Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОНЯТИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
24 января 2016г.

В статье исследуется понятие и сущность антикоррупционной культуры личности, влияние уровня анти- коррупционной устойчивости и культуры личности на качество экспертизы нормативных правовых актов, актуальные проблемы в данной сфере и пути их решения.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная экспертиза, нормативные правовые акты, анти- коррупционная культура.

 The author of article investigates the concept and essence of the anti-corruption culture of personality, the influence of the level of anti-corruption and sustainability of training of the person on the quality of the examination regulations, topical issues in the field and ways to solve them.

Key words: corruption, anti-corruption expertise, law act, anti-corruption culture.

    Коррупция как историческое и политическое явление известна давно, что даже привело к ее восприятию как свойственной социуму объективной реальности. В современной России она все более проявляет себя в статусе социального явления, способного поставить под угрозу любые преобразования и реформы.

    Проблема коррупции приобрела сегодня массовый характер и затронула все сферы общественной жизни. Главными причинами коррупции являются политическая нестабильность в стране, неэффективные действия властных структур; несовершенное законодательство; низкое правовое сознание населения; бездействие институтов гражданского общества; слабая судебная система, непоследовательная в применении законодательства.[3]

   Коррупция представляется реальной угрозой суверенитету нашей страны наряду с такими явлениями, как экономическая дезинтеграция, истощение природных ресурсов и международный терроризм.

   При анализе причин и условий коррупции на первое место часто ставят недостатки действующего законодательства. В качестве основной меры по предупреждению коррупции предлагается его совершенствование. Причем такое совершенствование законодательства должно осуществляться по двум направлениям: разработка, принятие, уточнение собственно антикоррупционных норм, то есть правовых норм, основная цель которых и заключается в противодействии коррупции, и совершенствование всего текущего законодательства, пробелы и неточности которого часто играют роль условий существования и развития коррупции.[5]

    Непрерывному совершенствованию действующего законодательства прежде всего призвана способствовать антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

   Одновременно необходимо отметить, что в причинном комплексе коррупции доминируют и факторы идеологического характера. Успешность антикоррупционной деятельности также зависит от повышения общего благосостояния населения, развития правового образования и просвещения, правовой грамотности, создания атмосферы неприятия коррупции в обществе, внедрения антикоррупционной модели  поведения не только у государственных и муниципальных служащих, но и у всех граждан, а также повышения уровня правовой и, в том числе антикоррупционной, культуры личности и общества в целом. [6]

   Одним из препятствий на пути реализации противокоррупционных мер в области правотворчества является  коррупционное  поведение  государственных  служащих.  О.В.  Ванновской  предложено  понятие «коррупциогенная личность», то есть определенный социальный тип, обладающий высокой склонностью к коррупции и низкой антикоррупционной устойчивостью. В ситуации коррупционного давления такая личность с большей вероятностью выберет коррупционное поведение и с очень низкой вероятностью откажется от него. [2]

    В связи с этим важен анализ понятия антикоррупционной культуры личности, ее значения в процессе проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и определение вариантов решения проблем, связанных с влиянием коррупциогенности личности на качество проведения экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

     Антикоррупционная культура является одной из составляющих правовой культуры. Это качество личности, включающее знания о пагубности коррупции для благосостояния и безопасности общества; это состояние индивида, который не просто не желает мириться с проявлениями коррупции, а стремится к устранению этого явления.

   Е.М. Ибрагимова и А.Р. Халдеев понимают антикоррупционную культуру как «определенные ценностные установки и способности, направленные на проявление активной гражданской позиции относительно коррупции». [4]

   По нашему мнению, антикоррупционная  культура личности – это система знаний, ценностных ориентиров, качеств и способностей, обеспечивающих морально – психологический настрой личности на неприятие коррупции и противодействие ей.

   Антикоррупционная культура индивида отражает степень и характер развития его личности, что выражается в уровне правомерности его деятельности. Это говорит в пользу того тезиса, что никто не бывает, как правило, лишен антикоррупционной культуры, просто она бывает либо очень низкой, либо высокой.

    Итак, антикоррупционную культуру можно рассматривать в следующем алгоритме: правовой багаж индивида - привычка его к законопослушному поведению - правовая активность против коррупции, т.е. способность и мотивация к использованию правовых средств к антикоррупционной деятельности. А это значит не просто стремление индивида строить свое поведение в соответствии с правовыми нормами, а готовность остановить любое правонарушение, связанное с коррупцией.

   Поэтому индивид не совершает коррупционных действий, исходя не из-за страха наказания, а, прежде всего, потому, что он сам считает такие действия недостойными и противоречащими жизненным принципам. В этом, в частности, заключается личностный характер ценностно-нормативной сферы индивида, которая и проявляется в антикоррупционной культуре. [7]

   Таким образом, уровень антикоррупционной культуры можно выразить как в степени освоения индивидом своих прав как гражданина, так и использования их с точки зрения исполнения обязанностей.

    Активность в противодействии коррупции является высшим уровнем антикоррупционной культуры личности. Она проявляется в готовности личности к активным сознательным действиям, как в сфере правового регулирования, так и реализации права, а также законности поведения.

    Коррупция в сфере правотворчества представляет собой особый вид опасных деяний, которые проявляются в различных видах протекционизма, в форме подкупа властных субъектов правотворчества, лоббизма. Коррупция находит свое проявление в злоупотреблении своим публичным статусом субъектами, наделенными властными полномочиями. В итоге, принимаемые ими нормативные правовые акты выступают как средство достижения личных либо корпоративных корыстных интересов.

    Одной из составляющих антикоррупционной политики является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Правовые и организационные основы проведения данной экспертизы закреплены в Федеральном законе «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» №172-ФЗ от 17 июля 2009 года.

   Процесс становления в России института антикоррупционной экспертизы не завершен, в связи с чем в юридической науке отмечаются проблемы, связанные с влиянием низкого уровня антикоррупционной культуры, слабой антикоррупционной устойчивостью экспертов на процесс и результат проведения экспертизы.

    Федеральным Законом  определен круг субъектов проведения антикоррупционной экспертизы. К ним относятся органы прокуратуры РФ, федеральный орган исполнительной власти в области юстиции, органы, организации, их должностные лица, принявшие нормативный правовой акт; институты гражданского общества и граждане РФ.

   В большинстве случаев экспертиза проекта нормативно – правового акта проводится работниками органа, принимающего данный акт. В связи с этим возникает проблема зависимости работников соответствующего органа власти от мнения или указаний руководства по закреплению в нормативном правовом акте норм права, не отвечающих требованиям коррупционной безопасности.

   Эксперт может быть вовлечен в процесс лоббирования определенных интересов по принятию нормативного правового акта, «не замечая» содержащиеся в нем коррупциогенные нормы. В результате утрачиваются такие существенные принципы  антикоррупционной экспертизы как объективность и обоснованность. [1]

   Немаловажной проблемой проведения качественных внутренних правовых (антикоррупционных) экспертиз сотрудниками правотворческого органа является их перегруженность текущей деятельностью.

   Решением проблемы зависимости внутренней антикоррупционной экспертизы является всестороннее повышение антикоррупционной культуры государственных и муниципальных служащих, в первую очередь путем организации обучения по образовательным программам дополнительного профессионального образования антикоррупционной направленности, в ходе которого служащими будут получены знания о нормативно- правовой базе по противодействию коррупции, в том числе в части установления запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих, правовых и морально-этических аспектов противодействия коррупции.

   Также в результате обучения будут формироваться навыки применения полученных знаний, включая способность оценить коррупционные риски, выявить коррупциогенные нормы правовых актов, способность противостоять лоббизму и представить объективное заключение по итогам антикоррупционной экспертизы правового акта.

  Важно обеспечить внедрение системы мер материального и морального стимулирования антикоррупционной устойчивости государственных и муниципальных служащих.

   Повышению уровня антикоррупционной культуры будет способствовать обобщение положительного и успешного опыта проведения антикоррупционной экспертизы, распространение методических материалов, обзоров.

    Федеральным законом также предусмотрено проведение внешней (независимой) антикоррупционной экспертизы.

    Данная экспертиза проводится  независимым экспертом за собственный счет, заключение по ее результатам носит рекомендательный характер, обязательным является проведение независимой антикоррупционной экспертизы только проектов федеральных правовых актов.

Многие государственные  служащие рассматривают необходимость проведения независимой антикоррупционной экспертизы подготовленных ими проектов правовых актов исключительно как процедуру, усложняющую и замедляющую согласование и принятие нормативного акта. Между тем во многих случаях можно обнаружить серьезные ошибки в документе и выявить незамеченные разработчиками коррупциогенные факторы, тем самым существенно улучшив документ.

    Согласно данным официального сайта Министерства юстиции Российской Федерации по состоянию на 07 октября 2014 года, аккредитованы на проведение независимой антикоррупционной экспертизы 309 юридических и 1677 физических лиц.

   Независимая антикоррупционная экспертиза является еще одной превентивной мерой в борьбе против коррупции. Именно общественная экспертиза, проводимая различными организациями, учреждениями и гражданами, зачастую максимально отвечает принципам обоснованности, объективности, эффективности. Проекты нормативно-правовых актов следует подвергать как можно более широкому общественному обсуждению, своевременно публикуя их на интернет-сайтах государственных органов.

   Уровень антикоррупционной культуры независимого эксперта также имеет большое значение. Считаем необходимым организацию обучения по антикоррупционным программам не только государственных и муниципальных служащих, но и независимых экспертов. Прохождение подобного обучения ввести в число обязательных критериев аккредитации. С целью повышения уровня антикоррупционной культуры независимых экспертов необходимо проведение лекций, конференций по антикоррупционной тематике.

   Подводя итоги, отметим, что эффективность антикоррупционной деятельности зависит от ее всесторонности. Одной из действенных превентивных мер по борьбе с коррупцией является экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которая позволяет выявить и устранить коррупциогенные нормы и факторы в законодательстве. Однако коррупция имеет также и идеологические истоки - в массовом сознании к ней сформировано толерантное отношение.

    В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о роли антикоррупционной культуры личности при проведении антикоррупционной экспертизы правового акта. Для формирования нетерпимости к коррупции, повышения уровня антикоррупционной культуры и устойчивости государственных и муниципальных служащих, а также независимых экспертов необходимо обучение по специальным антикоррупционным программам, внедрение мер материального и морального стимулирования антикоррупционного поведения, просвещение и привлечение общественности к участию в проведении антикоррупционной экспертизы.

 

Список литературы

1.      Алешкова Н.П. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов: актуальные проблемы и возможные решения // Муниципальное право. 2013. N 2. С. 31 - 38.

2.      Ванновская  О.В.  Личностные  детерминанты  коррупционного  поведения  //Известия  Российского государственного университета им. А.И. Герцена, - №102/2009. – с. 325

3.      Ибрагимова Е.М., Хамдеев А.Р. Сущность понятия антикоррупционная культура и ее функции. // СПС«Консультант плюс»

4.      Ибрагимова Е.М., Хамдеев А.Р. Указ. соч.

5.      Качалов В.В. Общественная антикоррупционная экспертиза законодательства как элемент системы защиты прав граждан от коррупции // Безопасность бизнеса. 2012. N 3. С. 2 - 3.

6.      Клюковская,  И.  Н.   Теоретические  основы  криминологического  исследования  антикоррупционной политики: Автореферат дисс. д.ю.н. ВНИИ МВД. М.,2004. –с.30

7.      Ямалнеев И.М. Вопросы противодействия коррупции: учеб.пособие. - Казань: Казан.гос. энерг. ун-т, 2010.- 56 c.