Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ БПЛА ВЕРТОЛЕТНОГО ТИПА

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
03 марта 2016г.

Малые беспилотные летательные аппараты вертолетного типа — мультикоптеры находят все большее применение в различных областях человеческой деятельности. Их используют для видеосъемки с воздуха, доставки грузов, мониторинга местности. Для выполнения большинства задач требуется автономная непрерывная работа группы таких мультикоптеров [5]. Поскольку время полета мультикоптеров ограничено, необходимо использование зарядной станции. Актуальным вопросом является разработка системы управления группой мультикоптеров и принципов ее работы. Эффективность работы такой системы зависит прежде всего от таких параметров как температура и скорость ветра, поскольку температура существенно влияет на емкость аккумуляторов (и как следствие на время полета), а ветер - на полетные характеристики беспилотников (скорость, маршрут и другие). Кроме того, возможные отказы некоторых беспилотников могут привести к потере функциональности такой системы. Исходя из выше сказанного, для корректной работы системы управления необходимо предусматривать в ней элементы адаптивности к внешним условиям.

Построение адаптивной системы управления мультикоптерами возможно при соблюдении следующих условий:

1) наличие постоянной телеметрической связи центрального блока системы управления с каждым мультикоптером (бортовым блоком системы управления мультикоптера) с возможностью отслеживания в режиме реального времени основных параметров полета и уровня заряда аккумулятора;

2) использование в беспилотниках в качестве источника энергии так называемых "разумных" аккумуляторов, позволяющих блоку управления на борту получать информацию о текущем уровне заряда аккумулятора, количестве циклов заряда-разряда, типе и дате выпуска аккумулятора.

3) возможность автономной подзарядки мультикоптеров на зарядной станции при неточном приземлении на нее (поскольку точная посадка в реальных условиях работы возможна далеко не всегда) [1];

4) в группе БПЛА должно быть предусмотрено избыточное их количество, на случай отказа одного или нескольких мультикоптеров или изменения внешних условий, влияющих на время полета (температура и ветер);

5) в целях безопасности мультикоптеры должны быть оснащены функциями стабилизации полета при сильном ветре, возврата на базу при потере связи с центральным блоком управления и мягкой посадки при преждевременном разряде аккумуляторной батареи.

Первое условие реализуется путем установки на каждом беспилотнике элементов системы управления, предназначенных для управления мультикоптером и передачи всех основных параметров на центральный узел системы управления (Рисунок 1).

Второе условие можно реализовать путем использования аккумуляторных батарей с двухпроводным интерфейсом SMBus (System Management Bus) [6]. Данное условие достаточно важно, поскольку емкость используемых на беспилотниках в настоящее время аккумуляторов существенно зависит как количества циклов заряда-разряда, так и от времени с даты выпуска аккумулятора.

Выполнение третьего условия может быть обеспечено путем использования зарядных станций особых конструкций, таких как станции беспроводной зарядки [3], станции с матрицей контактных площадок / параллельных пластин [2,4].

Количество избыточных беспилотников для четвертого условия можно определить исходя из возможных колебаний ветра и температуры — расчет необходимо осуществлять исходя из наихудшего варианта с некоторым запасом.

Пятое условие необходимо реализовывать аппаратно и программно на каждом беспилотнике с помощью специальных функций его полетного контроллера.

Кроме того, предпочтительным является ведение базы данных системой управления, в которую будет попадать фактическая информация о времени полета и подзарядки каждого беспилотника, емкости аккумуляторов и других полетных параметров в зависимости от температуры окружающей среды и силы ветра. Такая статистика поможет в дальнейшем усовершенствовать алгоритмы работы системы управления.

 

Список литературы

1.     Ахмеров Ш.Р. Автоматическая система подзарядки электрических беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа // Электротехнические и информационные комплексы и системы. - 2013. - Т. 9. - № 1. - С. 5-9

2.     Фетисов В.С., Ахмеров Ш.Р., Мухаметзянова А.И. Зарядный терминал для беспилотных летательных аппаратов на основе матрицы контактных площадок // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2012. - № 11 (66). - C. 206-208.

3.     Фетисов В.С. Тагиров М.И. Мухаметзянова А.И. Подзарядка электрических беспилотных летательных аппаратов: обзор существующих разработок и перспективных решений // Авиакосмическое приборостроение. - 2013.  - № 11.  – С. 7-26. Доступно на сайте: http://vositef.url.ph/index.files/PUBL/Fetisov_et_al_ASI-2013-11.pdf

4.     Фетисов В.С., Ахмеров Ш.Р., Мухаметзянова А.И. Система подзарядки бортового аккумулятора воздушного робота / Патент РФ на полезную модель № 135469. – Заявл. 02.07.2013. – Опубл. 10.12.2013, Бюл. № 34.

5.     Fetisov V., Dmitriyev O., Neugodnikova L., Bersenyov S., Sakayev I. Continuous monitoring of terrestrial objects by means of duty group of multicopters // Proceedings of XX IMEKO World Congress "Metrology for Green Grouth", 9-14 Sept. 2012, Busan, Republic of Korea. P.86.  Доступно на сайте: http://vositef.url.ph/index.files/PUBL/Fetisov_Dmitriyev_multicopters_final.pdf

6.     Устройство умного аккумулятора [электронный ресурс]. Доступно на сайте: http://www.powerinfo.ru/intellectbattery.php