Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ НИЖГМА

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
18 июня 2017г.

Работа является фрагментом НИР «Морфологические особенности и состояние здоровья студентов НижГМА» КТР 76.33.31 УДК 613.95/.96 КМК 03.02.TQ, проводимой кафедрой нормальной анатомии и кафедрой гигиены Федерального  государственного  бюджетного  образовательного учреждения высшего образования “Нижегородская государственная медицинская академия” Министерства здравоохранения России.

Введение. Особенности соматометрических показателей используются в клинической медицине для комплексной диагностики, а также в профилактической медицине для мониторинга здоровья населения [4].

Материалы и методы. Было проведено добровольное анкетирование 240 учащихся ФГБОУ ВО НижГМА, являющихся гражданами России (80 юношей и 160 девушек). Анкета состояла из 10 вопросов, касающихся гигиены полости рта, 4 вопросов, связанных с особенностями зубо-челюстной системы, и 7 вопросов о структуре питания. Возраст респондентов определялся окончанием периода формирующегося постоянного прикуса (от 12 до 15 лет). Были сделаны фотографии полости рта студентов, осуществлен осмотр полости рта, определен тип прикуса.

Было проведено добровольное анкетирование родителей 100 школьников третьих классов г. Нижнего Новгорода.

Результаты. Возраст респондентов составлял 17-18 лет.

При осмотре полости рта у 95% студентов обнаружены зубной налет и кариес, у 75% – зубной камень, у 40% – пульпит, что незначительно отличается от данных ВОЗ за 2012 год (95%, 90%, 80% и 30- 40% соответственно). Полученные данные практически совпадают с проведенными ранее исследованиями распространенности стоматологической патологии г. Нижнего Новгорода [2, 3, 5]. У большей части учащихся выявлен правильный (физиологический) прикус (60%). Среди аномалий чаще встречались дистальный прикус (18,2%) и глубокий прикус (12,4%).

Как потенциальные причины возникновения патологии полости рта можно выделить недостаточную гигиену ротовой полости, несбалансированное питание, чрезмерное употребление сладостей.

По результатам анкетирования было определено, что 19% опрошенных чистят зубы 1 раз в день, 62,5% студентов делают это дважды в сутки, гораздо меньшее количество человек (13,7%) – трижды в сутки и всего 4,8% – после каждого приема пищи. Таким образом, большая часть данной категории обучающихся осуществляет чистку зубов 2 раза в день, что является правильным.

Было выявлено, что по утрам больше половины опрошенных чистят зубы после завтрака (55,2%) или перед завтраком и после него (5,1%). В тоже время, достаточно большая группа респондентов (38,1%) проводит утреннюю чистку зубов до завтрака, не очищая полость рта и зубы после утреннего приема пищи, а 4 человека (1,6%) вообще не чистят зубы утром.

У 36% студентов чистка зубов занимает около одной минуты, у 39% – две минуты, и только 25% респондентов чистят зубы более двух минут.

Почти треть опрошенных (31,3%) не моет зубную щетку перед ее употреблением.

Только 75 человек регулярно пользуются ополаскивателем для полости рта и 11 человек используют его иногда. В этой группе 14 респондентов используют ополаскиватель перед чисткой зубов, 58 – после чистки зубов, 6 – после каждого приема пищи, 8 – вместо одной из чисток зубов.

Было выявлено, что 80 опрошенных использует зубную нить (флосс), среди них 32,5% (26 человек) применяют ее перед чисткой зубов, 30% – после чистки зубов, 37,5% – после каждого приема пищи.

Также было определено, что 5% студентов регулярно делают массаж десен, 2,5% респондентов совершают его иногда, и абсолютное большинство опрошенных (92,5%) его не проводят.

Установлено, что 49,2% обучающихся регулярно проводят чистку языка, 4,2% опрошенных делают это редко и 46,6% не проводят данную процедуру.

Было выявлено, что 65,8% студентов самостоятельно проверяют качество чистки зубов, 8 опрошенных используют специальные таблетки для окрашивания налета и только 30,8% респондентов обращались к стоматологу для оценки степени чистоты полости рта.

Было установлено, что 11,7% студентов посещают стоматолога приблизительно раз в месяц, 35% – примерно раз в полгода, 45% респондентов – один раз в год, а 20 человек совершают поход к стоматологу по мере необходимости.

У 124 респондентов (51,7%) есть зубы мудрости. У большей части учащихся смена зубов началась в возрасте пяти-шести лет (30% и 50%), что соответствует норме. У 6 человек процесс начался значительно раньше (в 3,5-4 года), также у шестерых (2,5%) постоянные зубы появились позднее срока (в 8 лет).

Определено, что 70 респондентов пользовались брекетами или пластинками (29,2%). Среди них 34 студента носили брекеты, у 32-х учащихся применялись пластинки, у четверых человек – и брекеты, и пластинки. В этой группе у 10-и человек коррекция проводилась до 10 лет, у 32-х человек – с 10 до 12 лет, у 20-и опрошенных – с 13 до 16 лет, а 8 респондентов будут использовать брекеты/пластинки с 16 до 18 лет.

По результатам анкетирования установлено, что 55% студентов едят овощи и фрукты не более двух раз в день. 24% опрошенных не используют кисло-молочные продукты и (или) молоко, 7,5% употребляют большое количество хлебо-булочных изделий. 28% не едят морепродукты. 45% используют в пищу яйца менее двух раз в неделю. 32,5% пьют крепкий кофе больше одного раза в день. 45% респондентов оценили свой уровень потребления сладкого как нормальный и 7,5% – как высокий.

Таким образом, несмотря на достаточный уровень культуры и медицинских знаний, не все будущие врачи готовы к решению задач валеологического образования населения.

При проведении добровольного анкетирования среди родителей школьников третьих классов выявлено, что 12 детей посещали врача-стоматолога реже одного раза в год, 22 родителя не знали правильный ли прикус у их ребенка, из 23 школьников с аномальным прикусом только трое получали соответствующую медицинскую помощь. Такая ситуация может быть связана как с низким уровнем медицинской информированности населения и отсутствием заботы о здоровье, так и низким качеством оказания профилактической медицинской помощи в стоматологических клиниках [1].

Выводы. Выявленные особенности профессиональной готовности студентов и качество оказания профилактической стоматологической помощи могут послужить основой для внедрения профилактических мероприятий в работу дошкольных и школьных учреждений, направленных на улучшение физического здоровья населения.

 

Список литературы

 

1.        Гажва, С.И. Лечение осложнений кариеса временных зубов у детей : монография / С.И. Гажва, Е.С. Пожиток, И.Г. Стельникова. - Нижний Новгород: Издательство НижГМА, 2015. – 308 с.

2.        Косюга, С.Ю. Особенности профилактики стоматологических заболеваний у детей в зависимости от эколого-гигиенической ситуации крупного промышленного города : автореф. … докт. мед. наук : 14.00.21 / Косюга Светлана Юрьевна. - Нижний Новгород, 2009. – 34 с.

3.        Кузьмина, Э.М. Профилактика: сегодня и завтра. Избранные доклады и лекции по стоматологии/ Э.М.Кузьмина. – М.: МЕДпресс, 2000. – С. 56-64.

4.        Попова, С.С. Антропометрические исследования в диагностике эндокринопатий, сопровождающихся поликистозом яичников// Международный медицинский журнал. - № 3. – 2005. - С. 77-79.

5.        Стоматологическая заболеваемость населения России / под ред. проф. Э.М.Кузьминой. – М.: МГМСУ, 2009, - 236 с.