Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
12 марта 2016г.

Аннотация. Повышение уровня профессионально-педагогической компетентности будущего  учителя в сфере природо - и ресурсопользования, охраны и защиты среды обитания является главным условием эффективности организации экологического просвещения всех групп и категорий населения как базиса для формирования экологического мировоззрения и экологической культуры, без которых невозможна смена потребительского отношения к природе на природоохранное и природозащитное

В данной статье определены основные разделы экологических знаний, обусловливающие направленность учебно-воспитательного процесса по формированию природоохранного отношения к окружающей среде.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая деятельность, студенты, экологические знания.

Актуальность. Мировой экологический кризис, явившийся результатом потребительского отношения к окружающей природе, свидетельствует о том, что разрушение среды обитания человека достигло критического уровня. Колоссальная степень загрязнения воды, воздуха, земли, продуктов питания, их огромный вред для жизнедеятельности людей обусловлен низкими показателями экологических знаний, несформированностью навыков установления рациональных взаимоотношений с природой; природоохранной и природозащитной деятельности [1-3, 5].

Вопросы рационального взаимодействия общества и природы представляют большую трудность для их решения, так как духовные, интеллектуальные и физические ресурсы человека не сопоставимы со скоростью и масштабами разрушительных явлений в природе вследствие потребительского отношения общества к среде обитания. Это определяет особую значимость разносторонней теоретической и методической подготовки будущих педагогов, которым необходимо усвоить существующие технологические подходы для формирования культуры природопользования и ресурсосбережения, а также предусматривает усвоение знаний по следующим вопросам:

-   ведущие тенденции характера взаимодействия общества и природы;

-     окружающая среда, как ресурсный фонд общественного производства, имеющий потребительскую стоимость;

-   принципы формирования кругооборота общественного производства и др.

Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование значимости формирования экологической профессионально-педагогической компетентности будущего педагога как фактора экономического, экологического, политического и социального развития страны.

Задачи: 1. Выявить основные разделы экологических  знаний, определяющие направленность учебно- воспитательного процесса по подготовке студентов со сформированным, сознательным отношением к природе как к среде обитания, представляющей человеку все необходимое для нормальной жизнедеятельности.

2. Разработка методики формирования экологической профессионально-педагогической компетентности будущего педагога на основе проблемных заданий и экспериментальная проверка ее эффективности.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, передового педагогического опыта специалистов – практиков в области экологии, педагогический эксперимент, проблемное обучение, статистическая обработка материала.

Результаты и их обсуждение. Отсутствие единой государственной программы по рациональному природопользованию и ресурсосбережению значительно усложняет процесс формирования экологического мировоззрения, повышения экологической культуры населения, формирования навыков природоохранной и природозащитной деятельности. Сложившаяся ситуация в стране существенно усложняет содержание педагогической деятельности будущих учителей в сфере экологии и повышает требования к уровню экологической профессионально-педагогической компетентности будущих учителей.

С целью проверки целесообразности повышения уровня экологической профессионально-педагогической компетентности будущих учителей был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие студенты различных факультетов педагогического университета в количестве 86 человек. Были организованы контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ) в каждой по 43 студента. В КГ во время педагогической практики использовались задания, предусмотренные программой практики, направленные на формирование умений и навыков обучения и воспитания учащихся. В ЭГ большое внимание уделялось формированию у школьников среднего и старшего возраста экологической профессионально-педагогической компетентности будущих учителей по природо - и ресурсопользованию, защите окружающей среды.

В качестве критериев оценки деятельности студентов в области экологии использовались: знание понятия

«экологической профессионально-педагогической компетентности»; способов деятельности по формированию экологического просвещения, экологического сознания, экологического мышления, экологического мировоззрения учащихся; использование эффективных средств и методов формирования экологической профессионально-педагогической компетентности; применение различных форм экологического просвещения.

При использовании 5-бальной системы оценки экспериментаторами (5 преподавателей вуза) выставлялись оценки от 5,0 до 1,0 балла.

Применение разнообразных средств, методов и форм теоретического, методического и практического обучения обусловило необходимость разработки новых педагогических технологий с применением проблемных методов обучения, а также деловых, ролевых и ситуационных игр. Проблемное обучение является одним из перспективных, так как формирует потребность у студентов к самопознанию, саморазвитию и самовоспитанию и самосовершенствованию. Оно направлено на формирование навыков самостоятельного использования наиболее эффективных форм, средств и методов взаимодействия с людьми различного возраста, подготовленности, профессиональных интересов. Так, в рамках проблемного обучения будущим педагогам предлагались следующие теоретические задания по выбору:

-     научное обоснование значимости формирования экологического мышления у школьников разного возраста; показать, что экологическое просвещение является ведущей формой деятельности будущих учителей;

-     теоретическое и методологическое обоснование экологического просвещения как ведущей формы деятельности будущих учителей;

-   теоретическое и методологическое обоснование значимости деятельности по рациональному природо- и ресурсопользованию для выхода страны из социально-экономического и экологического кризиса;

-     проведение сопоставительного анализа передового опыта развитых стран по защите окружающей природы, рациональной организации природо- и ресурсопользования;

-    раскрытие сущности научно-технического прогресса в сфере природо- и ресурсопользования, защиты среды обитания и др.

Эффективность выполнения проблемных заданий обусловлена четкой постановкой цели, задач, выбором основной и дополнительной литературы, степенью сформированности соответствующего навыка, разработкой алгоритма действия. Важным элементом проблемного обучения является учет специфики экологической деятельности, обусловленной временным фактором: чем быстрее происходит вмешательство в экологическую ситуацию, тем с меньшими экономическими и человекоресурсными затратами достигается ее устранение.

Большое значение по отношению к природе имеет фактор времени, так как такие негативные природные явления как эрозия почвы, оползни, наводнения и другие требуют не только незамедлительных эффективных мер, но и глубоко продуманной профилактической деятельности. Это выдвигало перед студентами задачу выбора конкретного разрушенного природного объекта и разработки программы его возможного частичного восстановления с приложением необходимого перечня различных видов ручного и механизированного труда, финансовых затрат, времени восстановления и других параметров. Применение проблемных заданий способствовало повышению уровня экологической профессионально-педагогической компетентности будущих учителей.

Формирование экологической профессионально-педагогической компетентности будущего учителя связано с расширением функций педагога посредством выхода за пределы учебного процесса обучения, что достигается практическим ознакомлением с деятельностью различных промышленных и сельскохозяйственных предприятий и комплексов, характер деятельности которых обусловливает в той или иной степени разрушительное воздействие на окружающую природу. Задача педагога заключается в обосновании выбора стратегии поведения. Например, дать научное обоснование необходимости срочной модернизации данного промышленного или сельскохозяйственного предприятия путем консультации с экологами, юристами, экономистами подготовить заключение о степени вредного воздействия на среду обитания с далеко идущими разрушительными последствиями, реальность которых проявляется в значительном ухудшении параметров воды, воздуха, продуктов питания и др., непосредственно влияющих на здоровье людей; сопоставить их с той экономической прибылью, которую данное предприятие обеспечивает в настоящее время. Из разработанного студентом теоретического обоснования должно следовать, что положительный экономический эффект, достигаемый предприятием сегодня, не сопоставим с масштабами разрушительных процессов в природе, на восстановление которой потребуется несоизмеримо больше материальных и духовных затрат. Применение проблемных заданий формирует у студентов навыки стратегического мышления, сопоставительного анализа и обобщения полученных результатов; выстраивания отношений с широким кругом специалистов различного профиля; выбора эффективных форм и методов разъяснения, убеждения в необходимости принятия мер по сохранению среды обитания, как условия продолжения жизни на Земле.

На этапе формирующего педагогического эксперимента большое внимание уделялось организации самостоятельной работы будущих педагогов, целью которой является закрепление и углубление теоретических знаний, их перехода в личное убеждение, формирование навыков их практического использования при решении различных экологических проблем.

Одним из важных аспектов проблемного обучения явилась самостоятельная работа студентов, организованная в различных формах:

-   написание реферата по результатам изучения рекомендованной преподавателем литературы по одной из предложенной на выбор тем;

-   подготовка научного сообщения для семинарского группового семинара; научного студенческого доклада на курсовую научно-практическую конференцию;

-    подготовка научной статьи при консультационной помощи преподавателя как основы для выполнения предстоящей квалификационной работы.

Приобретение навыков реферирования литературы по различным проблемам охраны и защиты природы; организация педагогической деятельности по формированию экологического мировоззрения, экологического сознания и экологического мышления; написание научно-исследовательских статей по результатам мониторинга разрушительных процессов природных объектов; анализ деятельности промышленных и сельскохозяйственных предприятий - являются важными этапами формирования навыков выполнения научно-исследовательской работы в сфере экологии; формирования самостоятельности суждений, умозаключений, обобщений приобретенных знаний в области природоохранной деятельности, что способствует повышению экологической профессионально-педагогической компетентности будущих учителей.

В процессе проведения педагогического эксперимента широкое применение нашли творческие задания, направленные на детальное ознакомление с организацией производственных процессов ряда промышленных и сельскохозяйственных предприятий, оказывающих существенное воздействие на состояние среды обитания. Так, у студентов была возможность выбора творческого задания, связанного с посещением Ульяновского химического завода. Целью его посещения явилось: ознакомление со спецификой деятельности данного промышленного предприятия и его влияния на экологию города. В ходе изучения производственной деятельности химического завода решались следующие задачи:

-   формирование навыков сопоставительного анализа воздействий данного промышленного предприятия и близлежащих заводов: автомобильного и механического;

-   определение параметров внешней среды (воздух, воду, продукты питания, землю и т.д.);

-     выявление объема, видов и типов промышленных отходов  химического производства, способов  их переработки и утилизации;

-     изучение уровня оснащенности данного промышленного предприятия современными технологиями, оборудованием и приборами, снижающими количество выбросов отходов производства в атмосферу, гидросферу и литосферу;

-      подготовка заключения о степени загрязнения окружающей среды химическим производством с использованием убедительных данных, аргументов и фактов.

Обязательным требованием к выполнению подобных творческих заданий явилось: разработка письменных предложений по повышению эффективности применения очистительных средств и сооружений для полного или частичного предотвращения вредного воздействия на среду обитания. В процессе выполнения творческих заданий студенты получали возможность для объективности самооценки теоретической подготовки по экологии, выявления пробелов в системе знаний в области природоохранной и природозащитной деятельности, рационального природо- и ресурсопользования; повышения уровню сформированности навыков практической деятельности по оценке готовности различных промышленных и сельскохозяйственных предприятий к осуществлению модернизации производственных процессов с целью снижения или полного прекращения вредного воздействия на среду обитания; выявления условий модернизации предприятий и т.д. Такой подход к организации учебного процесса способствовал повышению уровня не только теоретической, но и практической экологической деятельности.

Перед началом педагогического эксперимента применение разработанных критериев позволило установить примерно одинаковый уровень готовности студентов-практикантов КГ и ЭГ к формированию профессионально-педагогической компетентности (р>0,05). В процессе педагогической практики в ЭГ проводились регулярные консультации преподавателя по рациональной организации учебного процесса, направленного на формирование экологической и общей культуры.

После окончания педагогического эксперимента была проведена повторная оценка готовности студентов КГ и ЭГ к формированию экологической культуры у школьников. Результаты педагогического эксперимента показали, что практиканты обеих групп приобрели определенный опыт педагогической деятельности, в том числе, и по экологическому воспитанию, однако, в ЭГ уровень профессионально-педагогической компетентности в области экологии оказался существенно выше (Табл.1).



Таблица 1  

Динамика показателей уровня экологического образования


№ п/п

Основные разделы экологических знаний

Уровни экологического образования

Начальный

Промежуточный

Прирост в %

Итоговый

Прирост в

%

 

 

1

Содержание профессио-

 

 

 

2,71±0,18

 

 

 

2,88±0,20

 

 

 

5,91

 

 

 

3,11±0,27

 

 

 

12,87*

нальной деятельности будущего учителя в сфере

1

природо- и ресурсо- пользования, защиты

2,67±0,19

3,16±0,31

15,51*

4,12±0,31

35,20*

среды обитания.

22

Рациональное взаимодей- ствие человека с природой как способ ее сохранения

3,14±0,31

3,09±0,23

3,21±0,21

3,32±0,26

2,19

6,93

3,46±0,29

4,27±0,27

7,92

27,64*

 

 

 

33

Особенности изменения

 

 

3,10±0,22

3,12±0,26

 

 

3,19±0,28

3,41±0,31

 

 

2,83

8,51

 

 

3,41±0,15

4,39±0,35

 

 

9,91

28,93*

адаптационных механиз- мов в экологически небла- гоприятных условиях

среды обитания. 

 

44

Методика формирования экологической культуры в различных звеньях сис- темы образования

 

 

2,70±0,19

2,79±0,18

 

 

2,96±0,18

3,29±0,21

 

 

8,79

15,20*

 

 

3,07±0,17

4,29±0,20

 

 

12,06

34,97*

65

Особенности организации экологического вос- питания

2,69±0,24

2,73±0,22

2,86±0,15

3,24±0,29

5,95

15,75*

3,10±0,19

4,18±0,25

13,23*

34,69*

Примечание – в числителе данные контрольных групп; в знаменателе – экспериментальных.

 

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что повышение уровня экологической профессионально-педагогической компетентности будущего педагога позволило создать у студентов– практикантов ЭГ четкое представление о данном понятии; значимости ее формирования для повышения общей культуры индивида, уяснить ведущие разделы экологических знаний, их взаимосвязь и взаимообусловленность, что позволило подобрать соответствующий научный и учебно-методический материал, привести убедительные примеры и факты, поддержать интерес учащихся к данной теме. Предложенная методика формирования экологической профессионально-педагогической компетентности способствовала расширению их образовательного пространства, осознанию своего статуса в решении задач государственной важности по выходу общества из экологического кризиса.

 

Список литературы

1.     Дроздовский Э.Е. Некоторые принципы формирования региональных программ устойчивого развития / Э.Е. Дроздовский, Е.С. Баландин, А.В. Назаренко / Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 1999. – 130 с.

2.     Линенко, О.А. Экологическое сознание и экологическая культура как цель и результат экологического образования / О.А. Линенко // Высшее образование сегодня. – М.: Логос. – 2008. - № 9. – С. 89-92.

3.     Назаренко, А.В. Условия формирования нравственности подрастающих поколений как средство воспитания бережного отношения к природе / А.В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико- биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - №4(25). – С. 103-108

4.     Реймерс, Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы, гипотезы) / Н.Ф. Реймерс. - М., 1994. – 361 с.

5.     Nazarenko A. Some approaches to improving the system of environmental education / A. Nazarenko, A. Kolesnik // Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in Americas, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). Volume III. "UFRJ Press", 2015. - 436-443 р.