Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИИ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
05 июня 2017г.

Процесс регламентации и реформирования профессионального образования осуществляется благодаря стандартизации.  В случае высшего образования основные задачи, решаемые введением стандартизации, являются создание системы нормативной документации, определяющей актуальные требования к уровню и качеству образования, а также обеспечение контроля за выполнением этих требований. Стандартизация образования – это установление единых требований к результатам образовательной деятельности в учебных заведениях одного уровня, не исключающее многообразия способов их достижения.

Федеральные государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего  уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения. [2]

В стандартах второго поколения (утвержден Министерством образования РФ 27.03.2000 г., регистрационный № 277 тех/дс) выпускнику присваивалась квалификация «инженер-менеджер», в стандартах позднего поколения квалификация одновременно является академической степенью и подразумевает значительные изменения в сроке обучения, квалификационных требованиях, требованиях к содержанию образовательной программы. Так, уровень высшего образования «специалитет» при котором присваивалась квалификация «инженер» прекратил свое существование в вузах, участвующих в программе европейского высшего образования, что произошло с вводом в действие стандартов третьего поколения.

С вступлением в силу приказов об утверждении ФГОС ВО поколений 3 и 3+ во-первых, изменились сроки освоения основной образовательной программы – 4 и 2 года соответственно для бакалавриата и магистратуры. При этом, в качестве возможного продолжения образования выпускника у бакалавра имелся (и имеется) путь поступления в магистратуру, у магистра – в аспирантуру. В данный момент, выпускники специалитета могут продолжать свое образование как в магистратуре, так и в асирантуре (в ФГОС ВО второго поколения подразумевалась только аспирантура, так как уровень образования «магистратура» на тот момент не был введен в вузах).

Из сравнительного анализа структуры стандартов разных поколений очевидно то, что стандарт второго поколения более детальный: в нем указаны требования к уровню подготовки абитуриента, требования к уровню подготовки выпускника, требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы, требования к государственной итоговой аттестации.

Да, вышеперечисленные требования отсутствуют в стандартах поколения 3 и 3+, однако Закон об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ в ст. 69 пп.1, 3 содержит следующее:

1.    К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

2.   К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. [3]

Таким образом, из ФГОС ВО последних поколений были убраны требования, дублирующиеся в иных нормативных документах.

В исследовании структуры стандартов разных поколений хотелось бы отметить некоторые ключевые моменты, затрагивающие требования к будущему выпускнику специальности «Управление качеством».

Во-первых, в стандарте второго поколения не выделена область профессиональной деятельности как таковая. В стандартах последующих поколений область профессиональной деятельности не меняется в зависимости от квалификации бакалавра или магистра, а также от поколения стандарта и определяется как «разработка, исследование, внедрение и сопровождение в организациях всех видов деятельности и всех форм собственности систем управления качеством, охватывающих все процессы организации, вовлекающих в деятельность по непрерывному улучшению качества всех ее сотрудников и направленных на достижение долговременного успеха и стабильности функционирования организации». Из области профессиональной деятельности логически выделены объекты профессиональной деятельности с той разницей, что в случае ФГОС ВО второго поколения объектом является процесс или действие («проектирование и поддержание эффективного функционирования систем управления»), а в стандартах более нового поколения объект – это явление («система как совокупность взаимодействующих элементов»), которое далее конкретизируется перечислением составляющих этого явления. То есть, теперь фокус внимания обращен не на то, какие действия должен будет производить будущий специалист, а на то, над чем будут производиться действия, что по-моему мнению, является более верным.

Виды профессиональной деятельности и задачи, выполняемые выпускником в процессе эволюции стандартов высшего образования по направлению «Управлением качеством» практически не изменились. Так, при подготовке специалиста в стандарте было выделено четыре вида деятельности:

1. Производственно-технологическая;

2. Организационно-управленческая;

3. Научно-исследовательская;

4. Проектная.

При этом конкретный вид деятельности определялся содержанием образовательно- профессиональной программы, разрабатываемой вузом. В стандартах последующих поколений виды деятельности практически не изменились с одним условием: научно-исследовательская деятельность предполагалась только на уровне магистратуры. ФГОС ВО 3 определял для бакалавриата три вида деятельности, во ФГОС ВО 3+ введен еще один вид деятельности на уровне бакалавриата – производственно-конструкторская деятельность. Незначительные изменения коснулись лишь формулировки некоторых задач в зависимости от уровня квалификации. Задачи бакалавра несколько отличаются от задач магистров степенью ответственности и уровнем знаний, например, бакалавр должен организовывать работы по внедрению информационных технологий в управление качеством, магистр же должен организовывать непосредственно информационные технологии в управлении качеством. Таким образом, подразумевается, что магистр является реализатором работы, а бакалавр занимается лишь подготовкой к выполнению работы другими специалистами на предприятии.

Во-вторых, следует пристальнее взглянуть на квалификационные требования.

Квалификационные требования – это требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В стандартах разных поколений данные требования находятся в разных разделах. Так, например в ФГОС ВО второго поколения квалификационные требования относятся к разделам общей характеристики направления подготовки дипломированного специалиста, а также требований к профессиональной подготовленности выпускника. В стандартах последующих поколений данные требования относятся к разделу, устанавливающему требования к результатам освоения программы магистратуры и именуются «компетенциями». Будет некорректно сравнивать между собой стандарт ФГОС ВО второго поколения и стандарты последующих поколений, так как компетенции для бакалавров и магистров выделены в подгруппы:

-   общекультурные компетенции (ОК);

-   общепрофессиональные компетенции (ОПК);

-   профессиональные компетенции (ПК).

Итак, квалификационные требования для специалиста относятся в первую очередь к умениям и способностям применить знания – это именно то, что в стандартах последнего поколения является компетенцией.

ФГОС ВО 3 содержит требования к условиям реализации основных образовательных программ, в числе которых требования, касающиеся компетенций, также раздел, посвященный оценке качества освоения основных образовательных программ бакалавриата или магистратуры. Примечательно, что в отличие от ФГОС ВО 3, ни во ФГОС ВО 2, ни во ФГОС ВО 3+ нет ни одного требования, затрагивающего процесс формирования квалификационных требований или компетенций или оценку их сформированности, кроме положений, устанавливающих какими знаниями, умениями и навыками должен обладать выпускник.

В-третьих, серьезные изменения в процессе эволюции ФГОС ВО коснулись структуры образовательной программы.

ФГОС ВО 3 оказался промежуточным звеном между стандартом второго поколения и стандартом новой редакции и содержал в себе наиболее полную информацию, определяющую состав образовательной программы: в нем были установлены:

-        учебные    циклы     (общенаучный    и     профессиональный),    разделы    (практики     и     научно- исследовательская работа; итоговая государственная аттестация) и результаты их освоения;

-   трудоемкость цикла в зачетных единицах;

-   минимальный перечень дисциплин для разработки примерных программ;

-   коды компетенций, формируемых в процессе освоения учебных циклов. ФГОС ВО 3+ содержит минимум требований к программе:

-   блоки программы (всего их три: дисциплины, практики, государственная итоговая аттестация);

-   объем программы в зачетных единицах с разбивкой по блокам.

В результате анализа требований к содержанию образовательной программы возникает закономерный вопрос – удобен ли стандарт последнего поколения для вузов, которые составляют программы обучения и для самих студентов? Ведь стандарты первых поколений содержали в себе достаточно полные и конкретные требования по содержанию образовательной программы — набор дисциплин не только базовых, но и профильных. Дело в том, что первые стандарты готовили инженеров по образовательной программе, содержащей такие дисциплины, как материаловедение, механика, электротехника в качестве федерального компонента. Это значит, что направление обучения «Управление качеством» имелось только в технических вузах, и выпускники данной специальности далее работали, например, на машиностроительных предприятиях. Но активное внедрение систем менеджмента качества в различные отрасли экономики страны показывает, что управление качеством важно не только для крупных предприятий, которые производят технически сложную продукцию, но и для микропредприятий, которые, например, оказывают услуги. Таким образом, разработка стандарта высшего образования, который был бы направлен на подготовку специалистов по качеству в сфере производства только технической продукции – не является актуальной. В таком случае пришлось бы разрабатывать несколько стандартов:  для специалистов по качеству в сфере услуг, для специалистов по качеству в отрасли легкой промышленности, и т. д. Можно с уверенностью утверждать, что ФГОС ВО новой редакции являются универсальными, и их может использовать вуз любой направленности – как технической, так и гуманитарной.

 

Список литературы и источников

 

1. ГОС ВПО направление подготовки 657000 Управление качеством (квалификация – инженер- менеджер), утв. 27.03.2000 г. рег. № 277 тех/дс.

2.       Старикова Л. Д. "Стандартизация профессионального образования" – сборник трудов конференции «Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования» – Н.Тагил. Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.

3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [электронный ресурс]. Режим доступа http://www.consultant.ru/.

4.   ФГОС ВПО по направлению подготовки 221400 Управление качеством (квалификация (степень) «бакалавр») утв. приказом Минобрнауки РФ от 08.12.2009 № 704.

5.   ФГОС ВПО по направлению подготовки 221400 Управление качеством (квалификация (степень)

«магистр») утв. приказом Минобрнауки РФ от 08.12.2009 № 701.

6.   ФГОС ВО направление подготовки 27.03.02 Управление качеством (уровень бакалавриата) утв. приказом Минобранауки РФ от 09.02.2016 г. № 92.

7.   ФГОС ВО направление подготовки 27.04.02 Управление качеством (уровень магистратуры) утв. приказом Минобранауки РФ от 30.10.2014 г. № 1401.