Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СУБЪЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ОБЪЕКТИВНОЕ ПРОВИДЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ Н. А. БЕРДЯЕВА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 января 2018г.

В современном мире, где в условиях господства плюрализма и отсутствия единой идеологии существует множество различных, а порой диаметрально противоположных, концепций исторического развития человечества, существует, как нам кажется опасность потери как всем человечеством, так и российским обществом чётких нравственных ориентиров, позволяющих понимать  и оценивать исторический процесс и события в нём с точки зрения гуманизма и прогресса, опасность подмены научной достоверности идеологической предвзятостью. Поэтому нам представляется актуальным обращение к философскому творчеству русского философа Николая Александровича Бердяева, который, осмысливая содержание и направленность исторической жизни человечества, отстаивал наличие в истории глубокого духовного смысла, утверждал нравственные ценности как главные ориентиры человеческой деятельности и доказывал необходимость понимания истории с точки зрения христианского гуманизма.

Н. А. Бердяев был уверен, что качественность и интенсивность изменений в человеке и историческом мире возможны благодаря внутренней духовной взаимосвязанности различных объектов и предметов. Это не означает, что заранее предопределены явления и события, да и сама связь между ними. В отличие от телеологического монизма, свойственного концепциям О. Шпенглера и Л. П. Карсавина, у Н. А. Бердяева объекты исторического бытия могут быть многовариантными и изменчивыми, и такой же динамичной и непредсказуемой является связь между данными объектами. По своим взглядам на данный аспект историософской проблематики он близок к позиции А. Тойнби и К Ясперса. По их мнению, объекты истории, качество связи между ними и её динамика проявления определяются как самим субъектом развития, так и объективной целью развития субъекта. Следовательно, взаимодействие и взаимозависимость различных элементов развивающегося организма складывается не под влиянием внешней силы воздействия, а является следствием внутренней, идеально мотивированной и целенаправленной обусловленности. Н. А. Бердяев видит источник личностного и исторического роста, который создаёт интенсивную и непрерывную энергетику развития как индивидуума, так и всего общества, укоренённым во внутреннем мире субъекта. Стремясь к идеальной цели, расположенной вне его органических пределов, человек заставляет раскрываться свою индивидуальную заданность, свою потенциальную даровитость, которая подчиняет динамике своей актуализации весь окружающий мир, соединяя в единое и неразрывное целое разрозненные и чуждые друг другу материально-природные явления и предметы.

Тем самым, согласно Н. А. Бердяеву, природная и историческая действительность получает свою идейную целостность и оправданность существования только через конкретную личность, а вернее её субъективный внутренний мир, неподдающийся современной методологии объективного научного исследования. Нам представляется, что идея субъективной обусловленности развития бытия при господствующем в современном мире идейном плюрализме, свободе вероисповедания и релятивизме убеждений, при отсутствии абсолютного критерия истины в современном обществе может иметь самые трагические результаты в виде духовного анархизма и эгоистичного произвола. Идея христианского философа трагически диссонирует со светской гуманистической идеологией новоевропейской цивилизации, порождая соблазны у людей, поверхностно знакомых с основами христианской религии и философии. Поэтому Н. А. Бердяев основным объектом своей критики избирает эпохи Возрождения и Просвещения, период гуманизма, заложивший основы кризиса современной западноевропейской цивилизации, и в этом вопросе он радикально расходится с К. Ясперсом, положительно оценивающего достижения и идеалы буржуазной цивилизации[19, 54].

По мысли Бердяева, личностная самоактуализация и порождает устремлённость, энергичное движение к цели в рамках исторической действительности. Неповторимость и векторность событий в исторической жизни человека создают необыкновенный динамизм и интенсивность бытия. Статичность и постоянство природного цикла уступают место стремительному движению и направленному изменению всей жизни, непрерывности усилий и напряжения каждого органичного субъекта истории. Бердяев со свойственной ему проницательностью, основанной на диалектическом подходе к изучаемой реальности, в исторической динамике и напряжённости видит двойственность, противоречивость и трагичность бытия. С одной стороны стремительность развития исторической реальности и её целеустремлённость свидетельствуют о наличии духовной силы и осмысленного идеала исторической жизни человека, чего не наблюдалось в эпоху язычества и природного человека, но с другой стороны эта напряжённость и перманентное беспокойство поиска показывают, что идеальный мир и реальный мир не составляют единства, между ними не достигается соответствия, и исторический субъект испытывает постоянную духовную тоску и стремится найти ей исход в рамках исторической действительности.

Теперь, в исторической реальности, человек пытается не терять даром ни одного момента своего личного бытия, стремится заполнить каждое мгновение своей жизни смыслообразующим содержанием, необходимым для личностного становления, для наиболее полной актуализации потенциально заложенной в нём идеальной и совершенной сущности. Согласно Н. А. Бердяеву, влечение к идеальной цели, к исторической реализации своего личностного предназначения требует от индивидуума постоянного напряжения всех физических, душевных и духовных сил, т.к. каждый упущенный день и нереализованные возможности будут иметь в перспективе негативные последствия как для отдельного человека, так и для всего общества в целом. По его мнению, исходящим частично из христианского учения, частично из идей культурной среды символистов Серебряного века, человек своим творчеством призван преобразить эмпирический мир, преодолеть духовную ущербность и привести его к Богу. Поэтому Н. А. Бердяев идеалами для человека считает святого и гения[8, 137]. Необходимо заметить, что многие современники русского философа и исследователи его творчества критиковали данную позицию мыслителя, считая, что он наделяет человека теургическими качествами и излишним творческим титанизмом, которые ставят индивидуума вровень с Творцом всего бытия.

Таким образом, Бердяев призывает личность стать исторически активным субъектом, творцом своей судьбы, отказаться от духовной апатии и безволия, проявить социальную активность. Для личности, которая динамично и целеустремлённо прокладывает свою жизненную стезю, характерно насыщенное и яркое восприятие своего индивидуального существования, у неё формируется прекрасная память и она способна пережить прошедшие моменты истории вновь и вновь, не теряя остроты чувств и эмоциональности переживаний. Кстати, согласно гносеологии Н. А. Бердяева, именно историческая память и производное от неё припоминание лежат в основе непосредственного познания истории и судьбы человека в мире[7, 47]. Индивидуум же, который живёт не напрягаясь, размеренно, в духовном комфорте и душевной бесчувственности, не ощущая себя в чём-либо и перед кем-либо обязанным, проводит большую часть своих дней апатично, скучно и однообразно, воспринимая время своего земного существования как мучительное беспамятство и унылое забвение. Память такого человека не способна удержать какого-либо события, так как все моменты бытия слились для него в монотонную и бессмысленную ленту жизни. Н. А. Бердяев называл это явление буржуазностью духа и постоянно делал объектом своих полемических выпадов, намеренно заостряя парадоксальность и пафосность своих инвектив, желая тем самым пробудить в своих слушателях и читателях духовную реакцию, творческий поиск истины, работу ума и сердца. Вообще неспроста наименее запоминающейся в сознании человека частью жизни чаще всего является младенчество и ранний возраст, когда существование человека представляет собой цикличную и бессознательную деятельность, не требующую личностных волевых усилий и напряжённой духовной динамики. Даже если человек или целый народ отказываются от своей исторической миссии и погружаются в бессознательное и бессовестное существование, то интенсивное и целенаправленное изменение исторической действительности будет происходить помимо них, а они окажутся во власти безличных и неумолимых стихийных сил, исторических или природных. Н. А. Бердяев не отказывается от понятия рока, фатума, он вводит его составной и необходимой частью в исторический процесс, определяя его как возмездие за духовную измену идеалам добра, истины и красоты. Так для Н. А. Бердяева свидетельством действия фатальной силы в истории всегда были революции, отрицающие свободу и устанавливающие большую несправедливость в социальной действительности, чем прежде. Такой же точки зрения придерживается А. Тойнби, указывающий в качестве примера исторического возмездия те народы и цивилизации, которые, не сумев или не захотев ответить на вызов природы, оказались на периферии исторической реальности под властью природной среды или исчезли с горизонта жизни вообще[17, 170].

При ярко выраженном персонализме и зачарованности идеей добытийственной свободы, присущей каждому конкретному индивидууму, Н. А. Бердяев, также, как и Л. Карсавин, будучи христианским мыслителем, утверждает, что исторический процесс совершается по воле и замыслу идеального и целостного всеединства, которое определяется как Божественное Провидение. Центростремительная связь явлений, предметов и событий перестаёт носить субъективно-произвольный характер и становится сверхличной и объективной заданностью. Парадокс и противоречие между философским постулатом о предельной свободе человека и религиозным догматом о вседержительстве Бога находит у Бердяева своё разрешение в его идее о том, что Бог не управляет мировой историей, а проявляет себя в ней. Данная идея русского философа тем самым разделяет и противопоставляет нравственный и властный аспекты сущности Абсолюта. Предельно эта мысль Николая Александровича выразилась в его утверждении, что у Бога власти меньше в исторической реальности, чем у полицейского, что вызывало острую и, как нам кажется, справедливую критику данного направления в философии Н. А. Бердяева со стороны ортодоксальных христиан и светских философов, особенно И. А. Ильина и его единомышленников. Но надо заметить, что Бердяев никогда не отвергал идеи о наличии Провидения в истории, высшего смысла, раскрывающегося в ней, несмотря на всё зло и всю несправедливость, которыми богата историческая фактура жизни. Духовная идея, заложенная в основание мироздания, даже природу подчиняет и заставляет служить истории, а, следовательно, и сверхисторическому идеалу. Ведь природное развитие материи эволюционно пришло к появлению из её недр человеческого существа как высшего организма помимо желания и воли самого человека. В этом вопросе мысли Н. А. Бердяева сходны с идеями творческой эволюции А. Бергсона и Тейяра де Шардена.

Таким образом, философская концепция Н. А. Бердяева видит в истории не слепую и бессмысленную игру неподвластных человеку сил, не безличную и безжалостную поступь необходимости, растаптывающую человека, а сложную, противоречивую, напряжённую систему отношений между человеком, стремящимся свободно утверждать своё понимание правды и красоты в ходе своего духовного роста в рамках исторической действительности, и Промыслом Бога, определяющим нравственную цель и духовный закон исторического существования человечества. Такое понимание истории, где в основе жизненного процесса утверждается органическое взаимодействие субъективного и объективного факторов, характеризующееся непредсказуемостью, трагичностью и динамичностью, нам представляется перспективным и актуальным в плане понимания смысла и значимости исторического бытия.

Список литературы

 

1.       Андреев А.Л., Маслин И.А. О русской идее: Мыслители русского зарубежья о России и ее философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.,1990.

2.       Бергсон А. Творческая революция. М.,1997.

3.       Бердяев Н.А. Диалектика божественного и человеческого // Бердяев Н.А. О назначении человека. М.,1993.

4.       Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики М., 1993.

5.       Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация // Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.

6.       Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1990.

7.       Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. М., 1990.

8.       Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1.М., 1994.

9.       Бердяев Н.А. Философия свободы // Бердяев Н. А. Сочинения. М., 1994.

10.    Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1990.

11.     Живов В. О сомнительном и недостоверном в историософии Н. А. Бердяева// Новый мир. 1992,№10.

12.    Зеньковский В. История русской философии. Т.2, Л., 1991.

13.    Ильин И.А. Кошмар Н.А. Бердяева // Н.А. Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

14.    Карсавин Л.П. Философия истории. Спб., 1993.

15.    Кувакин В. А. Критика экзистенциализма Бердяева. М., 1976.

16.    Тейяр де Шарден. Божественная среда. М., 1992.

17.    Тойнби А. Постижение истории. М., 1990.

18.    Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1989.

19.    Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.