Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ В ПОНИМАНИИ СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА, ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
24 января 2016г.

    В данной статье автор исследует понятие суверенитета государства, теоретический и правовой аспект данного явления.

   Категория «государственный суверенитет» является фундаментальной характеристикой государства. Для закрепления в праве он должен быть концептуально оформлен, то есть, переведен в разряд юридических конструкций, что раскрывают специфику государственной власти. Одновременно суверенитет выступает элементом более сложной юридической конструкции - государства. Наиболее общим определением суверенитета государства – независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Данное определение передает представление о данном явление только в самых общих чертах, именно поэтому автором было сформулировано следующее определение государственного суверенитета: государственный суверенитет - это обусловленное волей народа, политико-правовое свойство государства, которое заключается в верховенстве государственной власти над любой другой властью в обществе и ее независимости от любой другой власти за ее пределами.

   С учетом современных тенденций к всеобщей глобализации и защите прав человека, правильно было рассматривать понятия государственного суверенитета, через такие правовые явления как: национальный суверенитет, народный суверенитет и суверенитет государства.

    С развитием международного права и всеобщей интеграции, необходимо выделить такое понятие как национальный суверенитет, данное понятие включает в себя право народов на самоопределение и выражает полноправие власти и политически закреплѐнную свободу выбирать организационно-правовую форму правления и объем взаимодействий с другими государствами. Возникает вопрос о том, можно ли выделять данное явление как отдельный вид суверенитета, по сути, национальный суверенитет является лишь отдельной составляющей государственного суверенитета, адаптированной под современные тенденции глобализации.

    Еще одной важной составляющей частью является так называемый народный суверенитет. Данная доктрина была разработана во Франции, известным философом и мыслителем Ж.Ж.Руссо, долгое время эта идея оставалась лишь доктриной и заключалась в том, что народ как коллективное существо наделяет государство суверенитетом в полном смысле этого слова. Начиная с середины 20 века, наметилась тенденция к активной защите прав и свобод человека, а так же закрепление их в международных юридических актах, поэтому в 21 статье всеобщей декларации прав человека, указанная выше доктрина получила законодательное закрепление. В итоге народный суверенитет заключается в том, что он является основой любой политической власти, а так же в поддержании и закреплении всеобщего и равного голосования, нефальсифицированного избирательного права.

    На современном этапе в отечественной юридической литературе под государственным суверенитетом понимается верховенство, самостоятельность, полнота и неделимость власти государства, ее верховенство относительно любой другой власти в стране и независимость от всякой иной власти за ее пределами.

    В современной Российской политологии, социологии  и юриспруденции все более укореняется представление о власти как о силе, способностью реально осуществлять свою волю в социальной жизни, навязывать ее, если необходимо другим людям и таким образом изменять их поведение[1]. Власть как чья-то не ограниченная воля ассоциируется со способностью использовать действие других людей, со средствами достижения собственных целей, а осуществление власти – с прямым насилием, принуждением, влиянием.[2]

    Такое определение суверенитета, используемое в юридической и политологической науках, только подчеркивает, что государство выступает официальным представителем всего общества внутри и снаружи.

   Одним из основных признаков государства является исключительная монополия на правотворчество.

Данный процесс является одним способов реализации внутреннего государственного суверенитета. В настоящее время намечается тенденция увеличения скорости и объѐмов издания нормативно-правовых актов, что неминуемо влечет за собой снижение качества законодательства, так же присутствие в правотворческом процессе людей не обладающих специальными юридическими знаниями, влечет за собой ухудшение правовой обстановки и внутреннего суверенитета государства. Именно поэтому законодателю следует обратить особое внимание на развитие и модернизацию института правовой экспертиза нормативно-правового акта в процессе правотворчества, поскольку ошибки гораздо проще предупреждать, нежели исправлять. Для этого считаем необходимым развитие законодательства, которое бы приводило к единому началу все регламентирующие, правовую экспертизу нормативно-правового акта, нормы.

    К сожаленью, наше государство  не лишено такого  пагубного  явления как коррупция. Коррупция на высшем государственном уровне крайне негативно влияет на реализацию всей полноты власти государством. Известны случаи в Российской действительности, когда коррупционная составляющая среди верхушки власти, влекла за собой угрозу лишения суверенитета. Для этого считаем необходимым развитие и модернизацию политики антикоррупционного правового воспитания, и внедрение в общество основы антикоррупционной культуры. Воспитание должно начинаться в период со школьного возраста личности и не прекращаться на протяжении всей активной трудовой деятельности

   Понятие суверенитета непосредственно соотносится с его видами, особенно такими, как народный суверенитет, национальный суверенитет, государственный суверенитет. Данные категории тесно переплетаются и соотносятся между собой, но не являются равнозначными.

 

Список литературы

1.      Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 2000. С. 69.

2.      Дятлов Д.Е. Понятие власти // Право и политика: Сборник статей и тезисов. Вып. 1. СПб., 2002. С. 73.