Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФАКТИЧЕСКИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
23 декабря 2017г.

Возникновение      брачно-семейных     отношений     без     регистрации     брака     в     установленном законодательством порядке имеет давние исторические корни, но во всех случаях зарегистрированный брак и незарегистрированный браки сильно отличались по правовым последствиям и незарегистрированный брак в абсолютном большинстве случаев не приветствовался церковью и государством. Государство старалось поставить процесс воспроизводства населения под свой контроль, этому были свои объективные причины.

На данный момент положение фактических брачно-семейных отношений характеризуется противоречием частных интересов лиц, состоящих в брачно-семейных отношениях и публичных интересов государства и общества в целом. Ни одна из сторон в таких отношениях изначально не подозревает, к каким юридическим последствиям все может привести (4). Тем не менее, анализ практики показывает, что многие пары не спешат узаконивать свои отношения, они живут вместе, воспитывают детей, ведут хозяйство. Что же представляет собой фактический брак, ведь легального определения мы не увидим ни в одном действующем нормативно - правовом акте. Но можно сказать, что формулировка термина «фактические брачно-семейные отношения мужчины и женщины» учитывает большинство признаков семьи, при наличии которых суд вправе принять решение о факте нахождения супругов в «незарегистрированном союзе», что создаст юридические последствия: распространения на фактических супругов и членов их семьи абсолютное большинство прав, обязанностей, ответственности и государственных гарантий в соответствии с действующим семейным и гражданским законодательством. Можно предложить следующее определение понятия «фактические брачно-семейные отношения мужчины и женщины»: «Фактические брачно-семейные отношения мужчины и женщины – это установленный решением суда факт длительного совместного проживания не являющихся близкими родственниками граждан разного пола по единому месту жительства, осуществляющих добровольное, постоянное ведение общего хозяйства, представление перед третьими лицами супружеской парой, наличие внешних и внутренних признаков полноценной семьи, на которых распространяются основные права и обязанности супругов, установленные СК РФ, иными федеральными законами, содержащими нормы семейного права».

Гражданский брак вошел в нашу жизнь стремительно и укоренился столь естественно, будто речь идет о какой-то технической новинке, а вовсе не о явлении, затрагивающем важнейший общественный институт – семью (5). После отделения церкви от государства единственным легитимным браком в России становится официальный, государственный, то есть гражданский брак. Однако часть населения по- прежнему стала называть гражданским браком неофициальные брачные отношения.

Фактические брачные отношения это довольно популярная форма сожительства мужчины и женщины без регистрации отношений, подразумевающая раздел постели, стола, крыши над головой, а в ряде случаев – ещё и наличие совместных детей. Несмотря на отсутствие регистрации таких отношений, их прекращение в ряде случаев влечет вполне ожидаемые последствия: раздел имущества, определение места жительства детей и т.п. Вне зависимости от регистрации брачных отношений процедура их расторжения не только болезненна для обеих сторон, но и весьма затруднительна в правовом отношении (2). К сожалению, сожительство постепенно становится нормой в российском обществе как одной из форм семейных отношений, наряду с семьями, основанными на браке.

Фактический брак - это не только не зарегистрированный в официальных органах супружеский и хозяйственно-бытовой союз мужчины и женщины (1). Сожительство всегда основывается на эмоционально- чувственных отношениях между партнерами, так как вступать в указанные отношения с корыстной целью не имеет смысла. Можно понимать такой брак как временную форму совместной жизни, своеобразный первый шаг к официальному браку. Но, к сожалению, сожительство зачастую оканчивается не государственной регистрацией, а разрывом отношений партнеров с предъявлением друг другу претензий. Так что же побуждает людей вступать в такие браки? Так, Г.Б. Романовский в своих трудах говорит, что давление, которое брак оказывает на характер супружеских отношений, для многих становится основанием для отказа от регистрации таких отношений. Постоянное сожительство без оформления брака стало столь распространенным явлением, что обусловило скептический взгляд на сам институт брака. Но проблема фактических браков и состоит, как выразилась Е.Ю. Ламейкина, в том, что закон их «не видит». Не видит, в смысле не регулирует данные отношения, а значит, сожители не могут пользоваться определенными правами, которыми пользуются законные супруги. Считаем необходимым затронуть хотя бы внешние границы данных правомочий.

Незарегистрированный брак не создает юридических последствий, в том числе не возникает правоотношение общности нажитого в период совместного проживания имущества и никакие положения законодательства, регулирующие семейные отношения, не могут быть применены к этому имуществу. Это неоднократно подтверждалось судебной практикой. Закон защищает официальных супругов, предоставляет им определенные гарантии (3). Суды иски к гражданским женам-мужьям не принимают, хотя несколько подобных попыток в разных регионах России были зафиксированы. Но требования просто не были зарегистрированы. В России никаких законодательных гарантий лицам, проживающим в фактическом браке, не предусмотрено. Граждане практически бесправны. Здесь все зависит от моральных качеств обоих партнеров, а это далеко не всегда является достаточно надежной гарантией от проблем. Представляется, что в условиях повышения количества фактических брачно-семейных отношений между мужчиной и женщиной, закрепление за фактическими супругами наследственных прав является актуальным, и будет служить защите их имущественных интересов. Поэтому в настоящее время несоответствие семейного законодательства уровню развития современного общества лишает фактических супругов определенных гарантий, которые предоставляются законным супругам. При этом все необходимые для общества и государства социально значимые функции семьи участники этого союза выполняют в полном объеме без всякой поддержки со стороны общества и государства.

Таким образом, семья изначально создается и пребывает лишь в рамках закона. Она не может быть определена от тесно связанных с ней явлений правовых, закон служит ей средством защиты, поддержки, ответственности. А имеющий юридическую силу зарегистрированный брак говорит о стабилизации семьи, об определенности и стойкости ее. Государство заинтересовано в создании здоровой и крепкой семьи. Закон давно не знает таких понятий, как «фактический брак» или «незарегистрированный брак». Состояние в фактических брачных отношениях, в сожительстве не имеет правового значения. Сожительство, как брачное состояние без регистрации, не порождает семейно-правовых последствий и свидетельствует о легкомыслии в брачных отношениях, об аморфности и ненадежности их, о безответственности перед семьей и обществом, а, в конечном счете – о неприятии признаваемой законом и государством семьи.

 

Список литературы

 

1.Альбиков И. Р. Некоторые  вопросы  правового регулирования имущественных отношений лиц, состоящих в незарегистрированном браке // Мировой судья. 2011. № 2. С. 10.

2.Гусев А. П. Гражданский брак: алименты, наследование, раздел имущества: пособие / Рн/Д: Феникс, 2014. С. 125.

3.Левушкин А. Н. Семейное право: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 67.

4. Панин B.C. История развития института фактических брачных отношений в России // Семейное и жилищное право. М.: Юрист, 2013, № 2. С. 43.

5.Паничкин В. Б., Паничкина Е.В. Предпосылки и способы институционализации сожительства в брак в российском праве // Семейное и жилищное право. 2017. N 4.С. 15.