31 мая 2019г.
Путешествия на воздушных судах уже плотно вошли в нашу жизнь. Производители и конструкторы вкладывают огромные средства и силы в разработку новых более безопасных и комфортных воздушных судов, и модификацию уже существующих моделей.
Многие эксперты и издания отмечают, что самолет является самым безопасным видом транспорта, однако данное заявление не совсем верно, так как эта безопасность построена на горьком опыте аварий и огромном числе человеческих жертв. Так же следует учесть, что, даже сегодня имея огромный практический и теоретический опыт эксплуатации воздушных судов, доступ к самым современным технологиям и почти неограниченным финансам, аварийность на воздушном транспорте остается существенной угрозой для жизни и здоровья пассажиров. Это обусловлено тенденцией перехода на воздушные суда большой пассажировместимости, например флагман авиации СССР 70-х годов Ил-62 мог принять на борт до 186 человек, Ил-96 – до 435 пассажиров, а самый крупный пассажирский авиалайнер Airbus A380 – до 853 человек.
Увеличение пассажировместимости влечет за собой увеличение размеров фюзеляжа самолета и его компонентов, которые являются хранилищем для топлива, масел и гидрожидкостей, которые в свою очередь являются опасными горючими жидкостями. Согласно статистике у самолетов с длиной фюзеляжа до 30 метров при авариях в 60% случаев возникали пожары, а с длиной свыше 30 метров в 85% случаев [3].
Основными причинами пожароопасности воздушного судна являются: отказ отдельных систем и агрегатов; потеря прочности воздушного судна при ударе о землю; выкатывание самолета за пределы взлетно-посадочной полосы; нарушение регламента заправки топливом. Так же на пожароопасность влияют следующие факторы: большой запас горючих жидкостей; применение пластика и синтетических материалов в отделке; большая пассажировместимость; ограниченные размеры фюзеляжа и следовательно путей эвакуации; низкая огнестойкость фюзеляжа, основные пожароопасные зоны самолета представлены на рисунке 1.
К зонам пожароопасности отнестся: вспомогательная силовая установка; масляные баки силовых установок; система
кондиционирования; противообледенительная система; аккумуляторные батареи; баки с гидрожидкостью; кислородные баланы; силовые установки.
В зависимости от места возникновения и характера различают следующие виды пожаров [2]:
·
разлитого авиатоплива;
·
внутри фюзеляжа;
·
силовой установки;
·
органов приземления.
Авиатопливо является основным источником горючего на воздушном судне, его количество в топливных баках измеряется десятками и сотнями тысяч литров, которые разливаются на сотни и тысячи квадратных метров вокруг воздушного судна.
Данный вид пожара характеризуется высокой температурой (1250-1350̊ С), большой скоростью распространения, возможностью взрыва топливных баков из-за их нагрева (примерно через 60секунд после начала горения)[2].
Основная опасность – это быстрое прогорание фюзеляжа, не возможность оперативного проникновения в фюзеляж из-за большой площади пожара и высокая температура.
Пожары в салоне самолета и его грузовых отсеках представляет собой пожар в замкнутом объеме. Основное горючее вещество – это элементы отделки салона. Основная опасность заключается в том, что отделка самолета выполнена из полимерных и синтетических материалов, которые при горении выделяют токсичные вещества (синильная кислота, аммиак, диоксид азота и т.д.). Данные вещества оказывают необратимое воздействие на дыхательную систему человека. Так же следует отметить, что горение происходит в ограниченном объеме и со временем переходит в тление, тушение следует проводить осторожно, так как при открытии дверей поступление кислорода возобновит пожар и создаст дополнительную угрозу для пассажиров и спасателей.
К пожару в силовых установках относятся: пожар в двигателе, пожар в масляных системах и элементах топливной системы.
В начальной стадии пожар локален и легко контролируем, однако в случае промедления, из-за высокой температуры в камере сгорания и поступления топлива, пламя быстро нагревает топливные баки в крыльях, в случае расположения двигателей на пилонах под крылом, или прожигает фюзеляж и распространяется по салону в случае расположения двигателей в хвостовой части[1].
Пожар органов приземления в основном возникает в случае посадки на высокой скорости или экстренного торможения.
Основные горючие материалы – это резина, магниевые славы стоек
шасси и гидрожидкости.
Наиболее распространены пожары гидрожидкостей при разрушении данной системы или же загорание резины из-за экстренного торможения.
Данный пожар до определенного времени не представляет большой опасности, но после 6-8 минут после начала горения начинается загорание магниевых сплавов. Данное горение опасно из-за высокой температуры, около 3000̊ С, которая сначала быстро прожигает фюзеляж и может вызвать подлом стойки шасси, что повлечет за собой большие жертвы и усложнит аварийно-спасательные работы.
Для тушения
всех видов пожаров на аэродроме должна присутствовать служба ПАСОП, оснащенная необходимым и современным оборудованием для тушения всех типов пожаров и спасения жизни пассажиров, так как это первостепенная задача данной службы.
Таким образом, в ходе данной исследовательской работы были рассмотрены основные причины и факторы пожароопасности воздушных судов и обозначена актуальность данной проблемы, рассмотрены основные виды пожаров на воздушных судах, их особенности и сделан вывод о том, что: служба ПАСОП аэропорта должна обладать эффективным и современным оборудованием и огнетушащими веществами; количество личного состава аварийно-спасательной команды должно удовлетворять требованиям по уровню требуемой пожарозащиты; должны проводиться регулярные тренировки, в том числе и с членами экипажа, для совершенствования навыков спасателей.
Список источников и литературы
1.
Султанов, Д.И. Взрывозащита и взрывоподавление на воздушных судах гражданской авиации/Д.И. Султанов, Д.С. Соловьев, В.Д. Кострикин//В
сборнике: Проблемы
и достижения в науке: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2017. С. 36-38.
2.
Теория горения и взрыва : учебник и практикум для СПО / А.
В. Тотай [и др.] ;
под общ. ред. А. В. Тотая, О. Г. Казакова. — 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 295 с.
3.
Сайт Библиофонд [Электронный ресурс] / Разработка оперативного плана тушения пожара на ВС. – Режим доступа: https://www.bibliofond.ru.