Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ШУМ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
03 марта 2016г.

Человек всегда жил в мире звуков, однако никогда шум не был столь угрожающим отдыху и здоровью, как в настоящее время.

Бесспорно, что абсолютная тишина пугает человека, так как природа шума двойственна: он вреден и необходим одновременно. Давно замечено, что шумы природного происхождения (шум морского прибоя, дождя, шелест травы, журчание ручья и т.д.) благотворно влияют на человеческий организм. Они успокаивают и усыпляют. Так, в Японии продаются подушки, в которые вмонтирован аппарат, имитирующий звуки дождевых капель, падающих в ритме человеческого пульса. Такое «пение дождя» быстро навевает сон.

Поэтому, говоря о борьбе с шумом, нужно иметь в виду не все звуки вообще, а лишь нежелательные, оказывающие вредное влияние на организм.

Возникающее раздражение зависит не только от источника шума, его громкости, но и от внутреннего состояния человека, окружающей его обстановки. Отрицательное действие шума на организм тем сильнее, чем больше его уровень отличается от среднего уровня громкости окружающей среды. Например, привычные, не беспокоящие днем звуки могут стать нестерпимыми в ночное время. Изменение шума во времени оказывает весьма сильное влияние на степень его раздражающего действия. Особенно неприятны резкие, нестабильные, неожиданно повторяющиеся звуки.

С физиологической точки зрения различают низкие, средние и высокие звуки. Колебания охватывают большой диапазон частоты: от 1 до 20 Гц – инфразвуковые; от 20 до 16000…20000 Гц – звуковые и выше 16000…20000 Гц – ультразвуковые. Различные источники шума имеют и свой ярко выраженный частотный характер, однако чаще всего в спектре шума присутствуют все области частот.

Зона слышимых нами звуков относительно невелика, за порогом слышимости лежат инфра- и ультразвуки. Исследования показали, что неслышимые звуки обладают своими вредными факторами. Особенно опасны ультразвуки, занимающие заметное место в гамме производственных шумов. Хотя человеческое ухо их  не воспринимает, они воздействуют на организм через другие органы чувств, вызывая нарушение функций нервной системы.

Уровень шума возрастает вместе с успехами науки и техники. Например, в настоящее время шум на магистралях крупных городов достигает 100 дБ. Чтобы эта цифра стала понятной, можно привести следующие сравнения.

Таблица 1

Порог слышимости

0 дБ

Шелест травы

10 дБ

Шепот

20 дБ

Тихая комната

40 дБ

Мотоцикл, грузовик

80…90 дБ

Реактивный самолет

110 дБ

 Болевой порог               130 дБ

                                                               

Вредное влияние шума еще более усиливается, когда он действует одновременно с другими неблагоприятными факторами – вибрацией, запыленностью, загазованностью и др.

Наблюдениями установлено, что интенсивное воздействие шума может привести к снижению работоспособности, головной боли, головокружениям, повышенной раздражительности, снижению слуховых функций и даже к глухоте. Статистические данные говорят о том, что у лиц, занятых в шумных производствах, процент нервно-психических заболеваний выше, чем у людей, работающих в нормальных звуковых условиях. Например, в Англии каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдает неврозом, а во Франции каждый пятый пациент психиатрических больниц лишился рассудка только из-за шума.

Реакция на шум зачастую выражается в форме повышенной возбудимости и раздражительности, направленных не только на его источник, но и на всю сферу чувственных восприятий. Люди, подвергающиеся постоянному воздействию шума, легко становятся нервными и трудными в общении, так как он угнетающе действует на психику, вызывает значительное расходование нервной энергии, чувство душевного неудовольствия и протеста.

В результате исследований выяснилось, что при известной интенсивности шума наступают изменения в циркуляции крови и в работе сердца. Шум вызывает также изменение функций желудка и кишечника (падает кислотность, понижается секреция желудочного сока). Он также является причиной преждевременного старения. Согласно результатам исследований австралийского ученого Гриффита, шум сокращает жизнь человека в шумных городах на 8…12 лет [1].

По данным исследований отечественных и зарубежных ученых, автотранспортный шум составляет 80% всех шумов, проникающих в места пребывания человека. При этом следует отметить, что ежегодно уровень шума увеличивается на 1,0…1,5 дБ. За последнее десятилетие шум во многих городах мира увеличился на 10…12 дБ. Если в настоящее время интенсивность движения в двух направлениях составляет для магистральных улиц 3,0…3,5 тыс. автомобилей в час пик, то вскоре она увеличится до 4,0…5,0 тыс. автомобилей. В результате этого уровень шума на транспортных магистралях может повыситься на 7…10 дБ.

Все это свидетельствует о том, что проблема борьбы с автотранспортным шумом является очень важной и требует немедленного решения. Защита населения от шума может быть обеспечена проведением ряда градостроительных мероприятий таких, как увеличение расстояния между источником шума и защищаемым объектом; применение акустически непрозрачных экранов (откосов, стен и зданий-экранов), специальных полос озеленения; использование различных приемов планировки, рационального размещения микрорайонов. Кроме того, градостроительными мероприятиями являются рациональная застройка магистральных улиц, максимальное озеленение территорий микрорайонов и разделительных полос, использование рельефа местности и др. Например, создавая между проезжей частью магистрали и жилой застройкой полосы зеленых насаждений, можно добиться существенного снижения шума. Для снижения уровня шума на 15…18 дБ рекомендуется сочетать двух- и трехрядные зеленые полосы с экранирующими барьерами. Еще одним эффективным мероприятием по снижению транспортного шума является прокладка дороги в выемке. Если полученный при сооружении выемки грунт использовать для отсыпки по бровкам ее откосов шумозащитных земляных валов, то снижение уровня шума может достигнуть 15 дБ [2].

Уменьшение уровня автотранспортного шума может быть также достигнуто с помощью технических средств. В режиме работы двигателя на уровень шума влияют системы впуска и выпуска, частота вращения и нагрузка на двигатель. Применяя глушитель шума на впуске или эффективный (с точки зрения акустики) воздухоочиститель, можно понизить шум, создаваемый двигателем, на 10…12 дБ, а отдельные частотные составляющие спектра уменьшить на 15…17 дБ. Глушитель в зависимости от конструкции снижает шум на 8…16 дБ.

Основным фактором, влияющим на шум от колес автомобиля, является характер рисунка протектора беговой дорожки. Шины с гладким протектором вызывают небольшой шум. С целью снижения шума от шин рекомендуется делать боковые вырезы на протекторе с неравномерным шагом.

В балансе шума автомобиля заметную роль играют тип кузова, а также конструкция подвесок. Шум от кузова возникает вследствие его вибрации при движении автомобиля и работе двигателя. Для снижения шума внутренние поверхности кузова покрывают вибропоглощающими пастами. Вибрация кузова, возникающая от толчков при движении по неровной дороге, предотвращается рессорами или подвесками специальных конструкций.

Помимо перечисленных выше, существует еще большое количество способов и средств борьбы с автотранспортным шумом, которые должны найти широкое применение в повседневной практике.



Список литературы

1.        http://portaleco.ru/socializacija-prirody/psihofizicheskie-neudobstva-bolshih-gorodov.html

2.        Звонов, В.А. Экологическая безопасность автомобиля в полном жизненном цикле / В.А. Звонов, А.В. Козлов, В.Ф. Кутенев. – НАМИ, 2001. – 248 с.