19 июня 2016г.
Основным нормативным документом, на котором базируется построение системы государственной регистрации недвижимого имущества в Республике Беларусь, является Закон Республики Беларусь от 22 июля 2002 года № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон). Он вступил в силу 8 мая 2003 года и эту дату можно рассматривать как исходную точку в создании современной модели белорусской системы государственной регистрации недвижимости.
В соответствии с Законом государственной регистрации подлежат следующие объекты недвижимого имущества:
· создание, изменение, прекращение существования недвижимого имущества;
· возникновение, переход, прекращение прав на недвижимое имущество, в том числе долей в правах (далее – права), за исключением долей в праве общей собственности на общее имущество совместного домовладения, и ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь;
· сделки с недвижимым имуществом, подлежащие в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь государственной регистрации.
Отношения, связанные с государственной регистрацией недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в Республике Беларусь, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь. [1]
В отличии, к примеру, от Российской модели системы государственной регистрации недвижимого имущества, в Республике Беларусь отсутствует разделение на две системы: кадастр недвижимости и регистр прав на недвижимость. В Беларуси единая информационная система, которая называется Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее - ЕГРНИ). Согласно Закону, ЕГРНИ представляет собой систематизированный свод сведений и документов в отношении зарегистрированных объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Республики Беларусь. Наполнение ЕГРНИ как информационного ресурса осуществляется посредством совершения регистрационных действий и внесения исправлений в документы ЕГРНИ в соответствии с действующим законодательством.[4]
Систему государственных организаций в области государственной регистрации в Республике Беларусь образуют Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (в качестве специально уполномоченного органа государственного управления), Национальное кадастровое агентство (далее – НКА) (как республиканская организация по государственной регистрации) и территориальные организации по государственной регистрации (их всего 7, что соответствует числу регистрационных округов). В структуре территориальных организаций выделяют филиалы и бюро территориальных агентств по государственной регистрации, которые обслуживают территорию определенного регистрационного района.
Особенностью НКА и территориальных организаций по государственной регистрации является то, что они относятся к государственным республиканским унитарным предприятиям.
Непосредственно функции по осуществлению государственной регистрации недвижимого имущества,
прав на него и сделок с ним выполняют регистраторы НКА и территориальных организаций по государственной регистрации. Несмотря на особые требования, предъявляемые к регистраторам и на то, что он действует от имени государства, регистратор не является государственным служащим, - он имеет статус наемного работника. В этом заключается особенность правового статуса регистратора.
Регистрационные действия в отношении предприятия как имущественного комплекса совершаются регистратором НКА в порядке, установленном правительством Республики Беларусь.
Территориальные организации по государственной регистрации осуществляют регистрационные действия в отношении следующих объектов недвижимого имущества: земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, изолированных помещений и машино- мест.
На практике возникают ситуации, когда объект, подлежащий государственной регистрации, расположен на территории более чем одного регистрационного округа. В таком случае прием документов, необходимых для осуществления государственной регистрации, осуществляет регистратор НКА и он же дает указания регистраторам соответствующих территориальных организаций по государственной регистрации совершить последующие этапы регистрационного действия. [4]
В 2003-2008 годах система государственной регистрации недвижимого имущества реализовывалась согласно Программе поэтапного развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на 2003-2008 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.05.2003 г. № 600 .
В 2009-2013 годах система государственной регистрации развивалась по Программе развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на 2009-2013 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь 09.03.2009 г. № 294.
Вышеупомянутые Программы успешно выполнены. В настоящее время реализуется Программа развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на 2014-2018 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь 11.09.2014 г. № 874. Следует отметить, что в данной Программе во многих случаях прослеживается параллель с развитием систем государственной регистрации недвижимости Грузии и Российской Федерации.
Заметным достижением в развитии системы государственной регистрации недвижимого имущества в Республике Беларусь стало сокращение сроков осуществления регистрационных действий. Если раньше регистрационные действия совершались в течение 7 рабочих дней, то на сегодняшний день в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления, а также предусмотрена возможность осуществления регистрационных действий в ускоренном порядке (в течение 2 рабочих дней) или в срочном порядке (в течение 1 рабочего дня, если заявление о государственной регистрации было внесено в журнал до 16.00).
С целью обеспечения сокращения бумажного документооборота и исполнения принципа «одно окно» между агентствами по государственной регистрации и распорядительными органами, администрациями районов в городах, был организован электронный документооборот посредством разработанной НКА автоматизированной информационной системы обмена электронными документами. Данный шаг позволил максимально ускорить процесс предоставления информации из ЕГРНИ, исключив необходимость личного обращения граждан в агентство.[2] Для оптимизации производственных процессов внедрен Геопортал земельно-информационной системы Республики Беларусь, осуществлен переход к электронному архиву регистрационных дел.
Таким образом, на современном этапе развития системы государственной регистрации недвижимости в Республике Беларусь наблюдается тенденция к оптимизации всех этапов государственной регистрации недвижимости, активно применяется мировой опыт в области государственной регистрации и проводятся мероприятия, направленные на усовершенствование технико-экономических характеристик данной системы, на расширение ее функциональных возможностей и улучшение системы управления качеством. [3]
Список литературы
1. Закон Республики Беларусь от 22 июля 2002 года № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».
2. Медюхо А. Некоторые подходы к повышению качества и эффективности предоставления услуг в РУП «Могилевское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»//Научно- производственный журнал «Земля Беларуси».-2015.-№4.- с.9-11.
3. Программа поэтапного развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на 2014-2018 годы: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 сентября 2014г. № 874// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2014г.-№5/39388.
4. Статистические данные взяты с официального сайта ГУП «Национальное кадастровое агентство» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nca.by. - Дата доступа: 12.05.2016 г.