Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Авторы:
Город:
Гродно
ВУЗ:
Дата:
19 декабря 2016г.

Отношения государственной службы в современном обществе получают развитое правовое регулирование, которое в настоящее время включает Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» [1] с изменениями и дополнениями и множество иных нормативных правовых актов. Совокупность актов по вопросам государственной службы отличается громоздкостью. Множество изменений не способствует комплексному регулированию возникающих в указанной сфере отношений и в полной мере не отвечают происходящим социально-экономическим изменениям, когда к государственной службе предъявляются возрастающие требования со стороны общества.

Мы согласны с мнением Чуприс О. И. которая отмечает, что действующий Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь» не выполняет роль единого системно-базового акта, закрепляющего единую методологическую основу правового регулирования государственной службы и обеспечивающего вытекающую из него системную дифференциацию этого регулирования,  как это свойственно иным аналогичным крупным и значимым правовым образованиям (такие как трудовое, гражданское, налоговое и др. отрасли права и законодательства) [3].

Законодательство о государственной службе не выделено самостоятельно в Едином правовом классификаторе Республики Беларусь, а административное законодательство представлено лишь актами о привлечении к административной ответственности. В то же время в подразделе 05.12 «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» этого классификатора выделено законодательство о служащих государственного аппарата как особой категории работников, наряду с работниками, избранными на выборные должности, педагогическими, медицинскими работниками и др., в разделе 18 «Правовые акты индивидуального применения и разового характера» – законодательство о кадровых вопросах, поощрениях, дисциплинарной ответственности, присвоении званий и квалификации, специально выделены подразделы 12.01.07 «Всеобщая воинская обязанность и военная служба», 12.01.07.00 «Органы пограничной службы»,12.01.08 «Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям», 12.03.04.00 «Служба в органах внутренних дел. Правовая и социальная защита сотрудников и гражданского персонала органов внутренних дел, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей», 15.02.00 «Таможенные органы. Должностные лица таможенных органов» и др. Таким образом, место законодательства о государственной службе в системе законодательства четко не определено [2].

Научные представления о государственной службе в Республике Беларусь, как и в других  постсоветстких странах, сложилось на основании работ советских учёных (Пахомов И. Н., Поичиталин М. С., Фаянс Н. И., Жерлицын Б. И., Бачило И. Л., Тихомиров Ю. А., Усольцев А. Т., Ямпольская Ц. А. и др.). Они не дают ответа на вопрос о месте правовых норм и законодательства о государственной службе в правовой системе, что ограничивает возможности для совершенствования законодательства о ней.

Формулируя представление о законодательстве, регулирующем государственную службу в целом, следует выделить общую и особенную части. Общую часть законодательства о государственной службе составляют следующие институты: организации  государственной службы; государственной  должности; правового статуса государственных служащих; дисциплинарной ответственности; служебной дисциплины; должностного регламента; прохождения государственной службы; и др.

Особенная часть содержит структурные части, регламентирующие специфику отношений, возникающих в различных видах государственной службы Республики Беларусь. Она, не повторяя норм Общей части, содержит специальные нормы об особенностях правового статуса тех или иных видов государственной службы,  которые в настоящее  время регулируются многими актами законодательства специального характера. Отношения каждого из видов данной системы имеют свое внутреннее деление, исходящее из предложенной их общей классификации на отношения организации и осуществления и собственное, специфичное законодательное регулирование. Таким образом, эти отношения настолько своеобразны и множественны, что вполне могут быть отнесены к самостоятельным  подотраслям законодательства о государственной службе. В пределах данных подотраслей может осуществляться дальнейшее институциональное деление на основе критериев деления Общей части государственной службы и с учетом ее общих основ.

Мы согласны с тем, что данная система служебного права как одной из главных отраслей законодательства, предложенная Чуприс О. И. [4, с. 175 - 178] должна лечь в основу систематизации законодательства о государственной службе, наиболее продуктивной формой, которой в сложившихся условиях и при предложенном научном обосновании системы отрасли должна стать кодификация.

Аналогичные выводы делают и другие ученые. Таковыми являются белорусские правоведы Дробязго С. Г., Каменков В. С., украинский учёный Шемшученко Ю. С., российскими учёными Казанцевым Н. М., Сулемовым В. А., Козбаненко В. А., Ноздрачёвым А. Ф., Андрюшкиным Р. В., Базилевским И. А. и др.

В настоящее время в Республике Беларусь для кодификации законодательства о государственной службе сложились все условия, так как накоплен достаточный нормативный массив, который носит устойчивый характер.

Чуприс О. И. считает, что при условии соблюдения некоторых правил в процессе проведения кодификации: ревизии отдельных норм специального законодательства в направлении реализации общих принципов и подходов к государственной службе как публично-правовому явлению с преимущественным административно-правовым регулированием; максимальном отражении в законодательстве публично- правовых свойств государственной службы, объединении и модернизации в едином кодифицированном акте положений административного и трудового законодательства и исключении из специального законодательства, регламентирующего отдельные подотрасли, норм, отсылающих к законодательству о труде; максимальной унификации законодательства о государственной службе, регламентирующего его отдельные подотрасли, что особенно актуально для военизированных разновидностей  государственной службы; установлении  дополнительных интегративных возможностей для различных видов государственной службы, как на основе Общей части, так и при регулировании отдельных компонентов Особенной части (в частности, для военной и военизированной служб) [3].

Мы считаем, что при избрании наиболее приемлемой формы систематизации законодательства в сфере государственной службы следует в первую очередь рассматривать возможности кодификации. Поскольку этот метод позволяет обобщить имеющийся массив нормативных правовых актов в области государственной службы Республики Беларусь, уточнить терминологию, имеется возможность вычленения обобщающих норм.

 

Список источников и литературы

 

 

1.   О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 14.06.2003 №204–З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 15.07.2015 // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

2.   Об утверждении Единого правового классификатора Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 04.01.1999: с изм. и доп.: текст по состоянию на 17.07.2015// Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016

3. Чуприс, О. И. Государственная служба Республики Беларусь6 состояние и перспективы развития в рамках комплексной отрасли законодательства Республики Беларусь / О. И. Чуприс // Сайт юридического факультета БГУ [Электронный ресурс] – 2016 – Режим доступа: http://www.law.bsu.by/pub/26/14_Chupris.doc. – Дата доступа: 25.10.2016

4.    Чуприс, О. И. Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь / О. И. Чуприс; Нац. центр законодательства и правовых исслед. Респ. Беларусь. – Минск: Право и экономика, 2009.– 310 с.