Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОГОВОРА СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА В РФ

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
23 декабря 2017г.

В современном мире особо остро стоит проблема бесплодия. По словам главного акушер- гинеколога России, вице-президента РАМН, академика Владимира Кулакова в интервью «Российской газете» 2016 года: «Сейчас в России 78 млн. женского населения. Из них репродуктивного возраста, то есть от 15 до 49 лет, — 39,1 млн, среди которых бесплодных, по самым суровым подсчётам, — 6 млн… Есть ещё 4 млн бесплодных мужчин. То есть 15% семейных пар страдают бесплодием. Это критический уровень. У нас рождаемость 10,3 на 1000 населения, а смертность 16 на ту же тысячу. Каждый год мы теряем 750 000— 800 000 людей» (1).

Поэтому, исходя из статистики, можно сделать вывод о том, что репродуктивные технологии с каждым годом приобретают всё большее значение.

В настоящее время каждый шестой брак бесплоден в силу ряда причин, к которым можно отнести невозможность родить ребёнка при противопоказаниях врачей (если это опасно для жизни и здоровья матери), каких-либо физиологических недостатках супругов, различных заболеваниях и т.п. В этом случае оптимальным решением данной проблемы является применение методов искусственного оплодотворения, одним из видов которого является суррогатное материнство(2).

Суррогатное материнство представляет собой один из методов вспомогательных репродуктивных технологий, в ходе которого женщина (суррогатная мать) соглашается выносить ребёнка, а после рождения передать его генетическим родителям на усыновление.

Официальное определение суррогатного материнства закреплено в ч.9 ст. 55 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

В настоящее время в РФ отсутствует специальное правовое регулирование оказания услуги суррогатного материнства, в связи с чем оно регулируется на основании общих положений ГК РФ, применяемых к сделкам, а также к договорам об оказании услуг и подряда. Это даёт возможность закрепить в договоре любые права и обязанности сторон, при этом отсутствует гарантия их строгого соблюдения. Так, например, в настоящее время множество вопросов вызывают такие положения, как(3):

-   Остается не урегулированным вопрос, является ли рождение ребенка с патологией или случай внутриутробной смерти, выкидыша результатом ненадлежащего выполнения услуг и основанием для расторжения договора;

-     В соответствии с действующим законодательством биологические родители могут забрать новорожденного из роддома только после того, как суррогатная мать даст согласие на это. Благодаря возможности отказа суррогатные матери часто прибегают к шантажу в отношении биологических родителей с целью заработать как можно больше денег. Так, в декабре 2016 года в Санкт-Петербурге было возбуждено уголовное дело в отношении женщины, оказывающей услуги по программе суррогатного материнства. Она отказывалась передать детей биологическим родителям без дополнительной оплаты, а затем на том основании, что договором было предусмотрено рождение только одного ребенка, в то время как родились близнецы.

Наиболее распространены случаи, когда суррогатные матери после рождения ребенка отказываются давать согласие на регистрацию (на запись лиц) потенциальных родителей в качестве родителей новорожденного и пытаются шантажировать последних, чтобы получить большую выгоду, чем это предусмотрено договором (4).

Это связано с тем, что условие заключенного по российскому праву договора между суррогатной матерью и супружеской парой о передаче им ребенка после его рождения это далеко не гарантия того, что суррогатная мать не изменит своего решения. Она не может быть понуждена как к передаче рожденного ребенка, так и к выражению согласия на запись родителями ребенка супругов, принявших участие в имплантации эмбриона. Подобные условия в случае их установления в договоре будут являться недействительными как противоречащие закону. В тех случаях, когда супруги дали свое письменное согласие другой женщине на имплантацию эмбриона в целях вынашивания ребенка, родителями они могут быть записаны только с согласия женщины, родившей этого ребенка (суррогатной матери). Но суррогатная мать вправе и отказаться от предложения записать в качестве родителей лиц, по чьим просьбам вынашивала ребенка; она может отказаться, а может дать свое согласие на регистрацию их в качестве родителей до момента осуществления регистрации записи родителей. После регистрации такой записи суррогатная мать не вправе отозвать свое согласие в добровольном порядке (5). Также, следует помнить, что только после совершения с согласия суррогатной матери записи супружеской пары в книге записи актов гражданского состояния она утрачивает права на рожденного ребенка.

С учетом подобной законодательной модели определения судьбы ребенка суррогатной матерью генетические родители остаются без какой-либо правовой защиты, так как они не имеют возможности оспаривать материнство суррогатной матери ни до, ни после рождения ребенка. На практике такая модель регулирования в России выливается в различные злоупотребления со стороны суррогатной матери, в том числе требования получения ею дополнительного материального вознаграждения. При этом возможность злоупотребления суррогатной матери своими правами в существующей ситуации является не главной проблемой.

В связи с этим, необходимо законодательно закрепить, что в случае отказа суррогатной матери передать ребенка биологические родители, они имеют право требовать от нее возврата предоставленных ей по договору о суррогатном материнстве средств.

Кроме того, законодательно закрепленная возможность отказать в передачи ребёнка суррогатной

матерью подрывает цель суррогатного материнства, его технологию, так как оно создано именно для того, чтобы дать возможность лицам, которые отчаялись родить ребенка самостоятельно, получить генетически родного им малыша. Возможность отказа суррогатной матери также делает бессмысленным какое-либо договорное регулирование правоотношений, возникающих между сторонами, а также ненужным весь комплекс медицинских процедур, которые проходят биологические родители и суррогатная мать. Основная цель программы суррогатного материнства, не достигается. Это неизбежно влечет боязнь генетических родителей воспользоваться данным видом вспомогательных репродуктивных технологий, так как нет гарантии, что после рождения ребёнка суррогатная мать согласится его отдать (6).

Не отрицая того, что вынашивание плода неизбежно порождает кровную связь между ребенком и суррогатной матерью, все же важно учитывать, что изначальной основой жизни рожденного таким образом человека является эмбрион, полученный путем экстракорпорального оплодотворения половых клеток генетических родителей.

В связи с вышеизложенным, для решения проблемы, предлагается закрепить в гражданском кодексе нормы о договоре суррогатного материнства, дополнив ГК РФ главой 39.1 «Суррогатное материнство», в которой будет содержаться понятие данного договора, существенные условия, форма, права и обязанности сторон, а также иные положения. Предлагается в главе 39.1 также закрепить норму, согласно которой, исполнитель, т.е. суррогатная мать вправе отказаться от исполнения обязательств по договору о суррогатном материнстве лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Необходимо также чётко определить права и обязанности сторон по договору о суррогатном материнстве. Предлагается изложить их следующим образом:

Исполнитель по договору о суррогатном материнстве имеет право:

1)                  на получение своевременной квалифицированной помощи врачей-специалистов, необходимой в связи с исполнением договора суррогатного материнства;

2)                  получения содействия, связанного с исполнением договора от заказчиков;

3)                  требовать своевременной выплаты вознаграждения. По договору о суррогатном материнстве исполнитель обязан:

1)                  предоставить заказчикам в установленный срок документы, необходимые для проведения программы суррогатного материнства;

2)                  вовремя являться в медицинское учреждение;

3)                  выполнять     предписания     медицинской      организации     для     проведения      программы суррогатного материнства;

4)                  своевременно и полно информировать супругов-заказчиков о ходе реализации программы суррогатного материнства;

5)                  сохранять    тайну    отношений     суррогатного    материнства    на    протяжении     действия суррогатного материнства, а также после его прекращения;

6)                  дать в письменной  форме согласие на запись заказчиков в книгу записей рождений в качестве родителей этого (этих) ребенка (детей).

Заказчики по договору о суррогатном материнстве имеют право:

1)                  на своевременное получение полной и достоверной информации об исполнении договора;

2)                  на сохранение тайны суррогатного материнства;

3)                  на передачу ребенка исполнителем;

4)                  получение не позднее оговоренного в договоре суррогатного материнства срока согласия суррогатной матери на запись их в книгу записей рождений в качестве родителей ребенка.

По договору о суррогатном материнстве заказчики обязаны:

1)                  своевременно оплачивать расходы, связанные с исполнением договора о суррогатном материнстве;

2)                  оказывать необходимое содействие исполнителю во исполнение договора о суррогатном материнстве;

3)                  выплатить исполнителю компенсацию за оказанные услуги в случае невозможности исполнения договора о суррогатном материнстве вследствие наступления обстоятельств, указанных в ст. 783.1. настоящего кодекса;

4)                  после внесения записи о заказчиках в книгу записей рождения в качестве родителей ребенка выплатить вознаграждение исполнителю за оказанные услуги.

Это позволит отчасти снизить риск, связанный с односторонним отказом суррогатной матери отдать ребёнка биологическим родителем, при этом, не лишая полностью её возможности оставить его себе; такие положения также исключат возможность шантажа со стороны суррогатной матери, что в настоящее время встречается довольно часто.

 

Список литературы

 

(1). В России бесплодие достигло уровня национальной безопасности: [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/317486/. (дата обращения: 23.09.2017).

(2). Гнеушева Е. Б. Некоторые проблемы правового регулирования применения искусственных методов репродукции // Вестник БГУ. 2014. №2. С.285-289

(3). Пояснительная записка к проекту федерального закона № 133590-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части запрета суррогатного материнства»// СПС Консультант плюс, 2017.

(4). Горбунов З.Н. Договор  о суррогатном материнстве и его значение в системе защиты прав участников репродуктивной технологии // Юстиция. 2017. № 2. С. 53 - 57.

(5). Семейное право: учебник / П.Б. Айтов, А.М. Белялова, Е.В. Богданов и др.; под ред. Р.А. Курбанова. М.: Проспект, 2015. 232 с.

(6). Частное право. Преодолевая испытания. К 60-летию Б.М. Гонгало / М.В. Бандо, Р.Б. Брюхов, Н.Г. Валеева и др. М.: Статут, 2016. - 256 с.