Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПО БОРЬБЕ С ПРОТИВОПРАВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ

Авторы:
Город:
Люберцы
ВУЗ:
Дата:
28 января 2016г.

    Различия в конкретных условиях исторического развития каждой страны, обуславливают разнообразие способов и методов технико-криминалистического обеспечения в различных подразделениях по борьбе с противоправной деятельностью на государственной границе.

   Однако в целом, на сегодняшний день, можно выделить два основных подхода - традиционный и нетрадиционный.

     Первый (традиционный), связан, прежде всего, с надлежащим функционированием юрисдикционной составляющей и охватывает деятельность по разработке:

1)          независимого материального законодательства, в отношении технико-криминалистического обеспечения в различных подразделениях по борьбе с противоправной деятельностью на государственной границе;

2)      процессуального законодательства, прежде всего, того, которое касается сотрудничества в сфере помощи по технико-криминалистическому обеспечению в различных подразделениях по борьбе  с противоправной деятельностью на государственной границе (например, сотрудничество в рамках Евро Юста);

3)      средств и ресурсов, позволяющих адекватно проводить расследование по данной категории дел (специализированные центральные агентства по борьбе с противоправной деятельностью на государственной границе).

   Второй (нетрадиционный) - охватывает предупредительную деятельность и включает разного рода подходы на уровне общества (предоставление гражданам соответствующей информации, внедрение горячих линий, участие в работе различных общественных организаций), а также регуляторную политику.

   В целом сегодня оба подхода применяются комплексно, однако роль того или иного подхода по соотношению к конкретному государству разные.

   Так, в США структура технико-криминалистического обеспечения по борьбе с противоправной деятельностью на государственной границе сформирована под влиянием последствий террористических актов произошедших в США 11 сентября 2001 г.

    В частности, принятый 26 октября 2001 г., после экстренного рассмотрения и утверждения президентом США законопроект о дополнительных средствах для борьбы с терроризмом, сформировал у правоохранительных органов, в том числе и в сфере охраны государственной границы, правовые основы для проведения без предварительного получения соответствующих санкций прокуратуры или решений суда, целый ряд оперативно- розыскных мероприятий. Соответствующие изменения в  последствии были  дополнены и детализированы в специальных НПА, таких как: «О реформировании визовой политики»50, «О временном моратории на выдачу виз определенным категориям иностранцев»51, «Об авиационной безопасности»52.

Кроме того, трагические события 11 сентября 2001 г. стали причиной широкомасштабных изменений в структуре органов власти. 25 ноября 2002 г. был принят Закон «О внутренней безопасности»53 в соответствии с которым в США, было организовано Министерство внутренней безопасности54, которое объединило целый ряд ранее автономных или полуавтономных специальных служб осуществляющих борьбу с противоправной деятельностью на государственной границе: Береговая охрана; Иммиграционная и таможенная полиция США; Служба гражданства и иммиграции; Пограничная и таможенная служба; Федеральный центр подготовки сотрудников правоохранительных органов55 и др. Совокупность этих изменений не без оснований сравнивают по своему масштабу и значению с перестройкой системы безопасности, сделанной администрацией Г. Трумэна во второй половине 40-х годов двадцатого века, когда были созданы ЦРУ, министерство обороны и Совет национальной безопасности56.

При этом технико-криминалистическое обеспечение деятельности Таможенно-пограничной службы США осуществляется в рамках общей системы Министерства внутренней безопасности США, при условии, что научно-технический потенциал рассматривается как ключевой фактор в обеспечении внутренней безопасности США. Соответствующие исследовательские и конструкторские работы, финансируемые из федерального бюджета, сосредоточены под эгидой Министерства внутренней безопасности с тем, чтобы избежать дублирования и обеспечить плановые инвестиции в революционные проекты, способные дать высокую отдачу. Расчет делается и на привлечение частного бизнеса к разработке и производству приборов и систем, необходимых для внутренней безопасности.  Большое значение придается  обмену информацией и информационных систем, потому что они влияют на все аспекты внутренней безопасности.

Признается, что  информационные системы страны неадекватны задачам  обеспечения внутренней безопасности и прежде всего в сфере защиты государственной границы. Кроме того, существуют недостатки в коммуникационных системах штатов, разные службы используют несовместимые средства связи. С целью лучшего обеспечения защиты государственной границы планируется обеспечить эффективный и комплексный обмен информацией между структурами федерального правительства, а также между правительствами штатов и органами местного управления, частными предприятиями и гражданами, принять общие «Цель- информационные» стандарты для электронной информации, что относится к борьбе с противоправной деятельностью на государственной границе57.

Также в США считается перспективным направление, нацеленное на создание «умных границ», нацеленное на усиление защиты важной международной инфраструктуры, расширение международного научно- технического сотрудничества в области внутренней безопасности, усиления взаимодействия по борьбе с противоправной деятельностью на государственной границе58.

Таким образом, в основу нынешней стратегии технико-криминалистического обеспечения в различных подразделениях по борьбе с противоправной деятельностью на государственной границе в США положен комплексный подход. Ставка делается на мобилизацию всех федеральных ведомств, координацию их усилий и взаимном «перекрывании» ресурсов друг друга: широкие и постоянные усилия: финансовые, разведывательные и военные, открытые и тайные, которые должны продолжаться на постоянной основе. А также акцент сделан на устранение ведомственных барьеров и усиление взаимодействия между государственными структурами не только по горизонтали, на уровне федерального правительства, но и по вертикали - между федеральным центром, штатами и местными органами власти с учетом особенностей федеративного устройства страны.


50   On November, 6th, 2001 the Law of the USA «About reforming of a visa policy» / A Service of the bureau of consular affairs [Электронный ресурс], режим доступа: http://travel.state.gov/law/law_1734.html

51   On November, 13th, 2001 the Law of the USA «About the time moratorium on issue of visas to certain categories of foreigners» / A Service of the bureau of consular affairs [Электронный ресурс], режим доступа: http://travel.state.gov/law/law_1734.html

52   On November, 19th, 2001 the Law of the USA «About aviation safety» /A Service of the bureau of consular affairs [Электронный ресурс], режим доступа: http://travel.state.gov/search/search_4654.html

53   On November, 25th, 2002 the Law «About internal security» [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.dhs.gov/index.shtm

54    Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. – М., 2003.[Электронный ресурс], режим доступа: www.archipelag.ru / authors / denisenko/?library=1900

55   [Электронный ресурс], режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

56   Оськина И.Ю., Лупу А.А. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие: конспект лекций. – М.: Проспект, 2011. [Электронный ресурс - Электронно-библиотечная система IPRbooks], режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava- zarubezhnyix-stran.-konspekt-lekczij.html

57   Anderson G., Sands Ch. Negotiating North America: The Security and Prosperity Partnership. - NY., 2007. - P. 1-38.

58   См., например: Комкова Е.Г. Новый этап американо-канадской интеграции // США - Канада: экономика, политика, культура. – 2008. - № 5.– С.15




    В настоящее время очевидно стремление западноевропейских стран в рамках Европейского союза создать единую политику в области охраны государственных границ59. Вместе с тем, технико-криминалистическое обеспечение в различных подразделениях по борьбе с противоправной деятельностью на государственной границе, действующее в странах Евросоюза, демонстрирует явные отступления от традиционных международно- правовых стандартов в исследуемой сфере. И прежде всего, своего разрешения требует вопрос, на каком уровне должно проводиться регулирование данной деятельности?

    Практика европейских государств показывает стремление к всеобъемлющему региональному сотрудничеству60. При этом региональное регулирование отражает внутреннюю политику государств в отношении регулирования ТКО по борьбе с противоправной деятельностью на государственной границе. Поэтому основная задача заключается в том, чтобы процесс регулирования в странах ЕС основывался не только на внутригосударственных системах государств, но и на общем праве и практике.

   Унифицированного документа в исследуемой области на пространстве ЕС на сегодняшний день нет. Правовые основы борьбы с противоправной деятельностью на государственной границе в рамках ЕС определяют положения Договора о Европейском Союзе (ДЕС)61 и Договора о функционировании Европейского Союза (ДФЕС), акты институтов объединения и судебная практика62.

   Основным органом, осуществляющим технико-криминалистическое обеспечение в странах ЕС является Главный центр криминалистических исследований ЕС, имеющий перед собой следующие задачи: проведение судебной экспертизы и экспертных исследований паспортных документов; организационно-правовое и методическое руководство  деятельностью экспертных подразделений Главного центра; организация научно- методического и информационного обеспечения деятельности пограничных органов стран; производство поисковых исследований; эксплуатационно-техническое и метрологическое обеспечение технико- криминалистических средств; опытная эксплуатация технических средств, которые используются во время проведения экспертизы, и обеспечение их использования в практической деятельности.

   Таким образом, большинство развитых иностранных государств имеет широкую сеть научных криминалистических учреждений осуществляющих технико-криминалистическое обеспечение. Они входят, как правило, в систему министерства внутренних дел и содержат в себе как центральные научно-исследовательские учреждения (институты, центры, академии), так и региональные научно-технические подразделения (лаборатории, институты). Основными направлениями их деятельности является разработка новых средств криминалистической техники, создание и совершенствование методик исследования вещественных доказательств, производство экспертных исследований.

    Характерной чертой  зарубежных научных  криминалистических учреждений является их  высокая техническая оснащенность, использование в ходе исследований последних достижений науки, широкое применение средств вычислительной техники. Созданы и внедрены в практику комплекты научно-технических средств, разнообразные поисковые приборы, средства фиксации следов и обстановки места преступления, экспресс-методы исследования вещественных доказательств, технические средства задержания и т.д.

59   Walker N. Europe’s Area of Freedom, Security and Justice. - Oxford University Press, 2004.

60   Peers S. EU Justice and Home Affairs Law. - Harlow: Pearson, 2000.

61   Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) (Договор вступил в силу 01.11.1993. Россия не участвует.). Документ опубликован не был. [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс», режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=43211

62   Gilmore W. The Twin Towers and the Three Pillars // European University Institute Law Department Working Paper: Fiesole, 2003; Den Boer M.,Monar J. 11 September and the Challenge of Global Terrorism to the EU as a Security Actor// JCMS. - 2002.; Walker N. The Pattern of Transnational Policing // Newburn T. Handbook of Policing. - Uffculme: Willan, 2003.

Список литературы

1.      Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) (Договор вступил в силу 01.11.1993. Россия не участвует.). Документ опубликован не был. [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс», режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=43211

2.      Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. – М., 2003. [Электронный ресурс], режим доступа: www.archipelag.ru / authors / denisenko/?library=1900 [Электронный ресурс], режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

3.      Комкова Е.Г. Новый этап американо-канадской интеграции // США - Канада: экономика, политика, культура. – 2008. - № 5.

 4.      Оськина И.Ю., Лупу А.А. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие: конспект лекций. – М.: Проспект, 2011. [Электронный ресурс - Электронно-библиотечная система IPRbooks], режим доступа:       http://www.iprbookshop.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnyix-stran.-konspekt-lekczij.html

5.      Anderson G., Sands Ch. Negotiating North America: The Security and Prosperity Partnership. - NY., 2007. - P. 1- 38.

6.      Gilmore W. The Twin Towers and the Three Pillars // European University Institute Law Department Working Paper: Fiesole, 2003; Den Boer M., Monar J. 11 September and the Challenge of Global Terrorism to the EU as a Security Actor// JCMS. - 2002.; Walker N. The Pattern of Transnational Policing // Newburn T. Handbook of Policing. - Uffculme: Willan, 2003.

7.      Peers S. EU Justice and Home Affairs Law. - Harlow: Pearson, 2000.

8.      Walker N. Europe’s Area of Freedom, Security and Justice. - Oxford University Press, 2004.

9.      On November, 6th, 2001 the Law of the USA «About reforming of a visa policy» / A Service of the bureau of consular affairs [Электронный ресурс], режим доступа: http://travel.state.gov/law/law_1734.html

10.   On November, 13th, 2001 the Law of the USA «About the time moratorium on issue of visas to certain categories of foreigners» / A Service of the bureau of consular affairs [Электронный ресурс], режим доступа: http://travel.state.gov/law/law_1734.html

11.   On November, 19th, 2001 the Law of the USA «About aviation safety» /A Service of the bureau of consular affairs [Электронный ресурс], режим доступа: http://travel.state.gov/search/search_4654.html

12.   On November, 25th, 2002 the Law «About internal security» [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.dhs.gov/index.shtm