Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВТОРИЧНЫЕ МЕСТОИМЕННЫЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ РЯДЫ В СТРУКТУРЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Авторы:
Город:
Таганрог
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

Вопросительные ряды (ВР), или многозвенные вопросы (МВ), представляют собой сочетание нескольких вопросительных предложений, следующих одно за другим и связанных между собой по смыслу, структурно и интонационно; это определенная синтаксическая структура, компоненты которой объединяются общей функционально-коммуникативной установкой, т.е. выражают вопрос. Членами таких рядов могут быть как местоименные, так и неместоименные вопросительные предложения, а сами МВ реализуются в форме простого предложения, сложного предложения и сложного синтаксического целого.

В структуре сложноподчиненного предложения МВ существует в виде сочетания главных частей (это первичные ВР) или как соединение изъяснительных придаточных, которое, благодаря скрепляющей роли главной части, основано на их грамматической и функциональной однородности (вторичные ВР, рассматриваемые в статье):  …У очень богатых людей неловко бывает спрашивать, для чего им так много денег, отчего они так дурно распоряжаются своим богатством, отчего не бросают его, даже когда видят в нем свое несчастье. (А. Чехов.); …Простите, я не знаю, как вас зовут и какой пост вы занимали в … Партенопейской республике… (М. Алданов.)

Данная форма вопросительного ряда представлена двумя моделями: моделью косвенного вопроса и моделью, не соотнесенной с прямой речью, где опорное слово или сочетание в главной части обычно не имеет семантики речи.

Семантическая совместимость нескольких вопросительных предложений обусловлена рядом факторов. Для компонентов МВ характерно наличие общих признаков. Ими являются: 1) коммуникативная функция, лексико-грамматическое значение вопроса; 2) в семантическом плане члены ВР объединяются общим содержанием, общей идеей, отражающей некоторые факты объективной действительности, т.е. содержат объединяющий семантический компонент (ОСК), без которого не может существовать вопросительный ряд. Объединяющий семантический компонент – это обозначение лица, предмета, явления, признака, действия, ситуации и т.д., о которых идет речь и относительно которых задается вопрос во всех членах ВР. Этот объединяющий компонент выражается одинаковыми или разными формами и выполняет одни и те же или различные синтаксические функции.

ОСК во вторичных ВР может иметь следующие проявления: 

а) выражается лексически в каждом компоненте вопросительного ряда: Хотелось бы узнать, как долго сохраняется качество изображения на видео кассетах и как их лучше хранить? («Аргументы и факты».) – здесь ОСК мыслится как предмет и имеет формы “на видеокассетах” – “их”. Значение ОСК может восстанавливаться из контекста: Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где  ты цвела? Каких холмов, какой равнины ты украшением была?                                                                                             (М. Лермонтов.) – значение ОСК (мыслится предмет, ветка Палестины, выражен формами “ты” – “ты” – “ты”) ясно из контекста – главной части;

б) объединяющий компонент в неполных придаточных, имея лишь семантическое выражение, восстанавливается синтагматически (из контекста или ситуации): «Ну, скажи же, пожалуйста, что ты делал за границей? где был?», – сказал Степан Аркадьич… (Л. Толстой.) – ОСК указывает на лицо, в членах ряда он выражен лексически и семантически и имеет формы “ты” – [ты];

в) ОСК может не иметь форм выражения ни в составе ВР, ни за его пределами, но в семантике ряда он присутствует: его функцию выполняет коммуникативная направленность членов МВ, определяющаяся общей темой, внутренней целью вопроса, эмоциональным состоянием спрашивающего и т.п.: По утрам, пока не было еще свежих газет, Комиссар нетерпеливо выспрашивал у сестры, какова сводка, что нового передали по радио, какая погода и что слышно в Москве. (Б. Полевой.) – компоненты ряда объединяются заинтересованностью спрашивающего в получении информации, помогающей представить обстановку на фронте.

Иногда члены ВР зависят в смысловом плане от одного вопросительного компонента – общего вопроса. В данном случае общий вопрос понимается как член ряда, обобщенно выражающий неизвестный признак, в  той или иной мере присутствующий  в каждом компоненте ВР, и  задающий тему  всему вопросительному ряду. В этом отношении общий вопрос сходен с зачином сложного синтаксического целого: это наиболее самостоятельный компонент вторичного ВР, он характеризуется большей свободой своего строения, тогда как части, зависящие от него по смыслу, могут зависеть и структурно. Содержание общего вопроса уточняется, конкретизируется, дополняется содержанием других членов ВР: Извиняюсь, конечно, за нескромность, но все-таки скажите: ка ко в ваш муженек? Ну, какого он роста из себя? (М. Шолохов.); Мы… просто хотим понять – чт о же с ними , с молодыми , происходит , почему так странно, так нелепо ведут себя? (Л. Жуховицкий.) – первые компоненты обоих ВР являются общими вопросами и уточняются следующими за ними членами ряда, которые и требуют ответа.

По наличию вопросительных местоимений сочетания вопросительных компонентов можно разделить на три группы: 1) ВР с разными вопросительными местоимениями; 2) ВР с повторяющимися местоимениями, но с разным содержанием компонентов ряда; 3) сочетание придаточных частей, в которых, при повторении местоимения, содержание вопросов тоже повторяется.

Первая группа наиболее многочисленна. Сюда входят МВ, которые не только включают разные вопросительные местоимения, но и разнообразны по своему семантическому содержанию: такие ВР носят характер описательности, поскольку запрашивают о широкой информации, касающейся ОСК, «описывают» все элементы, о которых нужно получить сведения: Вера знала, что через минуту Зойка, одумавшись, спросит, как, да что, да за сколько договорились.        (Ю. Трифонов.); …Позовите Евсея да расспросите путем, отчего это Сашенька такой задумчивый и худой и куда делись его волоски? (И. Гончаров.); Кто говорил, что говорили, – этого Штааль не помнил. (М. Алданов.)

Вторая группа включает МВ с повторяющимися вопросительными местоимениями. Подобные конструкции характерны для поэтической, публицистической речи. Повторяющиеся местоимения выделяют предмет запроса, сосредоточивают на нем внимание, подчеркивают смысловую и эмоциональную значимость вопроса, – это выделительные, или стилистические, ряды: «Но скажите, – Женя дотронулась до моего рукава пальцем, – скажите, почему вы с ней всё спорите? Почему вы раздражены? (А. Чехов.)

Третью группу составляют сочетания придаточных частей, лексически повторяющих друг друга; они не являются ВР. Это риторические фигуры, выражающие заинтересованность говорящего в характере ответа: они всегда эмоционально окрашены, так как обычно употребляются в состоянии сильной взволнованности, поэтому часто предложения бывают неполными. Подобные сочетания в структуре сложноподчиненного предложения очень редки: «Скажите мне, ну, что там нового? – спросил Иван Дмитрич. – Что там? (А. Чехов.)

Кроме перечисленных трех групп, встречаются сочетания переходного характера, когда в цепочке вопросов совмещаются признаки нескольких групп: Монахи тоже заплакали и с участием стали расспрашивать, зачем он плачет, отчего лицо его так угрюмо… (А. Чехов.) – ВР обладает признаками 1 и 2 групп: разные местоимения с одинаковым значением (= почему?) и разное содержание вопросов.

Вторичные ВР обладают следующими признаками: подчиняются отдельному опорному слову или словосочетанию в главной части и имеют одинаковую синтаксическую отнесенность; соединены сочинительной или бессоюзной связью; имеют вопросительную интонацию, причем в парцеллированных конструкциях у каждого парцеллята самостоятельная интонация законченности, но при этом объединяющая функция главной части не ослабевает; могут занимать препозицию или постпозицию по отношению к главной части.

В модели косвенного вопроса наиболее ярко проявляется семантика вопросительности. Косвенному вопросу присущи те же признаки, что и сложноподчиненному предложению: смысловая неполнота опорного слова в главной части восполняется вопросительной придаточной частью, от целевой интеррогативной установки которой зависит семантика, характер лексического наполнения главной части. Однако соотносительности между опорным и вопросительным словами нет, поскольку выбор союзного слова зависит от содержания вопроса.

Отличие косвенного вопроса от других типов косвенной речи и придаточных изъяснительных обусловлено использованием в нем определенных лексических средств, организующих данную конструкцию. Такими средствами являются опорные глаголы, обладающие  семой поиска информации, имеющие обобщенно-лексическое значение вопроса (спросить, допытываться, осведомиться, вопрошать и т.п.); они отграничивают косвенный вопрос от других типов косвенной речи:  …Я как-то спросил     у Марата, чем Зейнаб кормила своего удава и если кроликами, то где их брала. (Ф. Искандер.); Накричавшись досыта, он [комендант] без всяких переходов и пауз осведомился , откуда офицеру носят обед и сколько он за него платит. (А. Куприн.); Всех, кто клевещет на имя моего отца,  хватать и   допрашивать под пыткой, откуда эта клевета, кто сеет слухи…      (В. Полупуднев.

Распространенным средством ввода косвенного вопроса являются устойчивые сочетания глаголов с существительным вопрос, которые соотносятся с вводящими прямую речь словами и синонимичны глаголу спросить: задать вопрос, обратиться с вопросом, остановить вопросом, засыпать вопросами и т.п. В таких сочетаниях глаголы выполняют вспомогательную функцию, а основную, лексическую и стилистическую, – существительное: Корсаков осыпал Ибрагима вопросами , кто в  Петербурге первая красавица? кто славится первым танцовщиком? какой танец нынче в моде? (А. Пушкин.); Миллионы страстных поклонников, глядя на портрет, задаются вопросом : кем была она, почему всегда улыбается «Джоконда» Леонардо да Винчи? («Аргументы и факты».)                    Многообразны ВР, представленные моделями, не соотносящимися с прямой речью: обычно в этом случае опорное слово или сочетание не имеют значения говорения.

В наибольшей степени семантика вопросительности проявляется в придаточных частях данной модели в следующих случаях:

1)            в качестве опорных выступают глагольные формы, которые обозначают процессы познания, интеллектуальной деятельности и имеют общее значение выяснения; круг таких глаголов довольно широк: советоваться, вычислять, соображать, установить и т.д.: …Вронский вышел на крыльцо дома Карениных и остановился, с трудом  вспоминая , где он и куда ему надо идти или ехать. (Л. Толстой.); Я и хотел с вами посоветоваться , как это вообще делается? С чего начинать? (Ю. Трифонов.)

Иногда, при выражении говорящим эмоционального отношения к высказываемой мысли, в качестве опорного слова ВР выступают глаголы со значением чувств, эмоций. Эти глаголы широко используются при введении прямой речи, но редко присоединяют вопросительные придаточные, поскольку «косвенная речь связана с логическим, а не эмоциональным строем» [Валимова 1967: 301]: Иногда оторопь   берет , как помочь, как решить эти вопросы. (В. Астафьев.); 

2)     опорный глагол со значением выяснения, мыслительной деятельности, речи имеет форму императива или входит в сочетание, содержащее семантику побуждения: Объясните же мне, к чему вы здесь? Как вы сюда  попали?  (А.Чехов.); Ну  расскажи , с  кем ты,  в  какой  части,  кто с  тобой из хуторных? (М. Шолохов.); …Я прошу вас сказать мне, что такое между вами? в чем вы обвиняете ее? (Л. Толстой.);

3)   опорные глаголы выяснения самостоятельно или в сочетании со вспомогательными глаголами хотеть, стараться, стремиться и предикативами надо, нужно выражают значение намерения, желательности, заинтересованности: Философу чрезвычайно хотелось узнать обстоятельнее: кто таков был этот сотник, каков его нрав, что слышно о его дочке… как у них и что делается в доме? (Н. Гоголь.); …Он… старался понять , что с ним и как он сейчас видел Татьяну?.. (И. Тургенев.); Я ждала тебя третьего дня, вчера и теперь посылаю узнать , где ты и что ты? (Л. Толстой.);

4)   главная часть содержит семантику отрицания знания, мыслительной деятельности, передачи или выяснения информации: И знать вам также нету нужды , где я? что я? в какой глуши? (М. Лермонтов.); Но Дмитриев не за думывался : за что ему такое блаженство? Чем он заслужил его? Почему именно он?.. (Ю. Трифонов.); Я не п о ня л из твоих слов, сказанных недавно, почему может опостылеть моя земля?

Почему я в один день… смогу сбежать отсюда?.. (Г. Гулиа.) В то же время значение утверждения, положительности знания, восприятия, передачи информации нейтрализует вопросительность: Теперь она знала … кто за кого и как и чем держится и кто с кем и в чем сходятся и расходятся…  (Л. Толстой.); Татьяна видит с трепетаньем, какою мыслью, замечаньем бывал Онегин поражен, в чем молча соглашался он. (А. Пушкин.); Я сказал , откуда эта информация и кто ее дал. («Аргументы и факты».);

5)   придаточные части находятся в препозиции по отношению к главной; препозиция способствует логическому выделению вопроса, хотя в качестве опорного слова могут быть глаголы с семантикой, нейтрализующей вопросительность: Зачем спешить к родному краю и что там ждет тебя? – не зна ю . (М. Лермонтов.); Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить . (Н. Гоголь.); А вот на холме показался одинокий тополь; кто его посадил и зачем он здесь – бог его знает .           (А. Чехов.); И где, и кто молотит, – мог узнать по стуку Моргунок (А. Твардовский.)

 Таким образом, возникновению вторичных местоименных ВР в структуре сложноподчиненного предложения способствуют следующие факторы: наличие объединяющего семантического компонента; целевая установка главной и придаточных частей; наличие в главной части определенных лексических средств; заключенное в главной части модальное значение побуждения или заинтересованности, намерения, желательности; выраженная также в главной части семантика отрицания интеллектуальной деятельности, выяснения или передачи информации; препозиция придаточных частей по отношению к главной части.

 

Список литературы

 

1. Валимова Г.В. Функциональные типы предложений в современном русском языке. – Ростов-на- Дону, 1967. – 331с.