01 января 2018г.
Культура неофициально является внутренним сознанием коллектива организации. Она формируются на основе поведения ее членов и задает нормы и стандарты поведения, а также создаёт имидж фирмы. Благодаря ей происходит социальное взаимодействие в организации.
Организационная культура стала предметом исследований социологов, психологов, экономистов, представителей управленческих дисциплин и других специалистов во второй половине XX века, то есть сравнительно недавно.
Теоретические предпосылки и наблюдения по вопросу организационной культуры можно наблюдать в работах Г. Спенсера, Ф. Тенниса, О. Конта, М.М. Ковалевского и других ученых. Их теоретическая платформа помогла созданию методологических предпосылок формирования и изучения некоторых вопросов организационной культуры.
Большинство ученых, давая определение корпоративной (организационной ) культуре, уделяют внимание, прежде всего, ценностям, нормам и правилам ,из которых она состоит, и называют основные функции культуры: адаптационная и интеграционная. На этом основании корпоративная культура определяется как совокупность всех стереотипов, правил и ценностей, которые находят свое отражение в типичных моделях поведения, во взаимодействии всех сотрудников организации друг с другом, а также в различных продуктах организационной деятельности.
В некоторых научных публикациях понятия «организационная культура» и «корпоративная культура» употребляются как синонимы, но все-таки по своим признакам они отличаются одна от другой. Среди отличий в этих признаках можно выделить их происхождение, методы и способы распространения культуры; сущность, лежащая в их основе. Если для организационной культуры характерны внешняя среда, религия, национальная культура, традиции и системы ценностей персонала, то для корпоративной культуры характерны миссия цели, задачи организации, определенные управленцами, а также кодекс деловой этики и система управляющих принципов.
Для того, чтобы определить специфику корпоративной культуры организации, необходимо понять структуру взаимоотношений между основными участниками корпоративных отношений: управленцами (директоратом), наемными работниками, акционерами и инвесторами. Объектом отношений акционеров/инвесторов, топ – менеджеров и наемного персонала предприятия является формирование и реализация главных стереотипов, правил и ценностей. Субъектами отношений по формированию и реализации корпоративной культуры являются не только собственники предприятия, но и его управленцы и весь персонал.
Все они имеют конкретные интересы: коллективное или личное благосостояние предпринимателей и трудового коллектива, формирование имиджа фирмы, увеличение размеров управляемого бизнеса, всестороннее развитие личности.
В современной теории управления возрастает интерес к теоретическим и прикладным исследованиям социальной политики. Активно разрабатывается социальная и организационно-культурная проблематика в коммерческих структурах.
Корпоративная социальная ответственность – относительно новое понятие для российского бизнес - сообщества. В последние годы ведущие компании России пришли к необходимости объединить элементы корпоративной политики, связанные со взаимоотношениями компании с внешней средой и выработать целостные подходы ко взаимодействию с обществом. Фактически реализуя социальные программы, бизнес стремится улучшить свой имидж, укрепить репутацию торговой марки, увеличить конкурентоспособность продукции и, естественно, прибыль.
Существенным импульсом развития социальной ответственности компаний явилась взаимосвязь между общественным мнением и уровнем продаж. Отношение к тому или иному товару или бренду определяется не только качеством и доступной ценой самого товара, но и имиджем, репутацией компании, ответственностью ее поведения в отношении партнеров, своих работников и общества в целом.
Концепция социальной ответственности организации включает в себя:
· корпоративную этику;
· корпоративную социальную политику в отношении общества;
· политику в сфере охраны окружающей среды;
· принципы и подходы к корпоративному управлению;
· вопросы соблюдения прав человека в отношениях с компаньонами; потребителями, персоналом.
В новых экономических условиях социальные функции хозяйствующего субъекта не могли не претерпеть существенных изменений, поскольку модифицировались формы собственности, экономическая и социальная среда. Прежде всего, корпоративный сектор должен сосредоточиться на решении социальных проблем в своих организациях, выделяются при этом следующие приоритеты:
· разработка корпоративной социальной программы, которая обеспечивала бы персоналу условия для полноценной жизни и полноценного труда;
· усиление стимулирующего характера систем социальных услуг и гарантий, полное и частичное субсидирование расходов работников на оплату услуг, оказываемых социальными учреждениями;
· установление партнерских отношений между работодателями и работниками;
· создание благоприятных условий труда;
· поощрение работников, помощь в приобретении необходимых знаний и квалификаций, гарантия равных прав и возможностей в профессиональном росте, независимо от пола, возраста и национальности;
· эффективное использование труда работников различной квалификации;
· переориентация социальной политики на адресную поддержку работников и членов их семей.
Реализация сформулированных выше приоритетов и направлений социальной политики предприятия позволит достичь социальной направленности развития, эффективного сочетания свободного предпринимательства и государственного регулирования социальных и экономических процессов. А корпоративная культура как раз и характеризует отношения между социальными и экономическими ценностями деятельности предприятия.
История развития корпоративной социальной ответственности в России насчитывает всего несколько лет. В последние годы в связи с наметившейся экономической и политической стабильностью и активным выходом российских компаний на международный рынок ,назрела необходимость в пересмотре подходов к своей ответственности перед обществом.
Возник интерес компаний к продуманной политике социальной ответственности, к созданию ясной стратегии участия в жизни общества. Важно отметить, что в России проблема ответственности бизнеса стоит остро, учитывая, что около 80% населения страны негативно воспринимают руководителей крупного бизнеса и выступают за возвращение их имущества в госсобственность.
Именно поэтому сейчас востребована идея социальной ответственности бизнеса, поскольку социальная активность корпораций может хотя бы отчасти компенсировать негативные последствия рыночных отношений и либеральных принципов.
Достаточно концептуально к проблеме социальной ответственности подошел Российский Союз Промышленников и Предпринимателей (РСПП), разработавший социальную миссию российского делового сообщества. Один из руководителей РСПП И. Юргенс отмечал, что «социальная миссия современного делового сообщества России заключается, прежде всего, в достижении устойчивого развития самостоятельных и ответственных компаний, которое отвечает долгосрочным интересам акционеров и соответствует социальным целям общества, способствует достижению социального мира, безопасности и благополучия граждан, сохранению окружающей среды, соблюдению прав человека».
Несомненно, принципы социальной ответственности бизнеса, уже прочно вошедшие в деятельность ведущих мировых компаний, будут использоваться в российской практике. Пока небольшая часть бизнесменов в этом вопросе придерживается либеральных принципов: прибыльный бизнес, выплачивающий налоги, больше способствует уменьшению числа бедных, чем их благотворительная деятельность, организованная спонтанно.
Социальная философия большинства российских корпораций сводится к следующему: компания производит работы, получает прибыль и платит налоги в бюджет, а уже задачи властей – эффективно их потратить на те же социальные вопросы.
Однако можно смело прогнозировать, что в самом ближайшем будущем и критические настроения общественности и позиция государства неминуемо приведут российский бизнес к осознанию истинной роли и значения социальной ответственности в своей деятельности.
Список литературы
1. Гостенина В. И. Социология управления. СПб., 2013.
2. Граждан В. Д. Социология управления. М., 2008.
3. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления. М.:2004.
4. Макеев В. А. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации. М.,2011.
5. Персикова Т. Н. Корпоративная культура. М., 2012.
6. Управление персоналом. Журнал. М., 2007, №18.