19 июня 2016г.
В юридической литературе, на форумах различного уровня много говорится о проблемах повышения эффективности деятельности органов государственной власти, в том числе, может быть особенно, исполнительной. Одной из компетенций должностных лиц является разрешение административно-правовых споров вне рамок административного судопроизводства. Сам процесс разрешения административно-правовых споров можно дифференцировать на определенные стадии:
1. возбуждение дела об административном правонарушении;
2. рассмотрение дела об административном правонарушении;
3. вынесение постановления по делу об административном правонарушении;
4. исполнение постановления по делу об административном правонарушении.
В нашем исследовании мы бы хотели обратить внимание на оптимизацию данного процесса на стадии обращения граждан. Мы предлагаем рассматривать киберпространство как один из возможных способов взаимодействия государственных органов и граждан РФ. При этом не стоит забывать, что одним из важнейших условий эффективной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является общественное доверие к ним. При этом общественное мнение, соответственно, и доверие, как правило, зависят не только от того, насколько качественно и добросовестно государственные органы и органы местного самоуправления выполняют возложенные на них функции, но и от того, насколько государство проявляет интерес и поддержку сети интернет и других электронных ресурсов
В этом свете в качестве примера можно привести развитие электронного правительства, существование которого стало возможным благодаря Распоряжению Правительства РФ от 06.05.2008 N 632-р (ред. от 10.03.2009) “О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года”. С момента издания приказа, электронное правительство стало востребованным и широко применяется в деятельности органов государственной власти.
С помощью электронного правительства предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет стало проще и доступней для населения РФ. Информационное взаимодействие органов государственной власти с организациями и гражданами вышло на качественно новый уровень. Многие цели и задачи данного нормативного акта успешно достигнуты и совершенствуются изо дня в день.
Примером последнего может послужить инициатива администрации г. Батайска Ростовской области, Постановлением которого утверждается порядок использования структурными подразделениями и отраслевыми (функциональными) органами Администрации города Батайска информационно-аналитической системы «Электронный регион» при рассмотрении обращений граждан. Информационная система “Электронный регион” является комплексом программно-технических решений, который будет обеспечивать возможность обращения граждан в Администрацию города Батайска электронным путем. Рассматриваться обращения граждан будут структурными подразделениями и отраслевыми органами Администрации города Батайска. Ответы на обращения граждан могут быть представлены также в электронной форме. Положительным следует отметить тот момент, что Обращения граждан, направленные в Администрацию города Батайска посредством информационной системы ”Электронный регион” будут поступать непосредственно в личный кабинет Мэра города Батайска.
Также мы полагаем, что органы исполнительной власти должны широко использовать возможности социальной сети Интернет.
Многие должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления имеют учетные записи в социальных сетях и граждане могли бы таким образом направлять свои обращения или жалобы должностному лицу. Однако такой способ обращения не представляется возможным.
Во-первых в федеральном законе РФ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) не предусмотрена возможность обращение граждан через социальную сеть. В данном федеральном законе электронное обращение приравнивается к письменному, т.е. порядок принятие и рассмотрения абсолютно аналогичный. В ч. 1, 2 ст. 8 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" сказано, что:
1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Следовательно, обращение или жалоба должны:
- быть зарегистрированы органом государственной власти или органом местного самоуправления;
- интернет портал должен регулироваться сотрудниками органа государственной власти или органом местного самоуправления;
В первом случае возникает вопрос процедуры регистрации и подлинности лица обращающегося к должностному лицу. Мы предлагаем следующее:
1) должностное лицо должно регистрировать этих лиц самостоятельно и в итоге предоставлять отчет, о проведенной работе, а так же копии обращений и жалоб;
2) в процессе обмена сообщениями в социальных сетях, учетная запись, или обезличенная учетная запись, должны иметь доказательную основу, что к должностному лицу обращается именно тот человек, который представлен в учетной записи социальной сети, т.е. личные данные (такие как: ФИО, город проживания, год рождения и т.д.) соответствуют документам, удостоверяющим личность (паспорт, водительские права), обращающегося гражданина. Как решение проблемы, нужно требовать сканированной копии водительских прав, паспорта гражданина РФ или паспорта гражданина иностранного государства.
Во-вторых, активность и действия в социальной сети это потраченное личное время должностного лица и деятельность не связанная с его рабочими функциями. Необходимо сделать такой род деятельности, как прием обращений и жалоб граждан в социальной сети, добровольным. На официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять информацию о том, кто из должностных лиц имеет право принимать жалобы и обращения граждан в социальной сети и во вне рабочее время. Но в свою очередь такая деятельность должна поощряться со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, например увеличением оклада работника, размера премии или расширением его социального пакета.
Таким образом, рассмотрение и предоставление законной основы данному предложению может стать большим шагом вперед в сфере регулирования административно-правовых отношений. Сеть Интернет в настоящее время является инструментом, который при рациональном использовании в интересах общества и органов государственной власти может не только обеспечить эффективное взаимодействие, но и способствовать укреплению авторитета и повышения доверия граждан к органам государственной власти и органам местного самоуправления и их должностным лицам.