Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Махачкала
ВУЗ:
Дата:
15 декабря 2018г.

Аннотация: В данной публикации рассматриваются основные проблемные вопросы, связанные с развитием института местного самоуправления в Российской Федерации. Дана краткая характеристика некоторым нормам закона и их реализации в реальной жизни. Дана оценка форме осуществления народом своей власти их самостоятельности в решении местных вопросов.

Ключевые слова: местное самоуправление, конституционный строй, Конституции РФ, Европейская хартия местного самоуправления, Градостроительный кодекс, Гражданский кодекс, Россия, местная власть.

Problems of efficiency and ways to improve local government in the Russian Federation

Abstract: in this paper discusses major issues associated with the development of the Institute of local self- government in the Russian Federation. Summarizes certain provisions of law and to implement them in real life. The estimation form exercise by the people of his power of autonomy in solving local issues.

Keywords: local self-government, constitutional order, the Constitution of the Russian Federation, the European Charter of local self-government, the town planning code, the civil code, Russia, local authorities.

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой базовый принцип в организации и осуществления власти в местном сообществе и государстве, что указывает на демократическую форму управления и децентрализацию. Как институт демократии местное самоуправление рассматривается, как форма осуществления народом своей власти в рамках Конституции РФ[2], федеральных законов, и законов субъектов РФ самостоятельно и строго под свою ответственность с правом решать населению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения с учётом интересов населения и исторических, и других местных традиций. В редакции Конституции РФ провозглашён принцип организационной самостоятельности органов местного самоуправления от органов государственной власти, что является одной из основных гарантий самостоятельности в решении вопросов местного значения[2]. Содержание Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] определяют следующую многоуровневую правовую базу местного самоуправления, которая состоит из международно- правовых документов непосредственно направленных на регулирование местного самоуправления: - Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.).[1] Данная Хартия определяет минимальные права местного самоуправления, которые должны быть гарантированы государствами, ее подписавшими. На основании ст. 132 Конституции РФ «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Нормы, регулирующие вопросы организации местного самоуправления, содержатся и в федеральных кодификационных законах - кодексах. Так, ГК РФ определяет, какое имущество является муниципальным, закрепляет положения о порядке образования, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Градостроительный кодекс РФ подразделяет городские, сельские подразделения на виды в зависимости от численности населения, устанавливает требования к описанию и утверждению границ муниципальных образований[8]. В силу принципа единства системы права, установленного в ст. 76 Конституции РФ, конституции (уставы) и законы субъектов Федерации, которые, признавая местное самоуправление в качестве одного из основополагающих начал организации публичной власти на своей территории и определяя систему организации этой власти, не могут снижать уровень гарантий самостоятельности местного самоуправления, предоставляемых федеральным законодательством[6]. Но надо признать и согласиться, что право самостоятельности не импонирует чиновникам органов государственной власти и как нам представляется они считают, что органы местного самоуправления должны строить свою работа в пределах дозволения органами государственной власти. На наш взгляд такие настроения и отношения органов государственной власти и побуждает тенденцию к централизации и встраиванию органов местного самоуправления в систему государственной власти и нашла отражение в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. Основными изменениями стали:

-      переход к единым правовым основам организации местного самоуправления в стране; повсеместное введение местного самоуправления (закон обязывал создавать органы местного самоуправления в поселениях с числом жителей свыше 1000 человек);

-    разделение муниципалитетов на несколько типов (поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения); четкое разграничение полномочий между федеральным центром, регионами и МСУ;

-детальное определение перечня вопросов местного значения для каждого вида муниципального образования;

-    четное определение структуры органов МСУ, основных должностных лиц и схем организации местной власти. Данный закон был многоплановым. Помимо положительных моментов он ввел ряд инструментов политического давления на мэров. Было предусмотрено несколько оснований для отрешения глав муниципальных образований от должности. В 2014 г. с принятием 136-го Федерального закона, создаётся правовая основа очередного этапа развития местного самоуправления смысл данного этапа заключается в расширении прав субъектов Федерации в регулировании местного самоуправления, т.е. получили дополнительные полномочия и права в формирования органов местного самоуправления. В том числе, согласно данному закону, региональные власти получили право определять порядок формирования органов местного самоуправления (ранее это было прерогативой самих местных властей); количество членов конкурсной комиссии, формируемой для отбора кандидатов на пост главы администрации муниципального образования (сити-менеджера), назначаемых региональной властью, увеличено с одной трети до половины; всех членов конкурсной комиссии от региональной власти назначает губернатор (ранее это было прерогативой регионального парламента); установлена возможность перераспределения региональным законом полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления; появились два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район[9]. По объяснениям аналитиков данные изменения были вызваны следующими причинами:

-   стремлением максимально приблизить городскую власть к избирателю и его запросам;

-    желанием дать регионам возможность эффективнее управлять развитием территорий, влиять на социально-экономическую политику в муниципалитетах;

-    потребностями снизить число предпосылок для политических конфликтов между мэрами и губернаторами.

В феврале 2015 г. был принят 8-й Федеральный закон, который сохранил все прежние варианты организации местной власти, где предусмотрены ещё два новых способа избрания «сильного мэра», т.е. главы муниципального образования, который руководит местной администрацией:

- представительным органом из числа депутатов этого органа;

-   представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией [9].

Другими словами, с одной стороны, данный закон отражает курс на повышение роли городской представительной власти, а с другой, предусматривает возможность избрания «сильного мэра» не на прямых выборах. Как мы видим, такая постановка вопроса напоминает ностальгию управления по присущим местному самоуправлению советского периода и такая реформа местного самоуправления, ведет к существенному повышению степени централизации местного самоуправления в систему государственной власти. Как нам представляется, это ведет к тому, что законодательство о местном самоуправлении утрачивает свою стратегическую направленность и стабильность, в то время как устойчивость и последовательность законов повышают доверие к праву. Законы, конечно, не должны превращаться при этом в тормоз политического развития страны, но и вместе с тем их изменения не должны напоминать движения маятника: законодатель не должен переходить из одной крайности в другую. Все три российских Закона о местном самоуправлении (1991, 1995 и 2003 гг.) предусматривали необходимость коренной перестройки всего здания местной власти. Это свидетельствует, в частности, о том, что у законодателя нет стратегического плана развития местного самоуправления. Местным самоуправлением занимаются многочисленные структуры, но нет среди них флагмана, общепризнанного центра по изучению и обучению местному самоуправлению. Местное самоуправление как дитя у семи нянек[8]. Как нам представляется, к основным направлениям развития местного самоуправления на современном этапе надо отнести:

-       повышение качества и реальности муниципального управления, с максимальной поддержкой населением;

-             добиваться системы демократического контроля в муниципальных образованиях;

-        усиление роли представительных органов местного самоуправления как демократических и контролирующих центров муниципальной демократии, не должен быть руководитель представительного органа вторых ролях.

Как мы себе представляем, с учетом сложившейся в стране ситуации вокруг института местного самоуправления убеждённо сказать, что местное самоуправление в публичной власти завоевало должное место на первый взгляд, может показаться неуместным. Между тем этот вопрос, как и прежде, сегодня крайне актуален для нашей страны. Дело в том, что данного института в каком виде нам представили, как самостоятельная власть осуществляема местным сообщество пока в России фактически нет.

Сегодня приходится констатировать наступление «муниципальной контрреволюции», тенденцию частичной реставрации подчиненного положения, присущего местному самоуправлению советского периода. Эта тенденция последовательно усугублялась на протяжении с 2000-х годов. С нашей точки зрения, это обусловлено изменением политических приоритетов федерального Центра.

 

Список источников и литературы

 

1.        Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №36. – Ст. 4466.

2.        Конституция Российской Федерации – 1993 г

3.        Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 20.10.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – №40. – стр. 3822.

4.        Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – №42. – Ст. 5005.

5.        Абрамова, И. Е. Развитие местного самоуправления как института гражданского общества / И. Е. Абрамова, А. Ю. Ильин, В. М. Котов // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. –– 2016. –– № 4. –– С. 36-39.

6.        Абрамова И.Е., Крамская С.В. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИИ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-1. – С. 91-93; URL:http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10710 (дата обращения: 28.10.2018).

7.        Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). – М.: Инфра-М, 2015.

8.        Девяткина А.И. Развитие правового механизма взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в контексте модернизации [Текст] / А.И. Девяткина // Административное и муниципальное право. – 2013.

9.        Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. «Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / М.: «Ось-89», 2014.