18 ноября 2017г.
Аннотация: В статье изложены практические аспекты по применению в лечебном учреждении организационных форм сочетанного взаимодействия коммерческих и бюджетных медицинских организаций с получением высокого медико-социального и экономического эффекта в рамках государственно-частного партнерства в здравоохранении.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственно-частное партнерство, инвестиции.
Партнерство государства с частным сектором является ключевым компонентом новой инновационной политики России, поскольку, при правильной организации, оно обеспечивает получение более широких преимуществ от капиталовложений в государственные исследования, создавая благоприятные предпосылки для устойчивого инновационного развития, являющего стратегическим фактором экономического роста.
Суть государственно-частного партнерства заключается в том, что одним из его субъектов выступает государство, другой субъект – коммерческая структура. Объектом является общественная услуга или объект инфраструктуры, имеющие социально ориентированное значение.
Схема взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) представлена на рис. 1.
При этом осуществляется юридическое оформление партнерства между государством и участниками со стороны частного сектора специальным соглашением (договором, контрактом). Само партнерство заканчивается со сроком действия соглашения.
Предполагается софинансирование совместных проектов в определенных долях государством и частными компаниями, разделение рисков между участниками и фиксированный
срок
партнерства.
Государственно-частное партнерство используется, для того чтобы разрешить противоречие, заключающееся в том что, в государственном бюджете нет достаточных средств, позволяющих обеспечить
на
современном уровне воспроизводство в инфраструктурных отраслях, в первую очередь в монопольных сегментах в виду их стратегической, экономической, социально-политической значимости. Таким образом, государственно – частное партнерство представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных объектов государственной собственности.
В результате для применения в здравоохранении перспективны следующие формы организации
государственно-частного партнерства [2]:
1.
Передача частному партнеру в концессию объектов государства и муниципальной
собственности (недвижимого имущества) в целях строительства, ремонта, оснащения медицинских учреждений и дальнейшей эксплуатации – оказания платных медицинских услуг в течение определенного срока для
достижения окупаемости инвестиций и получения прибыли частным партнером, одновременно с оказанием
таких же услуг на бесплатной или льготной основе (в том числе в системе ОМС), что составляет интерес
государства (муниципалитета);
2.
Создание коммерческой организации (общества с ограниченной ответственностью, акционерного
общества с долями государства, муниципалитетов и представителей частного капитала) для оказания услуг в сфере здравоохранения;
3.
Создание двухуровневой структуры: управляющей компании
(в
форме коммерческой организации–
акционерного общества с долями государства, муниципалитетов и представителей частного капитала) и
группы ее дочерних коммерческих и некоммерческих организаций, в числе которых некоммерческие
организации – медицинские учреждения, финансируемые управляющей компанией, и коммерческие – обслуживающие компании, работающие по договорам с управляющей компанией;
4.
Использование двухуровневой структуры, когда управляющая компания создается в форме
фонда или иной некоммерческой организации и финансируется на основе бюджетных субсидий, спонсорских взносов и создания фонда целевого капитала. Смысл создания такой структуры для региона или муниципалитета – в экономии средств за счет привлечения дополнительных источников и более
эффективного использования субсидий вследствие улучшения финансового менеджмента, а также в
повышении качества услуг.
В «Городской больнице №13» реализованы некоторые из вышеперечисленных форм. В больнице организовано сотрудничество негосударственных медицинских организаций и бюджетного учреждения. Так, одной из форм государственно-частного партнерства явилась совместная деятельность с ОАО Нижегородским кардиохирургическим центром «Коралл». Потребность в кардиохирургической помощи больным в Нижегородском регионе весьма высокая. Для повышения доступности кардиохирургической
помощи в начале 2000-х годов была проведена большая организационная работа по созданию частного кардиохирургического центра в организационно-правовой форме открытого акционерного общества (ОАО «НКХЦ»). Общий объем частных инвестиций в создание центра составил около 3 млн. долларов США. При этом были
использованы американские технологии
и импортное оборудование.
Данная форма государственно-частного партнерства прошла апробацию временем и оказалась
высокоэффективной для обеих сторон. Больницей № 13 получено дохода около 25 млн. руб. от сдачи в аренду помещений
и оказания платных услуг.[4]
Основой сотрудничества явился трехсторонний договор об арендной плате площади медицинского
учреждения. В договоре весьма детально представлены возможности взаимодействия при использовании
кадрового потенциала больницы, в том числе параклинической службы, оказание услуг (в том числе медицинских) на возмездной основе.
Была использована и другая организационно-правовая форма в виде автономной некоммерческой организации Благотворительного Фонда «Тринадцатая больница». Формирование бюджета Фонда проводилось за счет благотворительной деятельности юридических и физических лиц, путем внесения
добровольных пожертвований. Программа деятельности Благотворительного фонда «Тринадцатая больница» предусматривала несколько приоритетных направлений,
имеющих важное социальное значение в плане развития материально-технической базы больницы, внедрения новых медицинских
технологий, а
также социальную защиту сотрудников больницы и повышение их профессионально-квалификационного
уровня.
Важным направлением развития партнерства является сотрудничество с открытым акционерным
обществом МЦ «Нижфарм», многопрофильным медицинским Центром, оказывающим поликлиническую медицинскую помощь населению по 15 специальностям. Совместное партнерство с муниципальным
медицинским учреждением выражается в представлении пациентам Центра стационарной медицинской
помощи.
Составлены два проекта государственно-частного партнерства:
Реконструкция и оснащение действующих помещений хозяйственного корпуса Городской больницы №13 Автозаводского района г. Н. Новгорода под патолого-анатомическое отделение (морг) и ритуальный зал.
Частные инвестиции составят 25 млн. рублей, в том числе: а) Приобретение оборудования – 16 млн.
рублей
б) Реконструкция помещений
и прилегающей
территории – 9 млн.
рублей
2. Передача в аутсорсинг через учредителя помещение радиоизотопной лаборатории, где будет
установлено новое оборудование. Инвестиции 2,2.
млн.
рублей.
Модель взаимодействия бюджетной
больницы и
частных компаний представлена на рис. 2.
В России принят федеральный закон от 13.07.2015 г. № 224–ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении в отдельные законодательные акты РФ»,
предусматривающий развитие моделей ГЧП. Закреплены основные понятия, принципы партнерства,
требования к частному партнеру, объекты соглашения о партнерстве.[1]. Закон будет способствовать
единому правовому пространству, и объединить субъекты РФ в разработке единых требований по этому вопросу.
На федеральном уровне сформирован Координационный совет по государственно – частному
партнерству в здравоохранении. Задачи совета по ГЧП состоят из создания условий для подготовки кадров, описание типовых проектов и
создание благоприятных условий
для
участия бизнеса.
Минздрав России разрабатывает необходимые мероприятия для достижения прогресса в вопросе
развития ГЧП в отрасли. На сегодняшний день здравоохранение является лидером в социальной сфере по
количеству реализуемых ГЧП-проектов. Минздрав России запустил и продолжает работу над пилотными проектами на федеральном уровне, которых сегодня на разных стадиях проработки порядка 20. Исходя из
публикуемых материалов Министерства здравоохранения, в 2016 году было реализовано 70 проектов в
формате государственно-частного партнерства, 61 из которых уже на стадии строительства и эксплуатации. Общий объем частных инвестиций в ГЧП-проектах составляет 57 млрд рублей – это 10% от общего объема инвестиций
в ГЧП-проектах во всех отраслях. [3].
В регионах сама жизнь заставляет развивать государственно-частное партнерство не для вытеснения
государственного здравоохранения или способа зарабатывания денег, а для создания конкурентной среды, привлечения частного капитала в целях обеспечения доступности высококачественной медицинской помощи. Для чего в Нижегородской области принят Закон «Об участии Нижегородской области в
государственно-частном партнерстве» от 11
марта 2010
г.
№ 40-З, который определил
цели, формы и условия участия области в ГЧП. Ст.8 Закона п.4 предусматривает, что объектами соглашения могут быть,
объекты, используемые для осуществления медицинской, лечебно–профилактической и иной деятельности
в системе здравоохранения.
В Нижегородской области в сфере здравоохранения реализуются проекты государственно-частного партнерства. В настоящее время осуществляется крупный комплексный проект в сфере здравоохранения –
Центр высоких медицинских технологий «Нижегородский онкологический научный центр». Реализуется по инициативе научной, медицинской и деловой общественности при поддержке администрации Нижегородской области в формате частно-государственного партнерства. Общая сумма инвестиций – 15,7
млрд. руб.; консолидированные бюджетные ассигнования– 7,0 млрд. руб.; коммерческие инвестиции – 8,7 млрд. руб. По предложенной инициаторами схеме ГЧП (строительство – владение – передача) частный инвестор должен построить и эффективно эксплуатировать комплекс, а государство оплачивать ему услуги
по
тарифам,
в которые помимо текущих расходов заложен
возврат инвестиций
[3].
На 2017 г. (распоряжение правительства Нижегородской области от 11.01.2017 г.) в рамках государственно-частного партнёрства планируется заключить соглашения о строительстве в Нижегородской области
двух медицинских центров:
1.
Создание медицинского центра ранней диагностики включает реконструкцию и оборудование помещений на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Клинический диагностический центр». По предварительным оценкам, объем
частных инвестиций
составит около 100 млн. рублей.
2.
Создание центра сердечно-сосудистой хирургии предполагает реконструкцию и
оборудование помещений, находящихся в государственной собственности Нижегородской области, объем
инвестиций составит 150 млн.
рублей.
В последние годы области применения различных форм ГЧП стремительно расширяются; бурно
развиваются и сами формы партнерств. Так, если концессионные соглашения первоначально стандартно применялись при сооружении автострад, автостоянок,
то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, образование, здравоохранение. Все чаще частный бизнес
проектирует и строит больницы, школы и
другие общественные объекты, а затем управляет ими.
Список литературы
1.
Федеральный
закон от
13.07.2015 № 224 «О государственно-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений
в отдельные законодательные
акты
Российской
Федерации».
2.
Дербина, Е.
С.
Перспективы реализации
государственно-частного партнерства в сфере
здравоохранении
субъектов в РФ // Молодой ученый. – 2014. – №17.
– С.
259-261.
3.
Ершов,
Д. Л.
Опыт реализации
партнерства государства и бизнеса в здравоохранении
// Молодой ученый. – 2013. – №11. – С.
331-334.
4.
Полина, Н.А. Управление многопрофильным лечебно-профилактическим учреждением.
Монография. – Н.Новгород– НИМБ, 2012–280 с.
5.
Интернет- ресурсы: https://praktika.vedomosti.ru/events/gchp17 (дата обращения 6.10.2017 г.).