Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СМК В РОССИИ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
03 марта 2016г.

В советские времена существовал негласный запрет на упоминание в публикуемых материалах темы, касающихся предложения о создании новых органов управления для решения той или иной проблемы. Разумнее было бы, если существующие органы управления работали лучше и эффективнее, но к сожалению, они стали регулярно реорганизовываться, реформироваться и пересматриваться, постоянно меняя руководителей на молодых и не опытных, которые не знают, как управлять организациями и различными отраслями. Тем самым качество на всех уровнях снизилось – от руководства предприятий до руководства экономикой страны в целом [1].

На протяжении уже нескольких лет Россия занимается внедрением инноваций, которая является главным вектором развития нашей экономики. Это следует из вовлеченности предприятий в реализацию инноваций, их инвестиции в инновационную деятельность, производство и экспорт инновационной продукции. Для повышения эффективности производства и конкурентоспособности необходимо разрабатывать организационные инновации, то есть новые методы управления бизнесом.

В России примером таких организационных инноваций служит внедрение СМК и сертификация продукции. Система менеджмента качества является наиболее известным представителем системы менеджмента, требования к которым определены в международных стандартах ИСО серии 9000. Эти стандарты написаны специалистами разных стран для своих предприятий, в основе которых сконцентрирован передовой опыт в области управления развитых стран мира.

В последнее время все больше организаций проявляют интерес к системам менеджмента (СМ). При этом некоторые из них действительно хотят внедрить СМ в соответствии с тем или иным стандартом (ИСЛ 9001, ИСО 22000, ИСО 14001 и т.д.), желая, чтобы бизнес процессы, процедуры реально работали и проносили пользу компании. К сожалению, таких компаний приблизительно 5-10 %. Остальные внедряют СМ всего лишь с целью получить сертификат формально, поскольку этого требует клиент, или (как ни странно) мода. Такие компании обречены на неэффективное расходование средств, так как деньги, потраченные на подготовку системы, сертификацию и поддержание системы менеджмента будут потрачены зря и ощутимой пользы такое внедрение не принесет [2].

Рассмотрим реальные этому примеры. Два предприятия в одном городе, который у всех на слуху.

Пример 1. На крупном предприятии, имея требования на внедрение даже не стандарта ИСО 9001, а гораздо более жесткого стандарта ИСО/ТС 16949 умудрились внедрить этот стандарт «формально». И СМК на этом предприятии как «пятое колесо» у телеги: ценности для предприятия не приносит, кроме как сертификат «в красивой рамке», лишь оттягивает на себя ресурсы. Подобный пример относится к числу предприятий, цель которых получение сертификата для повышения конкурентоспособности на рынке.

Пример 2. На небольшом предприятии в этом же городе внедряют стандарт ИСО 9001 на основе «неформального» процессного подхода с элементами сбалансированной системы показателей (ССП), концепции «Бережливое производство» и специальных методов СМК (методики SRC, MSA, FMEA, PPAP, APQP, QFD, 8D) плюс параллельно очень активно внедряются программы по мотивации персонала и его вовлечению в процесс улучшений. Данный пример входит в 5-10% компаний, действительно желающие внедрить СМ. Это те предприятия, для которых СМК (а не сертификат на нее) – не цель, а средство повышения конкурентоспособности. Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы сделать вывод о том, где через два –три года будет каждое предприятие [3].

Подобные разграничения в «формальном» и «неформальном» внедрении системы менеджмента на предприятиях следует из предоставления двух путей получения сертификата: «быстрого» и «долгого». Рассмотрим более подробно каждый из них.

В первом случае нужно заключить договор на оказание услуг по проведению сертификации на соответствие ИСО 9001. Исполнитель разрабатывает всю необходимую документацию, предоставляет ее в орган по сертификации (ОС). На 30-й календарный день (или иной срок, указанный в договоре) исполнитель получает в ОС сертификат соответствия ИСО 9001, а так же сертификаты экспертов-аудиторов и передает полученные документы заказчику.

Во втором случае компания, желающая получить сертификат соответствия ИСО 9001, должна пройти так называемую процедуру разработки и внедрения СМК. И только после ее прохождения можно подать заявку в ОС. Далее ОС проводит пред сертификационный аудит и выносит решение о выдаче, либо отказе в выдаче сертификата. Таким образом сертификацию проходят в большинстве зарубежных предприятий. Этим же путем можно пройти и в России.

Однако большинству компаний сертификат соответствия ИСО 9001 требуется в срочном порядке. Кроме того, стоимость сертификации по первому варианту составит около 80 тыс. рублей, а по второму варианту – от 200 тыс. рублей и выше. А процесс сертификации крупной компании может длится более года и будет стоить от 500 тыс. рублей и выше.

Получается бизнесмен платит деньги, документы разрабатывают люди, которые не знают и не хотят знать, какая культура на предприятии, какие бизнес процессы существуют и какие документы должны существовать, чтобы добавлять ценность и приносить пользу, как они организованы и как должны быть организованы на этом предприятии с учетом специфики бизнеса, и другие важные детали. Эти «специалисты» делают все по шаблону.

Причинами подобного поведения специалистов по внедрению системы менеджмента качества является нежелание хозяев организаций вкладывать сравнительно большие средства в разработку, освоение и обеспечение эффективности функционирования всех, без каких либо исключений, подсистем СМК.

По сути, формальное внедрение СМК – это инновации, внедрением которых уже на протяжении нескольких лет занимается государство. Но, к сожалению, добиться успехов в этом направлении пока не удается. Все эти неудачи по внедрению СМК происходят по вине тех руководителей предприятий, которые не изучив предметно вопрос, воспринимают СМ как «пятое колесо», не понимают реального предназначения СМК, а также они зависят от квалификации консультантов, действующих по шаблону, относящихся формально к своей работе. Примерно у 60 % компаний нет четкого распределения функций и полномочий. Работники отделов качества зачастую не знают своих обязанностей. Эти проблемы можно решить только с помощью системного подхода.

В заключении можно сказать, что вся работа по внедрению и сертификации не будет приносить никакого результата, пока не изменится отношение руководителей к системам менеджмента. А будет ли СМК в России эффективна, то можно однозначно ответить, что да, если будут решены основные проблемы неэффективности системы менеджмента качества, заложенные в предпринимателях, внедряемые СМК на соответствие стандартам ИСО, и самих специалистах, оказывающих услуги по разработке и внедрению СМК. Также необходимо изменить в подсознании людей понимания того, что сертификат СМК в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001 – это билет в страну «качества и конкурентоспособности», для достижения которых предприятия должны пройти не близкий и не легкий путь по внедрению и разработке СМК, а билет «не виноват», что кто-то сойдет на ближайшей станции и отстанет от поезда (организации, внедрившие СМК формально) и лишь не многие поедут дальше, понимая, что любая станция – это ловушка в современном конкурентном мире. Для таких предприятий СМК не цель, а средство повышения конкурентоспособности.

 

Список литературы

1.     Петров, Н. От качества продукции к качеству экономики страны. Плохо управляем – не важно живем /Н. Петров//Стандарты и Качество.- 2012. - №10.- С.94-97.

2.     Джанарсланов, Р. Система менеджмента как пятое колесо /Р. Джанарсланов//Стандарты и Качество.- 2014. - №7 (925).- С.100-102.

3.     Кудряшов, А.В.Эффективна ли СМК в России /А. В.Кудряшов//Методы менеджмента качества.- 2011. - №7.- С.27.