29 мая 2016г.
Использование электронных информационно-образовательных систем (ЭИОС) в учебном процессе предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) по всем направлениям подготовки [1]. Согласно [2], возникает необходимость создания электронного ресурса, который позволит получить доступ к образовательным ресурсам посредством Интернет.
Для достижения этой цели необходимо осуществить выбор программной платформы, с использованием которой будет разрабатываться ЭИОС. Одним из наиболее важных критериев при выборе платформы является используемая система управления учебным процессом, как основной поставщик информации о структуре учебных планов и пользователях для ЭИОС. В ВолГУ в качестве системы управления учебным процессом используется система «1с:Университет ПРОФ» [3]. Выбор в качестве платформы для создания ЭИОС системы Moodle обусловлен наличием в ней механизма веб-сервисов, посредством которых возможен программный вызов механизмов по управлению структурой категорий и курсов, а также пользователями. Для аутентификации пользователей системы Moodle было принято решение использовать модуль расширения LDAP, а для хранения учетных записей пользователей – службу каталогов Active Directory операционной системы Windows 2012 Server R2.
Создание учетных записей пользователей студентов и преподавателей в службе каталогов осуществляется программным способом, с использованием механизма PowerShell, на основе сведений из системы «1с:Университет ПРОФ», Списки студентов и преподавателей в формате CSV выгружаются из системы «1с:Университет ПРОФ», и используются в качестве аргумента скрипта PowerShell.
Для создания необходимой структуры категорий в системе Moodle используется механизм вызова функции веб-сервиса, отвечающих за создание категории. Аргументы функции – идентификатор родительской категории и название создаваемой категории – формируются в системе «1с:Университет ПРОФ» на основе сведений из рабочих учебных планов. Идентификатор родительской категории определяется на основе уровня образования и наименования направления подготовки. Название категории формируется на основе года поступления, формы обучения, профиля подготовки. Для создания категорий были разработаны обработки в системе «1с:Университет ПРОФ».
Содержимое
образовательной программы должно публиковаться в
структурированном виде, включающем в себя аннотацию, рабочую программу дисциплины, опорный конспект лекций, материалы для семинаров, задания, презентации, ссылки на
научные публикации по теме дисциплины, инструментарий для оценки качества материалов дисциплины, форум, а также список литературы. Поэтому для создания соответствующей структуры в скрытом разделе был создан курс-шаблон, имеющий вид «структура», в котором были созданы необходимые разделы.
Для создания курсов в системе Moodle, соответствующих дисциплинам образовательных программ, использовался механизм вызова функции копирования курса веб-сервиса Moodle. Для создания курса в нужной категории идентификатор категории определялся на основе вхождения дисциплины в рабочий учебный план. В качестве названия курса использовалось название дисциплины. Для вызова функции копирования веб-сервиса Moodle для каждой дисциплины всех рабочих учебных планов в системе «1с:Университет» была разработана обработка.
Таким образом, в результате были разработаны обработки в системе «1с: Университет ПРОФ», создающие набор категорий в системе Moodle для образовательных программ на основе рабочих учебных планов и копирующие в них курс-шаблон для каждой из дисциплин рабочего учебного плана.
Дальнейшее развитие системы предполагает создание обработок, осуществляющих раздачу прав пользователям системы Moodle (преподавателям и студентам) на основе информации из системы «1с: Университет ПРОФ» об обучении студента
на
образовательной программе и закреплением дисциплины
учебного плана за преподавателем в виде
нагрузки. Также планируется реализация
публикации в системе Moodle сведений об
успеваемости из системы «1с: Университет ПРОФ» [4]. Для реализации указанного функционала также планируется использовать механизм веб-сервисов системы Moodle, вызов которых осуществляется из системы «1с:Университет ПРОФ».
Список литературы
1. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://goo.gl/JtufqV;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа:
http://rg.ru/2014/04/16/obuchenie-dok.html;
3. Функциональное моделирование управления учебным процессом в Волгоградском государственном университете с использованием системы «1с:Университет ПРОФ»/ Полубояров В.В. // Казанский экономический вестник, № 4(18), 2015, с. 115-127
4.
Разработка подсистемы учета
результатов
внутрисеместровой аттестации
в
программном
продукте «1С:Университет ПРОФ»
/ Полубояров В.В., Чернавин Д.А., Тулин А.А. // Сборник трудов Шестнадцатой Международной научно-практической конференции «Применение технологий «1С» в условиях модернизации экономики и образования», 2-3 февраля 2016 г., часть 2. с. 8-10