте особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для возрастающих нагрузок в школе, полового созревания. Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье. Питание – один из факторов, поддающихся максимальной корректировке, в том числе в детском и подростковом возрасте.

Соответствующие компоненты питания оказывают существенное влияние, как на физическое здоровье человека, так и на его эмоционально-культурный уровень, поведение в социуме. Избыток или недостаток каких–либо веществ в рационе детей могут создавать предпосылки для возникновения различных заболеваний, вызывать агрессию, пассивность, повышенную  эмоциональность, стимулировать или блокировать работу мозга, нервной системы и защиты организма [1].

Совершенствование организации питания в организованных детских коллективах и школах выделено как одна из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года. По данным Роспотребнадзора, порядка 13% школьного питания основано на полуфабрикатах, еще 17% школьников питаются в буфетах, основной товар которых чипсы, кокакола и шоколадные батончики. В настоящее время только 58,8% российских школьников обеспечиваются завтраками, 21% обедами и только 19% получают двухразовое питание в школе, где находятся порядка 810 часов [2].

По данным статистики заболевания органов пищеварения занимают пятое место в структуре заболеваемости детского населения Российской Федерации, в Челябинской области – второе место [3].

Статистика заболеваемости отмечает рост у подростков желудочно–кишечных проблем в регионе и требует комплексного подхода к решению вопросов организации питания профилактической, функциональной направленности, как в домашних условиях, так и в учебных заведениях, пропаганды здорового образа жизни и т.п., что определяет актуальность нашего исследования.

Цель работы: провести анализ изменения стереотипов питания и факторов риска формирования патологии органов желудочно-кишечного тракта у учащихся младших и старших классов, проживающих в городской и сельской местности.

Задачи исследования:

1 Определить распространенность симптомов поражения органов ЖКТ у учащихся городской и сельской местности.

2 Установить характерные качественные параметры суточного рациона питания и режимные моменты школьников городской и сельской местности.

3 Оценить распространенность периодического и постоянного употребления социальных токсикантов у старших школьников городской и сельской местности как вероятных факторов риска формирования патологии желудочно–кишечного тракта.

Материалы и методы исследования. Для выполнения поставленной цели были сформированы группы сравнения:

1) школьники общеобразовательных учреждений начальных классов города Челябинска (n–100) и Троицкого района (n–100);

2) школьники средних классов (7–8 классы, n–100) общеобразовательных учреждений города Челябинска (n–100) и Троицкого района (7–8 классы, n–100);

3) школьники старших классов (10–11 классы – n–100) общеобразовательных учреждений города Челябинска (n–100) и Троицкого района (10–11 классы, n–100).

Материал для исследования получен методом анонимного анкетирования родителей учеников младших классов, учащиеся старших классов заполняли анкеты самостоятельно.

Содержание работы. При анализе стереотипов питания младших школьников городской и сельской местности были получены следующие результаты.

Полноценный завтрак достоверно чаще получают дети сельской местности (77%), чем городские школьники (55%). Этот факт объясняется тем, что время начала занятий у городских школьников в 8.00–8.15 часов, а у сельских 8.30–9.00. Позавтракать городские школьники просто не успевают. Поэтому перед школой городские дети чаще получают бутерброды и чай, рассчитывая на полноценный завтрак в школьной столовой. Об этом свидетельствует тот факт, что 93% городских школьников младших классов питаются в школьной столовой. Этот показатель так же высок и в сельских школах (83%). Однако нравиться питание в школьной столовой далеко не всем детям (82% – город, 77% – село). Следовательно, можно предположить, что даже из тех детей, которые получают питание в школьной столовой, качественно и количественно полноценно питаются едва ли более половины учащихся. Как показал анализ анкет, младшие школьники еду с собой в школу не приносят. К сожалению, не во всех школах организовано горячее питание школьников. В некоторых учебных заведениях есть только буфеты, предлагающие булочки, пирожные, кондитерские изделия, чай, соки и газированные напитки. Заменить этим полноценный завтрак, конечно, невозможно.

При анализе режима питания младших школьников города и села отмечено, что трехразовое питание получает около трети детей исследуемых группах (30–37%). Однако тенденция к четырехразовому питанию достоверно чаще отмечается у городских школьников (54% – город, 44% – село). При анализе качества питания выявлены следующие моменты: 1) в 2,5 раза чаще, чем сельских школьников, дети городских школ употребляют еду быстрого приготовления: 2) достоверно чаще городские школьники употребляют сладкие газированные напитки: 3) в 3 раза чаще среди городских учащихся отмечается еда в сухомятку. Из выше изложенного можно предположить, что хоть городские школьники и чаще питаются, но качество питания на порядок ниже, чем у сельских сверстников. Вероятно, это влияние «урбанизации», у городских школьников больше «соблазнов».

Анализ анамнеза жизни и соматического статуса учащихся начальных классов показал, что наследственные факторы риска развития патологии ЖКТ несколько чаще регистрируются у сельских детей. Жалобы на боли в животе после приема пищи достоверно чаще отмечаются у городских школьников (62%), чем у сельских (40%). Это положение полностью коррелирует с полученными данными анализа качества питания детей в исследуемых группах. Отмечается тенденция более высокого показателя распространенности симптомов патологии верхних отделов ЖКТ у городских школьников. На диспансерном учете у гастроэнтеролога они наблюдаются чаще, чем жители села. Это косвенно свидетельствует о недостаточном уровне доступности специализированной помощи детскому населению в сельской местности. По результатам анкетирования все дети города и села, имеющие заболевания верхних отделов ЖКТ получают лечение. Но можно предположить, что лечение сельских школьников, без динамического наблюдения профильного специалиста, не всегда соответствует существующим медицинским стандартам.

Результаты анализа стереотипов питания старших школьников представлены ниже.

Распространенность симптомов поражения ЖКТ у школьников 7–8–х классов вне зависимости от условий проживания практически сопоставима. Из положительных профилактических факторов присущих стереотипу питания сельских школьников следует отметить полноценный завтрак в домашних условиях по сравнению с жителями города. Реже в сельской местности пользуются услугами буфета. Аналогичная тенденция прослеживается и при анализе питания младших школьников.

Практически одинаковы пристрастия в возрастной группе 7–8 классов в употреблении продуктов быстрого приготовления, сладких и газированных напитков. Также идентичны показатели физической активности  и психоэмоциональной нагрузки.

Полученные нами данные анонимного анкетирования свидетельствуют, что число временных и постоянных «приверженцев» социальных токсикантов почти в два раза ниже среди учащихся 7–8–х классов, проживающих в сельской местности по сравнению со школьниками г.Челябинск.

Анализ распространенности факторов риска у учащихся 10–11–х классов позволяет утверждать, что сельские школьники значительно более часто регулярно питаются, отдавая предпочтение полноценным домашним завтракам по сравнению с общепитом. В то же время у них более выражена приверженность к продуктам группы «fast food», сладким и газированным напиткам; чаще жалобы на эмоциональные стрессы.

При сравнимой распространенности «хронических» вредных привычек у городских школьников-старшеклассников кратность эпизодических отклонений от позиций здорового образа жизни достоверно выше.

Сравнительный анализ выявленной частоты факторов риска формирования патологии ЖКТ среди учащихся 7–8–х и 10–11 классов г.Челябинска свидетельствует, что в старшей группе достоверно снижается количество полноценных завтраков, кратность приема пищи на протяжении суток, значительно реже используются для питания в школе домашние продукты. При этом одновременно снижается популярность питания в школьной столовой.

Единственно положительная тенденция – падение интереса к продуктам «fast food», сладким и газированным напиткам полностью перекрывается ростом вредных привычек, включая систематичность применения «социальных токсикантов».

При аналогичной направленности негативных тенденций у учащихся 10–11–х  классов в сельской местности имеется и ряд отличий: 1) кратность приемов пищи даже возрастает, что возможно связано с меньшей загруженностью дополнительными занятиями; 2) резкий рост распространенности (и систематичности употребления) вредных привычек; 3) подростки в анкетах с большей частотой отмечают воздействие негативных психологических факторов.

Заключение: Важнейшей профилактической составляющей организации рационального питания учащихся, вне зависимости от возрастных групп, является проблема формирования культуры здорового питания. Основными провоцирующими факторами риска патологии пищеварительного тракта у младших школьников являются: недостаточная кратность приема пищи, употребление продуктов быстрого приготовления, сухоядение, злоупотребление сладкими газированными напитками и высококалорийными кондитерскими изделиями в качестве второго завтрака. Ведущими провоцирующими факторами развития заболеваний желудочно-кишечного тракта у подростков являются: нерациональное питание, «социальные» токсиканты и психо-эмоциональная напряженность. Среди ведущих моментов нерационального питания у учащихся старших классов выявлено: отсутствие полноценного завтрака, низкая кратность приема пищи на протяжении суток, пристрастие к «fast food». Санитарно-просветительная и психолого-профилактическая работа среди школьников старших классов должна быть направлена на сглаживание воздействия выявленных негативных факторов.

 

Список литературы

1.     Горева, Е.А. Факторы риска формирования патологии желудочно-кишечного тракта у подростков в регионе с высокой техногенной нагрузкой / Горева Е.А., Петренко А.В., Зуев А.А., Баженова А.А.//Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 4 (333). С. 38-43.

2.     Онищенко, Г.Г. Школьное питание/ Г.Г.Онищенко // 5-й Национальный конгресс «Приоритеты развития экономики: модернизация промышленности России», 2010.

3.     Попова, Т.В. Некоторые аспекты гастроэнтерологической патологии у детей по данным консультативной поликлиники Челябинской областной больницы / Т.В. Попова // материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы медицины: теория и практика» Россия, Новосибирск, 05 ноября, 2012.